Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение переживания процесса критических ситуаций






Тип критической ситуации Тип переживания
Гедонисти - ческое Реалистическое Ценностное Творческое
1. Стресс 1/1 2/1 3/1 4/1
2. Фрустрация 1/2 2/2 3/2 4/2
3. Конфликт 1/3 2/3 3/3 4/3
4.Кризис 1/4 2/4 3/4 4/4

 

Чтобы сделать интересующие нас выводы, мы не будем описывать каждое отношение, а лишь те, которые в таблице выделены жирным шрифтом.

2/1. Реалистическое переживание стресса может быть представлено механизмом терпения (переживания боли).

1/3. Гедонистическое переживание конфликта – механизм вытеснения, при этом вместо овладения сложностью жизни и превращения ее в целостность, субъект достигает иллюзорной простоты жизни.

2/3. Реалистическое переживание конфликта: индивид стремится преобразовать сложный жизненный мир в простой и так справиться с противоречиями жизни.

3/1. Ценностное переживание стресса. Если в качестве представителя стресса мы сохраним боль, для совладения с ней сознание должно отвлечься на что-то другое, предмет, не вызывающий боль.

1/2. Примером гедонистического переживания фрустрации может служить защитное фантазирование, во время которого субъект достигает иллюзорного удовлетворения фрустрированной потребности.

3/2. Ценностное переживание фрустрации: лучше выбрать как худшее из действий, чем оставаться в бездействии.

2/4. Реалистическое переживание кризиса: защитное уклонение от встречи с подлинной проблемой.

4/2. Творческое переживание фрустрации. В его основе лежит любовь, и это неслучайно: есть глубочайшая интимная связь между любовью и творчеством: и то и другое - рождающие начала жизни.

Учитывая рассмотренные выше сочетания типов переживания и типов критических ситуаций, мы можем сделать следующие выводы: классифицируя комбинации по критерию «успешности - неуспешности», мы к «неуспешным» отнесем: 1/2; 1/3; 1/4; 2/4; к явно «успешным» - 2/1; 3/1; 4/2. Случаи 2/3 и 3/2 иногда могут быть «успешными», и иногда «неуспешными», т.е. они являются пограничными.

Если проранжировать критические ситуации так, что стресс и инфантильное переживание получат низший ранг, фрустрации, конфликт, реалистическое и ценностное переживание – средний, а кризис и творческое переживание критической ситуации – высший, то мы можем сформировать закономерность: когда ранг переживания превышает ранг критической ситуации, оно является успешным.

Кризис определяется как состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризисная ситуация – ситуация невозможности, в которой семья или ее член сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей. Это теоретическое знание значимо для специалистов, работающих с семьей в кризисной ситуации.

Выделяются признаки, которые могут служить критериями диагностики кризиса:

· наличие события, вызывающего стресс или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушением и неуспеха в достижении цели);

· переживание горя;

· чувство потери, опасности, унижения;

· чувство неполноценности происходящего;

· неожиданность происходящего;

· разрушение привычного хода жизни;

· неопределенность будущего;

· длительное страдание.

Как правило, содержанием психологического кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающие в сложной ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Причем этот кризис достигает такой интенсивности, в рамках которой человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Р. Хилл выделил три фактора семейного кризиса:

· внешние затруднения (отсутствие возможности иметь жилье, нет работы);

· неожиданные события, стрессы;

· внутренняя неспособность семьи адекватно оценивать какое-то событие в качестве угрожающего, конфликтного, стрессового.

Обусловленные непредсказуемыми и внезапными жизненными обстоятельствами: травма; тяжелая болезнь; развод; катастрофы; рождение ребенка-инвалида.

Обусловленные психологически: конфликтность; неуживчивость; деспотизм.

По временному параметру кризисы подразделяются на:

· острые и кратковременные;

· кризисы переходных периодов, связанные с возрастом и ограниченные во времени;

· кризисы затяжные (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

Каждая семья по-своему реагирует на кризис. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:

· тревога, страх, смятение, шок и контршок;

· сопротивление, когда делается все возможное, чтобы преодолеть трудности и адаптироваться;

· истощение – адаптивные механизмы практически перестают работать.

Как показывает практика, наиболее распространенными причинами кризисной ситуации чаще всего являются конфликты:

· лично-семейные конфликты (развод, тяжелая болезнь, смерть близких, инвалидность ребенка, измена и т.д.);

· связанные со спецификой профессиональной деятельности (межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты, индивидуальные адаптационные трудности);

· обусловленные состоянием здоровья (хронические соматические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности и т.п.), психические заболевания);

· связанные с материально-бытовыми трудностями;

· обусловленные антисоциальным поведением (боязнь позора в связи с антисоциальными поступками, происшествия, преступления и др.).

Кризисная ситуация может поставить семью или ее членов в ситуацию выживания. Не видя выхода, человек может предпринять попытку уйти из жизни.

Задача работников социальной службы (особенно в специализированных учреждениях) – приложить все усилия для разрешения кризиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.