Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь






Адаптация социальная (от лат. adapto — «приспособляю» и socialis — «обще- ственный») — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса [7, 11].

Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха; или переложением ответственности за него на других. Аффект не­адекватности является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный кон­такт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме [2].

Аффекты (от лат. affectus — «душевное волнение», «страсть») — сильные эмо­циональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и кото­рые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявле­ниями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На ос­нове пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реак­цию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект [2].

Базальные эмоции — теоретический конструкт, объединяющий эмоции мини­мального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоцио­нальных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение [2].

Воспитание — процесс социализации, протекающий в форме последовательно­го и постепенного усвоения человеком и группой лиц социально вырабо­танных норм, ценностей, способов деятельности [3].

Городской Центр социальной помощи семье и детям— учреждение социальной защиты населения, комплексно обслуживающее на территории города се­мьи и детей, которые нуждаются в квалифицированной и своевременной социальной поддержке различных видов: психологической, педагогичес­кой, юридической, социально-реабилитационной и иной [12, 171].

Государственная семейная политика — система мер экономического, правово­го, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи [5, 3].

Диагностика — направление деятельности практического психолога, социально­го педагога, осуществляемое на основе специальных методов, направленное на исследование индивидуально-психологических свойств личности [7, 142].

Идентификация (от лат. identificare — «отождествлять») — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин используется в психологии познавательных про­цессов, в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака, свойства, в результате чего происходит установле­ние их сходства или различия [7, 129-131].

Кризис (от греч. krisis — «решение», «поворотный пункт») — резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение [11, 15-99].

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяю­щие ее направленность [7, 219].

Наблюдение — систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан [7, 227].

Психическое состояние — интегральная характеристика системы деятельнос-тей индивида, сигнализирующая о процессах их реализации и их согласо­ванности друг с другом. В качестве основных психических состояний вы­деляют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществля­ется, как правило, методами наблюдения [2].

Процесс социальной адаптации — это процесс освоения стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем использо­вания принятых способов социального поведения, действия. В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны [3].

Релаксация (от лат. relaxatio — «уменьшение напряжения», «ослабление») — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие сня­тия напряжения после сильных переживаний или физических усилий [7, 338].

Самоактуализация (от лат. actualis — «действительный», «настоящий») — стрем­ление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих внутренних возможностей [7, 349-350].

Семья — основанное на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание объединение лиц (членов семьи), связанных между собой моральной и материальной обязанностью, взаимопомощью, облада­ющих личными и имущественными правами и обязанностями [6, 7].

Социальная защита населения — целенаправленная, сознательно регулируе­мая на всех уровнях общества система практически осуществляемых соци­альных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогичес­ких, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормаль­ные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен-

 

ного функционирования населения, предотвращение ущемления его прав и свобод; в узком смысле — деятельность, направленная на защиту отдель­ных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуа­ции [7, 182].

Социальная помощь семье — сеть специализированных учреждений с высококвалифицированными кадрами, имеющая научное, информационное и фи­нансовое обеспечение [12, 171].

Социальная реабилитация — процесс, направленный на восстановление спо­собности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также са­мой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [10, 190].

Социальная служба — государственные органы и находящиеся в их ведении специальные учреждения, а также общественные объединения, религиоз­ные организации, благотворительные и иные фонды, частные лица, предо­ставляющие населению социальные услуги и помощь [12, 171].

Социально-психологическая реабилитация — комплекс мероприятий, осуще­ствляемых командой специалистов (социальным педагогом, социальным работником, психологом, юристом, медиком и др.) и направленных на: 1) решение внутренних эмоционально-психологических проблем челове­ка; 2) гармонизацию его отношений с ближайшим социальным окружением, путем обучения новым стратегиям поведения и взаимодействия с окру­жающими людьми; 3) педагогизацию социума, т.е. рациональное исполь­зование его педагогического потенциала.

Стресс (от англ. stress — «напряжение») — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий [11, 15-99].

Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особо сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицатель­ное (до ее полной дезорганизации) [8, 173].

Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается его устойчивое отношение к определенным предметам или процессам окружа­ющего мира [2].

Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — состояния, связан­ные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удов­летворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являют­ся одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоции выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генети­чески обусловленные переживания гедонического знака, сопровождаю­щие жизненно важные впечатления, например вкусовые, температурные,

болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие со­бой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффек­тов, собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локаль­ным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особен­ность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-историчес­кой практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе су­ществует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусст­ва, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной истори­ческой эпохе [2].

Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживание») — постижение эмоциональ­ного состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека [7, 463].

 

Список литературы к терминологическому словарю:

 

1. Бурлачук Ф.Л., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — 207с.

2. Глоссарий психологии эмоций // https://skeptik.dp.ua/lib/psixo/emotio.htm

3. Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты): Учебное электронное пособие / Под ред. А.А. Ильина.

4. Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 № 46.

5. Пенкрат В.И. Семейное право. — Мн.: Веды, 1998. — 100 с.

6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — М., 1990. — 494 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982.

8. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.

9. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я'.Л. Коломинского, А.И. Левко. — Мн.: БелЭн, 2001. — 256 с.

10. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

11. Феминология. Семьеведение / Под ред. Л.Т. Шепелевой. — М.: Изд-во

МГСУ «Союз», 1997. — 220 с.

