Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение групповых коррекционных занятий.






Раскрывая логику проведения детско-родительских групповых занятий, мы обратили внимание на несколько аспектов.

Во-первых, немаловажное значение имеет организация проведения занятий, поскольку настраивает родителей и детей на серьезное отношение к занятиям. Занятия должны проходить в закрытом помещении, без телефона, куда не должны входить посторонние. Комната должна быть оборудована как тренинговый зал, потому что занятия для взрослых и детей включают элементы социально-психологического тренинга и различные активные игровые методы (могут быть представлены в форме тренинга). Работа в тренинговом кругу позволяет сделать атмосферу родительских семинаров-практикумов более неформальной и доверительной.

Оборудование, необходимое для групповых занятий, требуется готовить заранее (графопроектор, телевизор, флип-чарт, раздаточный стимульный материал и др.). Стабильность времени проведения группового занятия важна и для детей, и для взрослых, потому что формирует как чувство ответственности, так и является важным психолого-педагогическим условием для эффективной работы группы. Необходима и большая работа по созданию стимульного материала для занятий.

Во-вторых, важно грамотно избрать логику структуры каждого занятия. Общая продолжительность занятия для родителей - три часа, совместных детско-родительских занятий (при условии включения в структуру занятия больших совместных игр на сотрудничество) - 1, 5-2 часа. Каждое занятие, независимо от этапа осуществления коррекционной программы и конкретного содержания, включает три части: вступительную, основную и заключительную.

Во вступительной части, на наш взгляд, важны два момента: установление доверительно-эмоционального контакта руководителя с группой и релаксативный блок упражнений, способствующий снятию напряжения, зажатости у участников коррекционных занятий.

В основной части выбор сценария обусловлен прежде всего проблемой, решаемой в процессе занятий, и психологическими особенностями участников группового занятия (уровень образованности, коммуникативная открытость, активность и др.). Как показывает опыт, важно включить в основной этап упражнения диагностического характера («Я как родитель», «Кто Ваш ребенок?»; проективные методики «Дом. Дерево. Человек.»; «Автопортрет»; «Розовый куст»; «Семейная социометрия»и др.; тесты и опросники).

Необходимо также включать в основной этап упражнения, способствующие сплочению группы, развитию группового мнения по отношению к проблеме, решаемой в процессе коррекционных занятий («Волшебный стул», «Айсберг», «Дождь», и др.). Разрабатывая сценарий основного этапа, особое внимание необходимо уделить отбору упражнений, чтобы они не напоминали «калейдоскоп», а четко прослеживали последовательный механизм решения проблемы, которая привела участников в данную группу. Работая над программой гармонизации отношений родителей с ребенком, важно включить этапы пошагового формирования умений конструктивного общения: осознание себя как родителя; актуализация представлений связанных с образом ребенка (конкретный возраст, его специфика); актуализация представлений о собственном ребенке; ознакомление родителей с тактикой общения с ребенком определенного возраста; закрепление позитивных установок родителей на конструктивное общение с ребенком; закрепление у родителей умений и навыков конструктивного общения; рефлексия собственной позиции по отношению к ребенку после полученного в группе знания.

Стимулом для активности родителей, их творческого отношения к занятиям, целенаправленной деятельности участников группы во время занятий и развития рефлексивных умений служат предлагаемые родителям домашние задания. Они разноплановы: «Посчет времени, которое Вы проводите с ребенком», «Оцените Вашу тактику предъявления требований ребенку», «Опишите свое поведение по отношению к ребенку, когда Вы испытываете удовольствие от общения с ним», «Напишите письмо своему ребенку и расскажите о своих детских впечатлениях», «Заполните вместе с ребенком “Визитную карточку”» (Приложение 8).

В основу всей структуры занятий в родительской группе положен принцип рефлексивности. Он позволяет участникам проанализировать свой прошлый социальный опыт родителя-воспитателя, развивать рефлексивные способности, активизировать познавательные способности родителей в области воспитания и тем самым создать мотивацию на изменение стереотипных установок на воспитание.

Третий этап в структуре группового занятия - заключительная рефлексия. Он включает в себя как выявление отношения участников занятий к их содержанию, методике проведения, организации, так и манере общения руководителя с группой.

Данный аспект рефлексии позволяет осуществить подведение итогов работы, на основании чего возможно планирование следующего коррекционного занятия. Одновременно с этим рефлексивные задания и упражнения направлены на развитие саморефлексии, что помогает пронаблюдать динамику коррекции проблем, характер сложившихся в группе отношений, настроенность участников на последействие: внесение в реальную жизнь семьи позитивного изменения в результате тактики конструктивного общения с ребенком.

