Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия.






«Я совершенно спокоен…»

Занятия с дошкольниками могут проводиться в игровой форме, через различные игровые упражнения. В основу работы можно положить материалы из книг: И.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной [27] и М.И. Чистяковой [65]. Для дошкольников и младших школьников предлагается авторами игра «Волшебный сон» - внушение, закрепляющее общее расслабление и покой.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Шея не напряжена и расслаблена…

 

Губы чуть приоткрываются,

И все тело расслабляется.

Напряженье улетело -

И расслаблено все тело.

Губы не напряжены, приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Особое место в процессе релаксационных занятий занимает дыхательная гимнастика. Техника ее по И.З. Вельвовскому [16] такова:

1. Занять удобную позу, при которой голова, грудь и живот находятся на прямой линии.

2. Найти свой пульс.

3. Вдохнуть воздух через нос на 5-9 ударов пульса.

4. На столько же ударов пульса задержать воздух.

5. Выпустить воздух на столько же ударов пульса.

6. Пропустить столько же ударов пульса.

Такие упражнения нужно делать 2-3 раза в день, повторяя по 4-5 раз каждое. Заканчивая упражнение, нужно вдохнуть воздух полным ртом, удержать его в легких 2-4 секунды, сложить губы как для свиста, с силой выдохнуть немного воздуха, сделать паузу и выдохнуть воздух до конца. Такую гимнастику, считает автор, можно рекомендовать детям после 10-12 лет.

Пример релаксационного упражнения для учащихся 6-7 классов. Упражнение можно проводить только тогда, когда дети уже усвоили процесс расслабления.

«Войдите в состояние покоя... Закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на дыхании. Если не удается - попытайтесь сконцентрироваться на теле. Оно полностью расслаблено. Ваше тело сверху вниз омывается потоком спокойствия. Как теплая вода это спокойствие проникает в каждую клеточку Вашего тела и проходит вглубь Вас, наполняя уверенностью, спокойствием, таким спокойствием, которое не нарушают никакие мелкие огорчения

Теперь все внимание в центр груди. Грудь начинает нагреваться, тепло и свет изнутри нарастают. Одновременно в Вас нарастает светлая радость, которая идет изнутри легко и свободно. Излучайте и Вы свет и тепло, распространяйте его окружающим. Пусть теперь лица близких Вам людей улыбаются Вам. И, как и Вы, они тоже становятся радостными и открытыми. Мышцы рук, ног, всего тела освобождаются от скованности. Тело как тугая сжатая пружина. Вы зарядились энергией.

А теперь осторожно встаньте... Медленно... Сжимайте кулаки, потянитесь. Глубоко вдохните..., выдохните. Одновременно открывайте глаза и разжимайте кулаки. Вам хорошо, тепло, радостно».

После 5-6 занятий полезно вызывать образное представление о расслабленности, которое позволяет развивать воображение детей и внушать умение расслабляться в любой обстановке.

В качестве расслабляющих образов можно использовать солнце, мягкую траву, море, песок и другие предметы, позволяющие снять напряжение.

Тренер, используя данные образы, создает яркую картину природы, позволяющую почувствовать приятное тепло, общую расслабленность, ощущений покоя. В данные картины можно закладывать и формулы внушения, позволяющие детям избавиться от эмоционального напряжения, вызвать спокойствие, уверенность, закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией в любой ситуации.

Пример релаксации по образному представлению.

«Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами сегодня станем ненадолго волшебниками, и нас ждут чудеса. Мы отправляемся, ребята, в интересную, волшебную страну «Превращундию». Перед дорогой нам надо отдохнуть. А чтоб попасть в эту страну, необходимо сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза на счет 5: 1..., 2..., 3..., 4..., 5. И представьте: Вы лежите на берегу моря. Песок мягкий и теплый. Ласковый теплый воздух овевает Ваши руки, ноги, голову. Вам тепло, уютно, покойно. Теплые волны окатывают Ваши ноги. Ваши руки расслаблены. Легкий ветерок приятно ласкает волосы, голова отдыхает.

Вы наслаждаетесь тишиной, покоем и медленно взлетаете. Вы летите, и в Вас растет бодрость, хорошее настроение, уверенность, что все получится, все будет хорошо...

Полет замедляется. Вы отдохнувшие, бодрые, веселые. На счет 5 открываете глаза. 1..., 2..., 3..., 4..., 5. Потянулись... Добро пожаловать в страну Превращундию!»

С целью эффективности релаксационных занятий ведущему необходимо соблюдать определенные правила:

• все релаксационные программы произносятся тихим голосом, с замедленным темпом, с длительными паузами, с логическими ударениями на словах-доминантах и формулах внушения;

• в релаксационных занятиях широко используется разнообразная классическая музыка (Бах, Бетховен, Чайковский и др.) и музыка с записями различных шумовых эффектов (шум морского прибоя, ветра, дождя и др.);

• каждое упражнение демонстрирует ведущий, а затем проверяет каждого члена группы, как он выполняет различные упражнения;

• поощряет, одобряет участников группы, но никогда не ругает;

• отсутствует всякое давление на участников группы, все основываете только на добровольности;

• в заключении каждого занятия проводится рефлексия (анализ занятия, отношений участников к группе, к руководителю, самоанализ своего поведения и своего эмоционального самочувствия в результате занятия).

Научив детей владеть собой, своим телом, можно приступить к решение других целей коррекционных занятий. Релаксация дает им возможность почувствовать себя более свободными, раскрепощенными, спокойными (Приложение 10).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.