Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темп ускоряется






В сентябре 2009 г. в Японии к власти пришла оппозиционная Демократическая партия во главе с Юкио Хатояма, ставшим главой кабинета министров.

Китайская сторона внима­тельно следила за первыми шага­ми нового руководства Японии. В частности, Пекин обратил осо­бое внимание на заявления пре­мьер-министра о намерении строить «равноправные» отно­шения с Соединенными Штата­ми и стремлении создавать Восточноазиатское сообщество (ВАС) [4]. Но особенно важно для Пекина было получить от Токио подтверждение преемственности политического курса Японии в отношении Китая.

21 сентября 2009 г. в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председатель КНР Ху Цзиньтао встретился в Нью-Йор­ке с премьер-министром Хатоямой. Лидеры двух стран подтвер­дили готовность выполнять до­стигнутые ранее договоренности, хотя полного единства взглядов по некоторым вопросам достичь им не удалось.

Так, Хатояма призвал начать переговоры с целью заключения двустороннего договора о совме­стном освоении газовых место­рождений в спорных секторах Восточно-Китайского моря в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), заявив: «Я хочу превратить море проблем в море дружбы». Ху Цзиньтао, со своей стороны, признав важность сотрудничест­ва по решению проблемы освое­ния газовых месторождений в данном регионе, предложил на­чать в будущем переговоры на ра­бочем уровне. При этом он за­явил: «Это море должно стать мо­рем мира, дружбы и сотрудниче­ства».

Ху Цзиньтао выдвинул ряд других предложений: чаще осуществлять взаимные визиты ли­деров двух стран; активнее со­трудничать в сфере экономики и торговли; укреплять взаимные симпатии народов двух стран; продвигать сотрудничество по решению региональных и гло­бальных проблем; терпеливо пре­одолевать различия в подходах двух стран [5].

Оба руководителя деклариро­вали свою заинтересованность в сотрудничестве по созданию Восточноазиатского сообщества. Од­нако различия в подходах Китая и Японии остаются до сих пор од­ной из главных причин торможе­ния процесса формирования этой региональной структуры [6].

Выступая в прениях на сессии ГА ООН, Хатояма призвал к со­зданию ВАС с целью содействия сотрудничеству между азиатски­ми странами, подчеркнув, что «если Япония не будет прини­мать активного участия в делах Азиатско-Тихоокеанского регио­на, она не сможет развиваться». При этом он заявил о готовности сотрудничать в таких областях, как заключение соглашения о свободной торговле, финансы, ва­люта, энергетика, экология, лик­видация последствий стихийных бедствий [7].

Что же касается Китая, то он не ограничился одними заявле­ниями. Так, 7 января 2010 г. в г. Наньин состоялась торжествен­ная церемония по случаю созда­ния зоны свободной торговли (ЗСТ) Китай - АСЕАН. Предпо­лагается, что она придаст мощ­ный импульс экономической ин­теграции в Восточной Азии.

Вслед за этой зоной в 2011 г. планируется ввести ЗСТ Республика Корея - АСЕАН, а в 2012 г. ЗСТ Япония - АСЕАН. По мне­нию китайских аналитиков, эти 3 зоны в дальнейшем могут объеди­ниться в одну большую, которая станет основой Восточноазиатского экономического сообщест­ва в формате «10+3». Пекин ви­дит Восточноазиатское сообщест­во именно в таком формате [8].

На встрече руководителей Ки­тая, Японии и Республики Корея в мае 2010 г. стороны подписали заявление о начале трехсторонне­го сотрудничества по совместно­му изучению возможности созда­ния китайско-японско-южноко­рейской ЗСТ. Это изучение наме­чено завершить к встрече лидеров Китая, Японии и РК в 2012 г. [9]

Однако такая перспектива не может не настораживать Вашинг­тон, который воспринимает эту ре­гиональную структуру как инстру­мент усиления позиций Китая.

