Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности Розен-метода телесно-ориентированной терапии






Мы не можем непосредственно прикоснуться к цент­ральной нервной системе или к иммунной системе. При прикосновении к коже и находящимся под ней мышцам обе эти системы испытывают физическое воздействие че­рез движение.

«Кроме того, прикосновение помогает зрению распоз­навать размер, форму, положение и характерные особен­ности объектов. Зрение становится осмысленным только на основе того, что мы почувствовали...» (43).

В матке на ребенка глубоко влияют физические и эмо­циональные прикосновения матери. Через этот контакт плоду сообщается индивидуальный ритм и способ ответа. При исследовании роста и развития эмбриона ученые все больше убеждаются, что с помощью физического прикос­новения, а также через звук и свет, ощущаемые в утробе, плод начинает свое личностное развитие. Материнские эмоции как бы глубоко выгравированы на плоде и всей последующей жизни ребенка» (46). Опыт ребенка во время пребывания в матке и в процессе рождения оказывает глубокое влияние на то, как он видит мир, как делает выбор и проживает свою жизнь.

Именно через кожу мы ощущаем мир, окружающий нас, после рождения. Через кожу мы определяем наши индивидуальные физические границы, а также развитие на­шей личности. Прикосновения столь же важны после рождения, как и во внутриутробный период. Мы не можем жить без этого, через прикосновения наши тела развиваются физически, а психологически мы понимаем, кто мы есть. На то, как мы чувствуем и что думаем о самих себе, как мы реагируем на мир, глубоко влияет характер и час­тота прикосновений, которые мы получили в детстве (6).

Если наше рождение здоровое, то мы приходим в мир, продвигаясь от макушки до кончиков пальцев ног с каж­дым вздохом: легкое, расслабленное движение диафраг­мы не только позволяет нам дышать, но отзывается во всем нашем теле. Мы открыты и можем выражать себя (6). С другой стороны, ребенок с эмоциональными на­рушениями приходит в мир так, что его способы дыхания уже связаны с напряжением, неуверенностью и страхом в самом начале жизни (46).

Ученые недавно созданного Института исследования прикосновения при медицинской школе Университета Майами сообщили о предварительных результатах, каса­ющихся возможности влияния терапии прикосновением на рост преждевременно родившихся детей. В одной ис­следовательской программе детей, помещенных в инку­батор, массировали 15 минут в день в течение 10 дней. Они прибавили в весе на 47% больше по сравнению с детьми, которым не проводили массаж. Эти дети были также бо­лее восприимчивы к социальным воздействиям и пока­зывали лучшее развитие моторики… Другая программа дала обнадеживающие результаты взаимодействия с аутичными детьми (42).

Розен-метод — не психотерапия, но терапевтический метод. Во время Розен-сессий терапевт разговаривает с клиентом, однако не лицом к лицу, как в психотерапии. Это работа не с какой-то проблемой или отдельным вопросом. Розен-терапевт отвечает прикосновением и иногда словами на то, что происходит в данный момент с клиентом.

В процессе Розен-практики, Вутен предположила, что мягкое прикосновение в Розен-методе, которое просто встречает напряжения в теле, свя­зано с определением резонанса: серии навязанных виб­раций с частотой, равной или близкой равной.

Учитывая этот тип прикосновения и получающийся в результате резонанс, она сделала вывод, что имеет место несколько уровней коммуникации. На физическом уровне прикосновения вызывают ответные вибрации, которые затем вызывают отклик на эмоциональном и духовном уровнях. Вутен пришла к выводу, что в этом состоянии резонанса два человека проживают глубокий уровень коммуникации. В психотерапии тер­мин «аффективный резонанс» использовался для обозна­чения соответствия, которое имеет место на эмоциональ­ном уровне. В фи­зической, соматической сфере прикосновения Сандра Вутен предложила термин «соматический резонанс», определив его как соответствие, имеющее место при мягком терапевтичес­ком соприкосновении (Розен-метод) между клиентом и Розен-терапевтом, позволяющее обоим стать более вни­мательными и восприимчивыми к внутренним процессам.

Работа Розен-терапевтов основывается на понимании того, как тело работает, принимая во внимание мышечные на­пряжения и индивидуальный паттерн дыхания. В течение Розен-сеанса руки терапевта осуществляют глубокий кон­такт с телом, время от времени мягко двигаясь по различ­ным областям, этими движениями напоминая телу о том, что в напряжении больше нет нужды. Ответ, который ищет Розен-терапевт, — это расслабление мышц под руками и/или изменение дыхания. Для клиента он дает опыт того, как можно дышать легче и/или облегчить физический дискомфорт или боль.

