Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход в социальной работе с семьей






 

В основе социальной работы специалистов с семьей (психологический и педагогический аспекты) лежит принцип системности (П. Люсси, С. Минухин, В. Сатир), который предполагает восприятие семьи как сложной целостной системы взаимосвязанных отношений. Согласно системному подходу, отдельные клиенты социальной службы, семейные группы (супруги, дети) – это подсистемы большой целостной системы - семьи. Проблемы одного человека, живущего в семье, затрагивают и других ее членов, влияют на всю систему (семью). Например, появление в семье человека с асоциальным поведением, наркомана, алкоголика, психопата осложняет жизнь всей семье и делает ее трудной для каждого.

Как во всякой системе, элементы в семье взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Элементами семейной системы являются ее члены: мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка. Семьи могут иметь подсистемы: подсистему состоящих в браке, подсистему детей, подсистему пришедших в семью людей (зять, сноха или усыновленные дети). Семейная система имеет и подсистему отношений: мать-дочь, отец-сын или наоборот, - что позволяет увидеть существующие в семье группировки и коалиции. В семейной структуре важны также связи семьи с внешними структурами (родственники с обеих сторон, друзья) и с более широкой системой, с «суперсистемой» (В. Кулшед) - обществом в целом. Это означает, что семья как система характеризуется глубокими специфическими связями между составляющими ее элементами, эти связи могут охватывать не только всех членов семьи, живущих в одном времени, но даже прародительскую семью. Знание о семье как системе, ее внешних и внутренних связях позволяют увидеть семью как открытую систему, находящуюся в процессе трансформации, постоянно меняющую свои отношения с внутренними и внешними силами (В. Кулшед). Наиболее значимой в семье является эмоциональная взаимозависимость между ее членами. Эмоционально сильная взаимосвязь между членами семьи может привести к кризису, который в одних семьях разрешается самостоятельно, через конструктивную регуляцию отношений, в других же теряется способность к саморазвитию: члены семьи приобретают автономию, теряя эмоциональную близость, и приходят к конфликту. Позволяет увидеть паттерны взаимодействия в семье генограмма.

Генограмма или «семейное дерево» - метод, широко применяемый в социальной работе различными специалистами, работающими с семьей (Приложение 1). Он используется в диагностике и позволяет в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье. Семья - это система, поэтому для специалиста важно выяснить наличие в семье коалиций и группировок, которые выступают как подсистемы, и характер взаимоотношений в них. Анализируя семью как систему через генограмму, мы создаем свое представление о семье с помощью определенных символов. Метод генограммы в социальной работе с семьей можно использовать по-разному. В одном случае она используется только специалистом. Он изучает в ней иерархию отношений в семье; систему коммуникаций; способы контроля, принятия решений, разрешения конфликтов; нормы, регулирующие поведение членов семьи. С помощью генограммы специалист может более детально изучить и более эффективно помочь семье решить конкретные проблемы. В другом случае можно ознакомить с символами генограммы членов семьи и предложить им самим составить генеалогическое дерево. В свою очередь специалист на основании полученной информации от семьи и собственных наблюдений также составляет генограмму. Это позволяет сопоставить генограммы и вместе с семьей проанализировать те болевые точки, которые составляют ее проблемы.

Системный подход является доминантой семейной терапии, позволяющей помогать семье как единому целому. Семейная терапия как модель улучшения семейных отношений была разработана С. Минухиным. Данный подход основан на изучении структуры, распределении ролей и процессов формирования «границ» в ней [69]. В гармоничной семье они гибки и подвижны, что позволяет перестраивать семейные взаимоотношения в соответствии с этапом развития семьи. В дисфункциональной семье наблюдается ошибочная жесткая иерархия семейных отношений. С. Минухин разработал определенные критерии гармонично структурированной семьи, определил индивидуальные и внешние границы, а также границы между поколениями.

Основной принцип работы с родителями базируется на выявлении форм неправильного их поведения по отношению к ребенку. Во время беседы специалист модифицирует эту форму до тех пор, пока семья не найдет наиболее приемлемую конструктивную альтернативу поведения. Для родительской и детской позиции существуют разные интеракционные правила. В иерархии взаимоотношений родители главенствуют. Согласуясь с этим, специалист преследует цель активного переструктурирования жестких взаимоотношений и новой ориентации семьи на взаимопонимание всех членов семьи. Установив стабильную позитивную связь со всеми членами семьи, он как бы помещает себя на вершину «семейной иерархии». Используя различные методики (от семейной конструктивной директивы до семейной дискуссии), консультант помогает каждому из членов семьи найти позитивную стратегию поведения. При этом он поочередно вступает в союз с каждым из них и через свое прямое влияние создает четкие и одновременно гибкие позиции в каждой из диад. Главная цель специалиста при формировании отношений родителя с ребенком - способствовать как осознанию родительского Я, так и формированию твердой общей позиции в вопросах воспитания и взаимодействия с ребенком, работая со всей семьей. В результате глубокого социально-экономического кризиса в обществе жизнедеятельность семьи как социального института очень осложнилась. Появилось много дисфункциональных семей, неспособных создать гармоничную жизнь в семье: жизнеобеспечение, организацию быта, поддержание физического и психологического здоровья, воспитание детей, адекватную тактику во внешних и внутренних коммуникациях.

