Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предъявление для опознания может производиться с использованием научно-технических средств.






В соответствии со ст.166 УПК РФ при производстве следственного действия могут применяться фотографирование, аудио - и видеозапись. Указанные научно-технические средства используются наряду с составлением протокола, и полученные результаты являются приложением к последнему.

Результаты применения научно-технических средств позволяют, в частности, проверить, выполнено ли требование закона о предъявлении вместе с опознаваемым сходным с ним лиц, в чём легко убедиться при наличии фотоснимка, видеофильма, на которых запечатлена вся предъявлявшаяся группа.

Материалы видеозаписи, осуществлённой в ходе предъявления для опознания, позволяют убедиться, на сколько уверенно и в какой форме опознающий выразил своё мнение или каковы особенности устной речи, по которой проведено опознание.

Применение видеозаписи при предъявлении для опознании необходимо в случаях, когда можно предполагать, что опознающий по какой-либо серьёзной причине не сможет явиться в судебное заседание.

В соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ, рекомендации криминалистики:

- до начала предъявления для опознания его участники уведомляются о применении видеозаписи, о чем делается отметка в протоколе;

- не допускается видеозапись части предъявления для опознания или его повторения специально для фиксации с использованием технических средств;

- после окончания следственного действия видеофонограмма полностью воспроизводится его участникам, дополнения и заявления которых фиксируются с применением тех же технических средств;

- видеофонограмма прилагается к соответствующему протоколу предъявления для опознания.

- фотографические негативы и снимки (фототаблица), иллюстрационная таблица, материалы аудио - и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Научно-технические средства могут использоваться не только для цели фиксации хода и результатов предъявления для опознания, но и для более эффективного изучения отдельных признаков опознаваемых объектов (лупа, бинокулярный микроскоп, специальные осветители).

Результаты предъявления для опознания могут оказаться ошибочными как из-за умышленных ложных объяснений опознающего, так и в связи с его добросовестным заблуждением. Поэтому их следует подвергать тщательной проверке и оценке с использованием нижеописанных способов.

Обратим внимание на сопоставление результатов опознания с другими материалами дела.

При установлении противоречий между результатами опознания и другими материалами дела принимаются меры для их устранения, в том числе путём проведения иных следственных действий (допрос, осмотр, следственный эксперимент). Проверяется также правильность проведения опознания как в части соблюдения требований процессуального закона, так и в использовании рекомендаций тактического характера.

Большое значение для убеждения следователя в достоверности результатов опознания имеет и его личное впечатление о соответствии признаков, ранее названных опознающим, с признаками, на которые он обратил внимание во время опознания.

А теперь заострим внимание на допросе опознававшего лица после проведения опознания.

В ходе допроса опознававшего выясняется, не заинтересован ли он в исходе дела (это обстоятельство может быть выяснено в ходе допроса иных лиц, хорошо знающих опознававшего). При отрицательном результате опознания устанавливается, действительно ли опознаваемый не был узнан или же опознававший по какой-либо причине (боязнь мести, жалость и т.д.) дал ложное показание.

При проведении данного допроса может быть полезно ознакомление с существующими нормами, определяющими средние величины возможности человека видеть и слышать при конкретных условиях (расстояние до объекта и характер воспринимающихся деталей, необходимая освещённость, зависимость восприятия звука от его силы и характера и т.д.). При использовании подобных данных необходимо учитывать, что некоторые люди обладают повышенной или, наоборот, пониженной остротой зрения и слуха. Эти свойства могут быть установлены путём врачебного исследования.

Также возможно проведение следственного эксперимента.

При помощи следственного эксперимента устанавливается, мог ли опознающий видеть, слышать или каким-нибудь иным образом достаточно уверенно воспринять признаки объекта, на основе которых затем было осуществлено или предполагается в дальнейшем осуществить опознание.

Такой эксперимент осуществляется в соответствии с требованиями ст. 181 УПК РФ. При его производстве нельзя допускать действия, унижающие честь и достоинство участвующих в нём лиц, а также опасные для их жизни и здоровья.

Участие опознающего в данном эксперименте обязательна, и замена его каким-либо другим лицом (что возможно при проведении некоторых экспериментов) не допустима.

Следственный эксперимент проводится в условиях, наиболее сходных с условиями, при которых осуществлялось проверяемое опознание. Это в первую очередь касается подбора лиц и предметов, среди которых предъявлялись опознаваемые.

Результаты следственного эксперимента (возможность увидеть и узнать) фиксируются не только в протоколе следственного эксперимента, но и по возможности с использованием фотосъёмки и видеозаписи.

И в заключении, обратим особое внимание на назначение судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз опознававшего.

В случае возникновения у следователя в ходе проведения опознания или проверки его результатов обоснованных сомнений в способности опознававшего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается в соответствии со ст. 195 УПК РФ судебно-медицинская, судебно-психиатрическая или судебно-психологическая экспертиза.