Розен-метод похож на массаж тем, что клиент лежит на массажном столе, а другой человек касается его. Одна­ко в этой работе не употребляется масло, иногда исполь­зуются подушки для создания комфорта; клиент частич­но одет, всегда в нижнем белье и, если это для него пред­почтительнее, может оставаться в той одежде, в какой хо­чет. Клиент покрыт легким покрывалом для комфорта и тепла. Сессия обычно начинается с того, что клиент ле­жит на животе, его просят перевернуться позднее в про­цессе сессии, которая длится пятьдесят минут. Некоторые практикующие стоят, другие сидят рядом со столом.

Когда начинается Розен-сеанс, терапевт кладет руки сверху на покрывало. Когда клиент начинает расслабляться и чув­ствовать себя более комфортно, терапевт отгибает покрывало и работает прямо на теле, обычно начиная с верхней части спины, но всегда тратит какое-то время на то, чтобы заметить и почувствовать, где есть напряжение. Одна рука ис­пользуется для контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и «слушает».(6)

Вот некоторые показатели напряжения: легкое дви­жение в области солнечного сплетения, там, где располо­жена диафрагма, или какая-то выступающая часть, ука­зывающая на сокращение мышцы. Температура тела, цвет и текстура кожи также говорят о внутреннем напряжении, мышечных сокращениях и их влиянии на циркуляцию крови. К примеру, холодные руки подразумевают сокра­щение мышц, которые сужают кровеносные сосуды в об­ласти грудной клетки. Эти же мышцы позволяют нам под­нимать и нести, дотягиваться до чего-то, брать или давать, притягивать или отталкивать. Когда мы «скованы» в этом месте, эти возможности ограничены. Область напряже­ния может выглядеть, как лоснящаяся поверхность. Она может ощущаться «тяжелой, как камень». Иногда напря­жение вначале не обнаруживается. Снаружи может пока­заться, что «все в порядке», но мягкое исследование от­крывает слой напряжения, лежащий под поверхностью.

Кроме того, то, что тело не расслаблено, Розен-терапевт замечает положение клиента на столе. К примеру, грудь клиента лежит на столе неудобно, что предполагает как напряже­ние в верхней части груди, так и поперек плеч со стороны спины. Одно бедро может располагаться выше, чем дру­гое, или ноги могут быть крепко сжаты, напоминая более «колонну», чем две ноги, которые двигаются независимо одна от другой. Терапевт часто рассказывает клиенту то, что за­мечает.

Когда Розен-терапевт работает с клиентом, он замечает форму и позу его тела, и это много говорит о жизненном опыте клиента и том, как он ощущает себя в мире.

Практикующий вербально отвечает на измене­ния, происходящие в теле, для того, чтобы усилить осоз­нание клиента. Терапевт исполь­зует слова умеренно, усиливая осознание, но не интерпре­тируя. Клиент рассказывает о том, что переживает в этот момент. Терапевт внимательно слу­шает, что говорит клиент, в то же время наблюдая и чув­ствуя ответы тела на сказанное.

Мы часто учимся выражать наши эмоции через при­нуждение или усилие, вызывающее напряжение, прони­зывающее все тело. В Розен-работе, когда мышцы расслаб­ляются и позволяют «зажиму» уйти, есть возмож­ность честно чувствовать эмоции такими, каковы они в данный момент. Иногда отыскиваются слова, выражающие то, что глубоко про­чувствовано, а иногда опыт находится за пределами слов. Когда этот процесс происходит, ощущается больше про­странства, где можно дышать, и физически и метафори­чески, потому что диафрагме теперь не приходится все время держаться в таком напряжении.

Достигнутое осознание, наряду с пониманием, прикосно­вением и присутствием Розен-терапевта позволяют возникнуть глу­бокому расслаблению. Часто это ак­кумуляция крошечных изменений, а клиент просто заме­чает в некоторый момент, что он чувствует себя лучше, а жизнь не требует столько усилий, как раньше.

Розен-метод — это процесс мягкого открытия самого себя для клиента, позволяющий отразить его истинное бытие, распознать свою целостность, жизнеспособность и ограничивающие барьеры (17).

Соматический резонанс возникает тогда, когда одна личность встречает другую через прикосновение. В ра­боте с телом в Розен-методе, где происходит осознанная встреча с напряжениями, этот резонанс можно заметить часто (6).