Рефлексия может быть вербальной (обмен мнениями и впечатлениями по кругу). Такому обсуждению помогают следующие вопросы:

· Что во время занятий показалось Вам наиболее интересным?

· Как вы чувствовали себя во время занятий?

· Что было неприятным моментом в процессе занятий? Почему?

· Оцените свое участие в занятии.

· Оцените отношение группы к Вам и Ваше - к совместной работе в группе.

· Кого из группы вы хотели бы поблагодарить за сегодняшнее занятие?

Рефлексия может быть представлена проективным (невербальным) вариантом (Например: обозначьте красным кружком свое положительное отношение к занятию, синим - отрицательное отношение, сине-красным - средний уровень удовлетворенности).

Рефлексия может быть перспективным планированием: «Что хотелось бы внести в структуру, содержание, организацию следующего коррекционного занятия?»

Обратная связь способствует эффективности занятия, поскольку позволяет ведущему проанализировать свою деятельность и внести в нее необходимые коррективы.

В процессе всех этапов занятия необходима грамотная тактика специалиста, способствующая личностно-ориентированному общению с группой и установлению доверительной, теплой атмосферы во время занятий. Для достижения такого уровня коммуникаций с родительской группой необходимо придерживаться следующих правил:

· иметь точное представление о составе группы (на основании психологического обследования каждого ее участника);

· без предвзятости относиться к каждому участнику группы, даже если руководитель внутренне что-то не принимает в характере участника группы;

· учитывать социальный опыт участников группы, признавать их самоценность;

· быть профессионально компетентным (теоретические знания и практические умения в области жизнедеятельности семьи и развития личности ребенка; владение методами психологического обследования и психологической диагностики взрослых и детей, обладание практическими умениями и навыками в области групповой работы, игротерапии и т.п.);

· владеть саморефлексией деятельности и своевременно учитывать ее результаты в работе;

· не вступать в личные отношения с родителями и не оказывать предпочтения кому-либо из них;

· быть гибким в своей позиции ведущего (руководитель может быть директивным и стоять «над группой» при использовании лекций и подведении итогов дискуссии; может быть вне группы при выполнении группой творческих заданий или сотрудничать с группой, входя в нее при выполнении определенных упражнений);

· всегда настраиваться на занятия позитивно, мажорно, не привнося в них свои проблемы и трудности;

· основой общения ведущего в группе является позиция сотрудничества, партнерские отношения с участниками;

· быть активным в действии (рассказывает, отвечать на вопросы, предлагать различные упражнения, демонстрировать их). Однако ничего не навязывать, а согласовывать с группой, держаться гибко, мобильно. Уметь на ходу изменять то или иное упражнение. Организовывать свою работу как ответ на запрос со стороны группы.

Программы групповой работы по гармонизации детско-родительских отношений имеют различные варианты: параллельно проводимые занятия в родительских и детских группах; занятия в детских группах с частичным включением родителей в коррекционный процесс и совместные занятия для родителей и детей. При втором варианте необходимо установочное занятие для родителей, в процессе которого им объясняются цели, задачи коррекционных занятий для детей, их логика и структура. При этом родителям могут быть предложены следующие задания: наблюдение за поведением ребенка, модификация собственного поведения на основе установок, полученных во время установочного занятия.

После 5-6 занятий в детской группе родителям предлагаются совместные занятия с детьми, позволяющие в коллективной творческой деятельности игрового характера отработать тактику конструктивного общения с ребенком. Родители участвуют также и в заключительном занятии, поскольку оно носит рефлексивный характер (возможность проследить динамику изменений во взаимоотношениях детей с родителями), и включает консультацию специалиста, направленную на последействие (оптимизацию детско-родительских отношений в семье после коррекционных занятий). Во время заключительного занятия происходит обсуждение необходимости разработки дальнейших индивидуальных программ для семей, нуждающихся в них.

Практический опыт показал, что родители и дети позитивно оценивают коррекционную групповую работу, что обозначено в их групповой и индивидуальной рефлексии проводимых занятий: «Они помогли мне увидеть моего ребенка другим», «Если бы эти занятия были лет десять тому назад…», «Я почувствовала, что в семье все стало по-другому», «Родители изменились в лучшую сторону: они увидели, что я тоже человек» и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.