 

 

Литература

 

1. Александровский Ю.А., Лобанов О.С, Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психо­логия в экстремальных условиях. — М.: Педагогика, 1991. — 220с.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре пси­холого-педагогической помощи: Науч.-методич. пособие. — М.: НИИ се­мьи, 1998. — 112 с.

3. Алексеева Л.С, Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Науч.-методич. пособие. — М.: Государствен­ный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с.

4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консульти­рование. — М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 1993. — 136 с.

5. Бабосов Е.М. Катастрофы: Социологический анализ. — Мн.: Навука i тэхнiка, 1995.— 200 с.

6. Башлакова Е.М., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения пе-

дагогов к детям. — Мн., 1995. — 86 с.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Со­вершенство, 1998. — 298 с.

8. Брувик Т., Раундален М, Мозле Р. Методы овладения ситуацией в семье с хронически больными детьми // Журнал норвежского психологического общества. — № 23. — 1986.

9. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. - Киев, 1990. — 145 с.

10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психи­атра. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

11. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критичес­ких ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 90-101.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Просвещение, 1984. — 138 с.

13. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104-114.

14. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 224 с.

15. Введение в профессию «социальная работа». — М.: Инфа-М, 1998. — 150 с.

16. Вельвовский И.З. Психотерапия как система // Психотерапия и курорто­логия: Сб. науч. трудов. — Харьков, 1968.

17. Выготский Л.С. Педагбгическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.; Педагогика, 1991. — 480 с.

18. Городской Центр социальной помощи семье и детям: содержание и организа­ция деятельности / Под ред. Ж.И. Мицкевич. — Мн.: Ковчег, 2001. — 208 с.

 

19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред.
Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.: Ушверсгтэцкае, 1997. — 237 с.

20. Дон П. Как победить стресс // Наука и жизнь. — 1992. — № 4. — С. 5-8.

21. Досталова О. Как сопротивляться раку. — СПб.: Grada, 1994. — 350 с.

22. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: «КСП», 1996. — 160 с.

23. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. — Мн.: МП «Лепрокс», 1998. — 160 с.

24. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психологические расстройства в детском возрасте. — СПб.: ППМИ, 1994. — С. 98.

25. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.: Российская Академия образования, 1997. — С. 100.

26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков ха­
рактера у детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия»,
1992. —304 с.

27. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуни­
кабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1992.

28. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. — М.: Б.И., 1992. — С. 140.

29. Кон И.С. Положение в семье и отношения с родителями // Популярная пси­хология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской,
Н.Л. Карповой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.—400 с.

30. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.

31. Кулшед В. Введение в практику социальной работы / Пер. с англ. Т.В. Шевеленковой. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 222 с.

32. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. — 2001. — № 1.

33. Личко А.Е. Эти трудные подростки. — Л.: Медицина, 1983. — 86 с.

34. Лэндрет Г.П. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Междуна­
родная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

35. Мицкевич Ж.И., Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Социально-педагогическая помощь семье с онкогематологическим ребенком в период реабилитации: (Из опыта работы). — Мн., 2000. — 51с.

36. Молодежный центр: Основные направления социальной работы. — Мн.,
1999.— 179 с.

37. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995. — С. 496.

38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвеще­ние, Учебная литература, 1996. — 352 с.

 

 

39. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт.,

М: Университетское, 1992. — 274 с.

40. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-пси­хологического тренинга. — М.: Просвещение, 1982. — 168 с.

41. Перри Г. Как справиться с кризисом. — М: Педагогика, 1995. — С. 352.

42. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. — 256 с.

43. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностных отношений. — М.: Знание, 1995. — 116 с.

44. Психология травматического стресса сегодня: Тезисы докладов между-нар. конф. — Киев, 1992. — С. 150.

45. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М: Издательство политической литературы, 1990. — С. 150.

46. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1985. — С. 529.

47. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — С. 256.

48. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и под­ростков в контексте психологической службы / Под ред.

И.В. Дуброви­ной. — М.: Академия, 1995. — С. 123.

49. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.

50. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. — С. 173.

51. Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столи­ца В.В. — М.: Педагогика, 1989. — С. 208.

52. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. —800 с.

53. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред.

И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. — Мн.: БелЭн, 2001. -256 с.

54. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 1599.

55. Социальная работа Республики Беларусь и Российской Федерации. - Мн.: ИСПИ, 2000. — 376 с.

56. Спиваковская А.С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 128 с.

57. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: Просвещение, 1988, — 187 с.

58. Торохтий B.C. Психология социальной работы. — М.: Российская Акаде­
мия образования, 1996. — 215 с.

59. Флэйн-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. -
М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — С. 511.

 

60. Хилин Э. Как научить дошкольников улаживать конфликт/ Пер. с англ.- М-: Б.И., 1992. — С. 27.

61. Химиотерапия в лечении онкологически больных / Под ред. В.И. Борисо­ва. — М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 1993. — С. 105.

62. Хямялайнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перс­пективы / Пер. с фин.: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 1993. — 112 с.

63. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку: Книга

Для школьных психологов, родителей, учителей. – М.: academij, 1977. –

156 с.

64. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: Учебно-методич. пособие. — Мн., 1998.— 214 с.

65. Чистякова М.Г. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1993. — 254 с.

66. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Метод, материалы для школьного педагога / Частный образовательный лицей. — Владимир, 1993. — 72 с.

67. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 656 с.

68. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.

69. Minuchin S. Families and Family Therapy. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974. — P. 159.

70. Wollman D. Critical incident stress debriefing and crisis groups // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — № 4. — P. 7-12.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.