Сандра Вутен в своей книге «Прикаясь к телу, трогаешь душу» пишет о работе Милтона Эриксона: «Хотя Эриксон не держал руки на пациентах, как это делается в Розен-методе, он визуально вос­принимал идеомоторные сигналы, т. е. способ, каким бес­сознательное говорит через тело посредством кивков или движений ладоней, рук или ног. Обучая студентов, он ча­сто отмечал связь неподвижности лица, или определен­ной ригидности (или недостаточного тонуса) и паттерна дыхания и внимательно следил за этим» (6). Он знал, что когда веки начинали дрожать опре­деленным образом, внимание человека сужается, развивая внутренний фокус (40). Эриксон говорил: «Люди становятся поглощен­ными своими собственными психосоматическими феноменами, которые они переживают как личный активный опыт. Таким образом, ситуация трансфор­мируется от пассивной ответственности за пациен­та к активному интересу, открытию, интеграции и участию в этих изменениях, полученных путем гип­ноза» (41). Он учил своих студентов: «Что важно — так это ваше желание наблюдать все это: индивидуальные типы дыхания, выражения лица, посадку головы, положение рук и другие те­лесные ответы, которые обычно бывают…Таким образом тело держит переживания в себе и разговаривает с наблюдателем по­средством бессознательных физических выражений» (40).

В 1986 году Эрнест Росси, один из первых учеников Эриксона, издатель многих трудов, посвященных теории и учению Эриксона, и сам выдающийся исследователь, утверждал: «Поскольку воспоминание зависимо и ограниче­но состоянием, в котором было приобретено, мы говорим, что это «связанная с состоянием инфор­мация» (44). «Разум и тело — два аспекта в единой информаци­онной системе. Жизнь — это информационная сис­тема. Биология — это процесс информационной трансдукции (информационных преобразований). Разум и тело две грани, или два пути в концептуа­лизации этой единой информационной системы. Все ме­тоды психотелесного оздоровления и терапевтическо­го гипноза оперируют подходами и конструкциями памяти, зависящей от состояния и обучения, в систе­мах, в которых закодированы симптомы и проблемы...» (44). Посредством резонанса прикосновение срастается с этой единой информационной системой, позволяя свя­занной с состоянием информации стать осознанной че­рез расслабление, за которым следует физическое облег­чение, и всплывают воспоминания (6).

К тому же хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать всем мышцам и суставам пол­ноценный отдых. Отличное физическое состояние тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с мозга и заканчивая конечностями, хорошо очищаются и обогащаются кислородом, что стимулирует метаболические, ды­хательные, пищеварительные и прочие функции организма.

Что касается нервной системы, то полная раз­рядка оставляет в стороне симпатическую нервную систему, постоянно подверженную перегрузкам (ос­новной удар при стрессах, состояниях агрессивности или тревоги падает именно на нее). Парасимпатичес­кая же нервная система обеспечивает восстановле­ние, и, прежде всего, ассимиляцию, то есть регулирует пищеварительные функции, и активно вовлечена в процесс релаксации.

Расслабление — это также и техника открытия тела; здесь оно получает возможность проявить себя. А за умением слушать дыхание приходит углубленное сознание, которое ста­новится основанием для еще более серьезного опыта (37).

В своей книге «20 минут перерыва»Эрнест Росси говорит: «Прикосновение может быть наиболее сильным социобиологическим сигналом из всех… Не удивительно, что люди, которым мы позволяем при­касаться к нам — массажисты и физиотерапевты, па­рикмахеры, медсестры и врачи, - часто становятся объектами нашего глубокого личного доверия» (45).

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1997.

2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - М., 1999.

3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М., 1997.

4. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. - СПб., 1998.

5. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок - Мн., 1999.

6. Вутен С. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. - Пер. с англ. Н.А.Климановой и А.М.Галимулина - М., 1998.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справочник. - Мн., 2001.

8. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М., 2000.

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1993.

10. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / Вопросы психологии. - 1969, №1.

11. Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб., 1998.

12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела /Пер. с англ. С.Коледа - М., 2000.

13. Лоуэн А. Радость / Пер. с англ. Е.Г.Гендель. - М., 2000.

14. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / Пер. с англ. С. Коледа. - М., 2000.

15. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. - СПб., 2000.

16. Мак - Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Пер. с англ. П.Андавов. - М., 1999.

17. Нарицын Н. Я и ты - ты не я. - М., 2001.

18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1998.

19. Основы психологии. Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Ростов Н/Д., 1999.

20. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. - М., 1993.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб., 2000.

22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Ред. - сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2000.

23. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия - Сост. К.В.Сельченок. - М., 2001.

24. Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб., 2000.

25. Свободное тело / Ред.- сост. В.Ю. Баскаков. - М., 2001.

26. Семенова Н.Д.Телесно-ориентированные методы в психотерапии больных бронхиальной астмой / Социальная и клиническая психиатрия. - 1995, №2.

27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000.

28. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - М., 2001.

29. Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн., 2000.

30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.

31. Уилбер К. Никаких границ. - М., 1998.

32. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., РОУ, 1991.

33. Фельденкрайц М. Осознание через движение. - СПб., 1998.

34. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - Мн., 1991.

35. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.

36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.

37. Этевенон М. Дорога тела. - СПб., 1996.

38. Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М., 1995.

39. Янов А. Первобытный крик. - М., 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.