Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития и тушения пожаров
Наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах. Скорость развития пожара в них достигает в коридоре — 5 м. мин, в купе — 2, 5 м мин. В течение I5- 20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 950 С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара (ОФП) составляет ~, 5-2, 0 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9, 5 м достигает IO кВт м, что приводит к загоранию в течение 10 мин подвижного состава и воспламенению твердых горючих матери- алов (ТГМ) в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.
При горении ТГМ в грузовом подвижном составе время ох- вата пламенем одного вагона — около 20 мин. Через 30-40 мин прогорает пол в вагоне и
горящие материалы попадают на же- лезнодорожные пути. В результате этого температура на по- верхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в сред- нем на I2-I5 С в минуту и через I5-20 мин происходит дефор- мация путей, что делает невозможной эвакуацию подвижного со- става. Высота пламени при горении ТГЫ равна 8-10 м, а в от- дельных случаях — 20 м, плотность теплового потока на рас- стоянии 10 м достигает 35-40 кВт.м, температура факела пламени равна ПОО С. Скорость развития пожара в подвижном составе при горении ТГМ в среднем составляет I, 4 м мин распространения пламени на соседние составы — 0, 4 м мин". Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава на железнодорожной станции -
достига- ет З, I-4, 0 м.мин, а в последующие 10-50 мин — 7, 8 -8, 0 м2 мин-1. При наличии на ближайшем к очагу пожара железнодорожном пути " экранирующего" грузового поезда с металлическими полувагонами (порожняка) время распространения пламени на следующий от горящего путь увеличивается в 4-5 раз. Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с JIHK и ГЖ приводит к воспламенению промасленного слоя на их поверхности. Наличие не плотностей и неисправностей запорной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными газами (СУГ) может стать при- чиной вспышки паров жидкости над горловинами цистерн, а также газов над дыха-тельными клапанами.
Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через I6-24 мин после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной железнодорожной цистерны способствует увеличен по площади пожара до I500 м2, в зависимости от состояния балласта железнодорож- ных путей и рельефа местности. Быстрее всего пожар развива- ется при разливе ЛВЖ и ГЖ из железнодорожных цистерн в ре- зультате аварий, столкновений или крушений поездов. При этом цистерны повреждаются и опрокидываются, вследствие чего пло- щадь пожара может достигать 10-35 тыс. м-'. По разлитому неф- тепродукту горение распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производственные и ад- министративные здания, а в некоторых случаях — на постройки городской зоны. При попадании разлитого продукта в ливневую канализацию или сточные канавы горение может распространять- ся на объекты, расположенные на расстоянии до Х км от места происшествия.
Горение железнодорожных цистерн с сжиженными углеводородными газами может сопровождаться взрывами с выбросом пламени на высоту до I20-I50 м и последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояния до I50 м, а в отдельных случаях — до 450 м. Иногда взрыв срывает цистерну с рамы и отбрасывает ее на расстояние до80 м. В результате возникают новые очаги пожара, повторно воспламеняются разлитые горючие жидкости. При пожарах также возможно повреждение цистерн и емко- стей с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории, затрудняет боевые действия по ликви- дации пожаров, а также вызывает необходимость эвакуации на- селения
из районов, прилегающих к месту происшествия. На электрифицированных участках дорог под воздействием в тече- нии 8-10 мин открытого пламени происходит перегорание кон- тактных проводов.
Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях в основном составляет от 2, 5 до 4, 5 ч, но может д остигать 8, 5-12, 5 ч. При этом требуется от 12 до 24 операт- ивных отделений и до I50 человек личного состава. Кроме то- го, могут привлекаться рабочие, военнослужащие и работники 'милиции (до 400 человек). На пожарах используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Осу- ществляется подача воды объемом от 500 до 2000 м, пенооб разователя - до 5 т, порошка — до 3 т -с помощью стволов в количестве: от 6 до 16 - " Б", от 5 до I4 - " А", от 2 до 8— лафетных, от 4 до I2 - ГПС-600. При этом расход воды со- ставляет 60-120 л.с и может увеличиваться до 200-400 л с.
Следует отметить, что степень привлечения пожарных по- ездов к тушению пожаров низка из-за специфики работы желез- нодорожного транспорта. На практике в 30 % случаев пожарные поезда выезжают по тревоге за время до IO мин, в 30 %-от 1О до 20 мин и в 40 % - от 20 до 40 мин. Вследствие этого к месту пожара они прибывают: через 40 мин и менее - только каждый второй пожарный поезд, через I-2 ч - каждый четвер- тый, а остальные тратят на дорогу более 2 ч. В среднем вре- мя следования пожарных поездов к месту пожара — 55 мин, а расстояние - 50 км.
|