Особенно осложнились проблемы семьи, связанные с воспитанием детей, молодежи. Большинство семей приходят к специалистам с проблемами детско-родительских отношений (около 65-72%) и открывают безрадостный мир семьи, где один, а то и двое родителей имеют пристрастие к алкоголю игде психологическая обстановка напряжена. Многие родители пытаются завуалировать проблемы семьи, а зачастую не связывают проблемы ребенка с неблагоприятной ситуацией в семье в целом.

Пример из практики консультирования. Мать пришла с жалобой на сына 16-ти лет. Он с трудом закончил 9 классов, в школе хулиганил, пропускал уроки, не успевал по многим предметам. Родители помогли ему поступить в техникум на коммерческой основе, но и оттуда его исключают за пропуски и безделье. У него появилась сомнительная компания, стал выпивать, не ночевать дома. В последнее время стал воровать деньги из дома. В ходе консультации мать пыталась не обсуждать с консультантом проблему взаимоотношений в диаде «супруг-супруга».

Специалист в процессе консультирования увидел, что проблемы ребенка имеют глубокие корни в атмосфере семьи, где всегда царил разлад. Системный подход, избранный специалистом в работе с данной семьей, позволил: изучить и проанализировать структуру семьи в целом; изучить данную конкретную проблему в контексте развития жизнедеятельности семьи и взаимоотношений в ней; исследовать паттерны взаимодействия в семье и их влияние на проблему; оценить способность всех членов семьи к позитивному изменению себя в процессе решения проблемы, гибкость и вариативность поведения каждого из членов семьи; разработать групповую коррекционную программу в рамках семьи для решения ее проблемы.

Ниже приведена генограмма, которая позволила создать целенаправленную коррекционно-реабилитационную программу для другой семьи.

1984

1957 1959 - дата брака

 

1985

 
 


- - стали жить раздельно;

1990 неустоявшиеся отношения

 
 


- развод; сын остался с матерью

1994

 
 


1995 - отец женился; мать запретила

сыну встречаться с отцом;

конфликт в диаде «мать-сын»

Рис. 1. Генограмма семьи

 

 

Данная генограмма выразительно показывает систему взаимоотношений в семье и раскрывает суть ее проблемы, заявленной матерью на приеме у консультанта.

Мать пришла с жалобой на сына 12 лет: грубит, не слушается, уходит с уроков, грозится уйти из дома. Выясняя ситуацию, консультант определил причину такого отношения ребенка к матери. С тех пор как мать запретила сыну встречаться с отцом (1995 г.), отношение ребенка к ней резко изменилось, однако сама мать не смогла ассоциировать его поведение с ее требованием. Мать считала, что отношение к отцу у ребенка такое же, как у нее, он осуждает отца и доволен тем, что не встречается с ним, поскольку (мнение матери) он предал ее.

«Разобщение» матери и сына свидетельствует, что семья функционирует как система, однако во взаимодействии они могут преследовать различные цели и иметь разный взгляд на происходящие изменения в семье.

Генограмма в данном случае стала темой обсуждения и позволила приоткрыть «неписаное правило семьи», установленное матерью: нельзя вспоминать об отце, нельзя встречаться, забудь о нем. Стереотипный ригидный взгляд матери вызвал протест у ребенка, и он стал «мстить», но не отцу, а матери. Генограмма позволила увидеть причину того, что стало «болью семьи» (термин В. Сатир), ее проблему и помочь восстановлению отношений между членами семьи.

Системный подход позволяет выделить следующие значимые в социальной работе с семьей положения:

• семья обладает сложным внутренним и внешним строением, своей психологической структурой,

• каждый элемент семейной системы влияет на другие ее элементы, и сам находится под их влиянием;

• семейная система обладает свойством неаддивности, т.е. не является суммой входящих в нее элементов, каждый из членов семьи представляет собой индивидуальность;

• семейная система обладает способностью к саморегуляции взаимоотношений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.