Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активизация в Центральной Азии на двустороннем уровне и через проект ШОС






Китай делает ставку на быструю и эффективную реализацию своих транспортных, энергетических и инвестиционных проектов в двусторонних форматах. Политически он признает за Россией ее центрально-азиатские приоритеты. Формат ШОС рассматривается Китаем как в региональном (центрально-азиатском), так и глобальном аспектах.

Энергетический аспект. После арабских революций традиционные пути доставки Китаю нефти и газа с Ближнего Востока становятся все более опасными и нестабильными. В этих условиях резко возрастают роль и цена сухопутных энергетических коридоров из Центральной Азии (ЦА) и России.

Введение в действие (2009 г.) газотранспортной магистрали Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай поменяло стратегические приоритеты стран ЦА – газовых экспортеров. За прошедшие 1, 5 года эксплуатации трубопровода Туркмения экспортировала в Китай более 10 млрд кубометров природного газа, в том числе только за первые пять месяцев 2011 г. – более 5, 7 млрд кубометров. Этот импорт составляет на сегодня более 10% внутреннего потребления газа и более половины всего газового импорта Китая. Это отчасти внесло элементы конкуренции в ситуацию с экспортом центрально-азиатского газа между Россией и Китаем. КНР, покупает туркменский газ по ценам ниже рыночных, что автоматически влияет на российско-китайские переговоры по обсуждаемым Москвой и Пекином ценам сибирского газа. Предлагаемая Китаем цена автоматически делает нерентабельным экспорт российского газа в КНР. Российские же предложения на рыночных условиях отвергаются, при этом китайская сторона ссылается китайско-туркменские газовые контракты.

Инвестиционный аспект. Освоение китайских инвестиций любого назначения (их объем в странах ЦА на 2010 г. – более 15 млрд долл.) стимулирует товарооборот, а также улучшает некоторые макроэкономические показатели стран региона. Однако фокусировка на сырьевой сфере отвлекает ресурсы от обрабатывающего кластера, без которого формирование в регионе сбалансированной экономической структуры крайне проблематично.

Казахстан остается главным приоритетом для Китая в ЦА в плане развития двустороннего сотрудничества. На него приходится около 80% товарооборота между Китаем и всеми центрально-азиатскими странами – членами ШОС. Основные позиции экспорта Казахстана в Китай – это сырьевые ресурсы: энергоносители (нефть, газ) – 63%, черные и цветные металлы (в большой мере в форме металлолома), сталь – 24 %. Взамен Казахстан получает продукцию машиностроения и металлообработки (72%), продовольствие (11%), а также товары широкого потребления, значительную часть которых вполне можно было бы производить в самой РК. В 2008 г. взаимная торговля превысила 14 млрд долл.

Облик ШОС в мире стремительно меняется. Организация – один из мировых центров влияния и часть «неамериканского мира». «Внутри» ШОС три уровня: 1) институт постоянных членов (РФ, КНР, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан), 2) группа стран – наблюдателей (Индия, Пакистан, Иран и Монголия), 3) группа стран – партнеров по диалогу (Белоруссия, Шри-Ланка). В рамках проекта встает на ноги военно-политический компонент. В Вашингтоне и Брюсселе стали понимать, что они проглядели момент рождения новой, пока не очень для них понятной организации. Сегодня США и ЕС по-разному оценивают ШОС. Вашингтон, после получения информации о том, что его союзники Дели и Исламабад официально оформили и подали заявки на вступление в группу постоянных членов ШОС, тут же срочной почтой доставил и свою заявку на вступление в группу партнеров по диалогу. Аналогичные желания имеют Сеул и Токио. Брюссель же, наоборот, подчеркивает неприятие, критикуя ШОС по гуманитарным и политическим вопросам. Позиция ЕС выглядит недальновидной и отражает общий европейский кризис политического мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.