Чтобы успокоить американ­цев, официальным лицам Японии пришлось выступить с рядом за­явлений, в которых они, подчер­кивая неизменную важность со­юзнических отношений с США, подтверждают приверженность принципу «открытости» при со­здании ВАС, что, теоретически, не исключает вхождения в эту ор­ганизацию и США. Однако про­тив участия Соединенных Шта­тов категорически выступает Ки­тай.

В декабре 2009 г. в Японии с официальным визитом находил­ся заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который стал первым из китайских руководи­телей, посетившим Японию по­сле сформирования нового каби­нета министров.

Японская сторона отнеслась со всей серьезностью к организа­ции программы пребывания ки­тайского гостя, рассматривая его в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао на посту председа­теля КНР. Си Цзиньпин был принят императором Акихито. На переговорах с Хатоямой был обсужден широкий круг вопросов состояния и перспектив двусто­роннего и регионального сотруд­ничества, в полном соответствии с содержанием китайско-япон­ского Совместного японо-китай­ского заявления 2008 г. [10]

Однако в январе 2010 г. разго­релся спор по поводу о-вов Дяоюйдао (Сэнкаку), на континен­тальном шельфе которых обнаружены богатые месторождения нефти и газа (подробнее см.: Русаков Е.М. Ни здравого смысла, ни права (международного) // Азия и Африка сегодня, 2010, № 3. – прим. автора). Министр иност­ранных дел Японии К.Окада за­явил, что Токио примет адекват­ные меры, если КНР в односто­роннем порядке начнет их разра­батывать. Официальный предста­витель МИД КНР подчеркнул, что «китайская сторона имеет су­веренитет над месторождением Чунь Сяо... (и)... будет твердо от­стаивать свои законные права в Восточно-Китайском море» [11].

Покидая пост премьер-минис­тра в начале июня 2010 г., Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Южной Кореей. Выступая в парламенте перед де­путатами правящей Демократи­ческой партии накануне избра­ния его премьер-министром Япо­нии, Кан заявил, что будет соблю­дать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубле­ния доверия с США, но в «равной степени» развивать отношения с Китаем [12].

Появлению новых тенденций в отношениях Пекин - Токио в последние годы способствовали перемены глобального масштаба.

В результате относительного ослабления позиций единствен­ной сверхдержавы - США, свя­занного с усилением экономической мощи и политического влия­ния КНР, Индии, РФ и др., зако­лебались устои миропорядка, ко­торый во многих странах расце­нивался как однополярный. При активном участии Пекина вызре­вают предпосылки для перест­ройки всей системы международ­ных отношений, что приведет, в том числе, к изменению отноше­ний в геополитическом треуголь­нике Япония - Китай - США.

Токио, как и Вашингтон, в це­лом воспринимает усиление Ки­тая как потенциальную угрозу своим национальным интересам. В то же время Япония крайне за­интересована в том, чтобы избе­гать каких-либо конфликтов со своим усиливающимся соседом.

Наметившаяся тенденция по­степенного изменения соотноше­ния сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед японским руководством задачу просчитывать на перспективу от­ношения с каждой из этих двух держав. Имевшиеся и в прошлом нюансы и разночтения в подходе Токио и Вашингтона к КНР мо­гут приобрести более глубокий характер.

Судя по некоторым призна­кам, японская политическая эли­та уже начинает задумываться о более гибком лавировании между Вашингтоном и Пекином. Что ка­сается китайской стороны, то она, по-видимому, намерена восполь­зоваться этой ситуацией в инте­ресах политического сближения с Японией.

А некоторые японские поли­тологи идут еще дальше.

Так, эксперт Харуки Иосида в своей книге под красноречивым названием «Америка или Ки­тай?» подчеркивает, что для Япо­нии жизненно важно иметь силь­ного союзника. Сегодня сильней­шей державой является Америка, однако не исключено, что в неда­леком будущем ее место может занять КНР. Кроме того, сущест­вует мнение, что в перспективе США постепенно уйдут из Азии. В таком случае, пишет Иосида, Япония должна, не колеблясь, связать себя с Китаем [13].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.