Перед судебно-медицинской экспертизой могут быть поставлены вопросы о состоянии органов чувств испытуемого (зрение, в том числе наличие дальтонизма, проверка остроты слуха, обоняния, осязания), а перед судебно-психиатрической - об отсутствии психических отклонений, мешающих процессу опознания.

Судебно-психологическая экспертиза устанавливает степень умственного развития лица, выявлять его способности воспринимать явления, имеющие значение для опознания, сохранять их в памяти, проводить в дальнейшем сравнение с новыми явлениями и давать об этом правильные показания. При этом учитывается психическое состояние лица в момент восприятия объектов, предъявленных затем для опознания.

Анализ практики показывает, что все ошибки проведения предъявления для опознания можно условно разделить на две группы:

- процессуальные ошибки его проведения, связанные с несоблюдением (по разным причинам) установленной законом регламентации;

- процессуальные ошибки фиксации хода и результатов предъявления для опознания.

1. В нарушение положений УПК РФ, лица, проводящие опознание, предъявляют опознаваемого без сопровождения статистов; не заботятся при подборе статистов об их сходстве с опознаваемым по возрасту, внешним данным и стилю одежды; не учитывают возможность изменения внешности за период, прошедший после совершения преступления.

 

2. Следователи неправильно формулируют в ходе предъявления для опознания вопрос опознающему.


 

3. Допускаются организационные ошибки (опознающий увидел задержанного в коридоре следственного органа, в сопровождении сотрудников полиции, с одетыми наручниками и т.п.).

4. В протоколе предъявления для опознания не указываются приметы опознаваемого и двух статистов.

5. Совмещают в одном следственном действии два – предъявление для опознания и допрос.

6. Встречается и недостаточно ответственный подход к институту понятых. Несмотря на то, что опознание обычно проводится не спонтанно, поэтому есть время для заблаговременного поиска понятых в соответствии с требованиями закона, допускается множество ошибок: приглашается только один понятой, в протоколах нет информации о том, что права и обязанности понятым разъяснены, не указывается их местожительство, отсутствуют подписи и т.д.

Все вышесказанное еще раз свидетельствует о необходимости точно следовать предписаниям закона. Именно строгое соблюдение процессуальной регламентации проведения опознания является самым простым и действенным способом избежать ошибок, и получить достоверные результаты, имеющие доказательственное значение.

Вывод по вопросу:

Основным способом фиксации хода и результатов опознания является протокол предъявления для опознания. Он составляется в соответствии с уголовно-процессуальным законом, который устанавливает определённый порядок составления данного документа, а также оговаривает основные реквизиты протокола по данному следственному действию. Дополнительными средствами закрепления процесса предъявления для опознания является фотографирование, видеозвукозапись, которые позволяют убедиться не только в правильности проведения данного следственного действия, но и при необходимости предоставляют возможность предъявления результатов в суде, если опознаваемый по какой-либо причине не может явиться на судебное заседание.


Заключение

Предъявление для опознания одно из самых сложных следственных действий. До 1961 года в РФ оно законом не регламентировалось, но было широко распространено в практике следственных органов. По действующему УПК РФ предъявление для опознания признаётся самостоятельным процессуальным (следственным, судебным) действием. Оно заключается в том, что свидетель, потерпевший, обвиняемый или подозреваемый обозревает предъявляемый объект, мысленно сравнивает его с сохранившемся в памяти образом объекта, наблюдавшегося ранее в связи с расследуемым событием, и заявляет о том, является предъявляемый объект тем самым, который наблюдался им ранее, или не является, т.е. заявляет об их тождестве или различии. Таким образом, данное следственное действие имеет большое значение для быстрого и полного раскрытия преступления и изобличения виновного.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. М., 2012.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921. (с посл. изм. и доп.).

3. Уголовный кодекс РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (с посл. изм. и доп.).

4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – Изд. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Норма, 2009. – 992 с.

6. Драпкин Л.Я. Криминалистика: Учебник / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. М.: ТК ВЕЛБИ, Издательство Проспект, 2007. 672 с.

7. Ищенко Е.П., Образцов В.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 780 с.

8. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Инфра-М, 2009. – 746 с.

9. Криминалистика./Под ред. А.Г. Филиппова, А.Ф. Волынского. - M, 2008.

10. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – Изд. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Норма, 2005.

11. Криминалистика: Учебник. / Под ред. А.П. Филиппова. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Спарк, 2012. – 750 с.

12. Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: Издат-во «Экзамен», 2009. – 912 с.

13. Самолаева Е.Ю. Тактика предъявления для опознания людей (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты): Учебно-практическое пособие.- М.: ЦОКР МВД РФ, 2008, - 152 с.

14. Настольная книга следователя: научно-методическое пособие/ Под ред. канд. юрид. наук А.И. Дворкина. -М.: Изд-во «Экзамен», 2008.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.