Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зоны и стадии пожара






Пространство, в котором развивается пожар, условно подразделяют на 3 зоны:

- горения,

- теплового воздействия

- задымления.

Зоной горения называется часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов (твердых, жидких газов, паров) в объеме диффузионного факела пламени. Го­рение может быть пламенным (гомогенным) и беспламенным (гетерогенным).

При пламенном горении границами зоны горения являются поверхность горящего материала и тонкий светящийся слой пламени (зона реакции окисления).

При беспламенном - раскалённая поверхность горящего вещества. Примером беспламенного горения может служить горение кокса древесного угля, тления, например, войлока, торфа, хлопка и т.д.

1 - зона горения,

2 - зона теплового воздействия;

3 - зона задымления.

 

Зона теплового воздействия - примыкает к границам зоны горения. В этой части пространства протекают процессы теплообмена, между поверхностью пламени, окружающими ограждающими конструкциями и горючими материалами. Передача теплоты в окружающую среду осуществляется рассмотренными ранее способами:

- конвекцией,

- излучением,

- теплопроводностью.

 

Границы зоны проходят там, где тепловое воздействие приводит к заметному изменению состояния материалов, конструкции и создаёт невозможные условия для пребывания людей без тепловой защиты.

Под зоной задымления понимается часть пространства, примыкающего к зоне горения, в котором невозможно пребывание людей без защиты органов дыхания и в котором затрудняются боевые действия подразделений пожарной охраны из-за недостатка видимости. При пожарах в зданиях и сооружениях опасные факторы пожара являются основным препятствием для успешного выполнения боевой работы личным составом, создают опасность для жизни и здоровья людей, оказавшихся в зоне задымления.

Особый отпечаток зона задымления накладывает на обстановку пожара в зданиях повышенной этажности и на объектах с массовым пребыванием людей. Кроме того, работа личного состава в задымленных помещениях требует определенных умений и навыков, высокой физической и морально-волевой и психологической подготовки.

Зона задымления может включать в себя всю зону теплового воздействия и значительно превышать её. Границами зоны задымления считаются места, где плотность дыма составляет 1.10" - 6.Ю-4 кг/м3 видимость предметов 6-12 м, концентрация кислорода в дыме не менее 16% и токсичность газов не представляет опасности для людей находящихся без средств защиты органов дыхания (СИЗОД). В процессе развития пожара различают 3 стадии: начальную, основную (развитую) и конечную. Эти стадии характерны для всех пожаров.

Начальной стадии соответствует развитие пожара от источника зажигания, до момента, когда помещение будет полностью охвачено пламенем. На этой стадии происходит нарастание температуры в помещении и снижении плотности газов в нем. При этом количество удаляемых газов через проемы больше, чем количество поступающего воздуха вместе с перешедшим в газообразное состояние горючими веществами и материалами. На начальной стадии пожара воздух и продукты горения в помещении увеличиваются в объеме, создаётся избыточное давление до нескольких десятков паскалей, в результате чего газовая смесь выходит из него через неплотности в стыках строительных конструкций, зазоры в притворах дверей, окон, воздуховоды и другие отверстия. Горение поддерживается кислородом воздуха, находящимся в помещении, концентрация которого постепенно снижается. Если помещение достаточно изолировано (герметично) от окружающей среды, например, не нарушено остекление оконных проемов или они вообще отсутствуют, плотно закрыты двери и перекрыты заслонки на воздуховодах, развитие процесса горения в нем может замедляться или вообще прекратиться. В противном случае на начальной стадии пожара горение распространяется на значительную площадь помещения, прогреваются конструкции и материалы, среднеобъемная температура в помещении поднимается до 200-300°С, в дыму возрастает содержание оксида и диоксида углерода, происходит интенсивное дымовыделение и снижается видимость.

В зависимости от объема помещения, степени его герметизации и распределения пожарной нагрузки начальная стадия пожара продолжается 5-40 мин. (иногда и более нескольких часов). Однако, опасные для человека условия возникают уже через 1-6 мин. Эта стадия пожара, как правило, не оказывает существенного влияния на огнестойкость строительных конструкций, поскольку температуры еще сравнительно невелики. В связи тем, что линейная скорость распространения пламени величина непостоянная и зависит от множества факторов, а также от стадии развития пожара, при практических расчётах геометрических параметров пожара в расчёт сил и средств тушения в первые 10 мин. развития в закрытых помещениях она принимается с коэффициентом 0, 5. Уменьшение линейной скорости развития пожара в 2 раза отражает факт замедления процесса горения на первой стадии. Основной стадии развития пожара в помещении соответствует повышение среднеобъемной температуры до максимума. На этой стадии сгорает 80-90% объемной массы горючих веществ и материалов, температура и плотность газов в помещении изменяются во времени незначительно.

На конечной стадии пожара завершается процесс горения и постепенно снижается температура; количество уходящих газов становится меньше, чем количество поступающего воздуха и продуктов горения.

Заключительная часть - 5 мин. Ответы на вопросы слушателей - 5 мин.

Закрепление темы путем опроса слушателей по вопросам:

1. Дать определение пожара.

2. Условия возникновения и протекания реакции горения.

3. Дать характеристики пожара на каждой отдельной стадии его развития.

4. Зоны пожара, их количество, основные характеристики.

План-конспект составил:

«»_________ 200 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник ПЧ 2000г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ для проведения занятий по тактике

ТЕМА: Тактические возможности отделения караула.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: обучить слушателей.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: класс.

ВИД ЗАНЯТИЙ: классно-групповое.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: рассказ.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ЛИТЕРАТУРА: БУПО, М Повзик «Пожарная тактика», Москва, Стройиздат, 1990 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.