Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фиксация хода и результатов допроса






Основным способом фиксации допроса является протоколирование, которое ведется с соблюдением требований ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. Существуют определенные требования к составлению протокола, к которым в частности, относятся объективность и полнота протокола, точность и ясность изложения показаний допрашиваемого, грамматически правильное написание, составление надлежащим лицом [35, с. 55].

Существуют определенные требования к составлению протокола, к которым в частности, относятся объективность и полнота протокола, точность и ясность изложения показаний допрашиваемого, грамматически правильное написание, составление надлежащим лицом.

Протокол допроса – это процессуальный документ, отражающий ход и результат допроса, служащий источником сведений, которые содержаться в показаниях допрашиваемого, и представляющей запись в виде свободного рассказа и ответов на вопросы. Протокол представляет собой письменную форму информации, изложенной допрашиваемым устно. Процессуальные правила протоколирования показаний едины для всех видов допроса. Протоколирование целесообразно проводить в конце допроса, то есть после свободного рассказа и постановки вопросов, а в ходе допроса делать по ходу повествования черновые заметки. Составление протокола допроса, как правило, ложится на следователя или лицо, производящее дознание (ст. 141, 151, 160).

В соответствии со ст. 152, 160 УПК РФ обвиняемому и свидетелю по их просьбе предоставляется возможность написать свои показания собственноручно, о чем делается отметка в протоколе. Запись показаний производится после допроса и в кабинете следователя, который их прочитывает, и, если в этом есть необходимость, ставит перед допрашиваемым вопросы для устранения противоречий и восполнения пробелов. Собственноручные показания подписывают допрашиваемый и следователь. Качество и полнота собственноручных показаний зависят от того, насколько грамотно и логически стройно может письменно излагать мысли допрашиваемый.

Собственноручная запись показаний психологически удерживает допрашиваемого от изменения показаний, лишает его возможности упрекнуть следователя в их искажении.

Протокол должен содержать только то, что говорилось допрашиваемым. Во-первых, показания должны быть записаны так, чтобы, прочитав их, допрашиваемый убедился, что записаны действительно его слова. Во-вторых, чтобы показания отражали индивидуальность личности допрашиваемого; в-третьих, могли быть поняты и правильно истолкованы всеми, кто с ними знакомится.

Запись показаний должна сохранять особенности речи дающего показания. Недопустимо, чтобы при составлении протокола имело место усиление или, наоборот, ослабление оттенков сказанного, отражающих субъективную оценку показаний свидетеля, зависящую от отношения следователя к допрашиваемому.

Показания записываются от первого лица, фиксируется только то, что имеет отношение к предмету допроса, имеет значение для правильного разрешения дела. В протокол допроса должны быть внесены все ссылки допрашиваемых на конкретные источники доказательств, аргументация их показаний и все другие данные, которые они просят занести в протокол. Показания допрашиваемого должны отражать характерные особенности речи (слова, обороты), свойственные данному человеку. В случае необходимости записываются заданные вопросы и полученные на них ответы.

Употребление в протоколе допроса слов и выражений, не свойственных допрашиваемому, может привести к тому, что в суде он может отказаться от своих показаний. Неточная и неполная запись показаний допрашиваемого приводит к тому, что при судебном разбирательстве дела может возникнуть противоречие между тем показанием, которое свидетель дает суду, и тем, которое записано следователем, хотя в действительности, если бы следователь записал показания более точным, никакого противоречия не было.

Протокол допроса должен быть написан грамотным, литературным языком, разборчиво и без исправлений. Стилизация показаний допустима лишь в целях исправления неправильно построенных фраз и устранения повторений. Местные и характерные обороты речи заносятся в протокол с разъяснением их значений.

Необходимым условием производительной работы следователя является жесткое соблюдение принципа однократной записи, не допускающего повторного переписывания того, что уже однажды было написано. Это сокращает затрату времени и позволяет избежать ошибок.

Структура протокола допроса:

Вводная часть содержит: название процессуального документа, данные о месте составления протокола, далее фиксируется дата составления протокола и время допроса; должность, специальное звание, фамилия лица, производившего допрос; наименование статей УПК РФ, с соблюдением которых проводится допрос; фамилия, имя, отчество допрашиваемого, год и место рождения, национальность, образование, место работы и профессия, семейное положение и другие.

Кроме этих данных, предусмотренных ст. 166, 167 УПК, в протоколе допроса следует отразить:

1) перерывы допроса и их причины;

2) обстоятельства, вызвавшие проведение допроса в ночное время:

3) участие в допросе законного представителя, педагога, защитника, переводчика, разъяснение им прав и обязанностей и предупреждение о неразглашении полученных ими сведений, а также замечания этих лиц по поводу правильности и полноты записи показаний в протоколе:

4) все другие сведения о личности допрашиваемого, не предусмотренные анкетной частью, но необходимые для правильного разрешения дела.

Вводная часть протокола содержит дополнительную информацию, не связанную непосредственно с фактическими обстоятельствами расследуемого события. При исследовании и оценке судебных доказательств именно эта дополнительная информация позволяет решить вопрос о том, производилось ли данное следственное действие в установленном законном порядке, соблюдены ли следователем процессуальные правила. Она же является основанием для решения вопроса о допустимости данного доказательства и, таким образом, предоставляет доказательственное значение основной информации.

Описательная часть протокола содержит основную информацию, полученную от допрашиваемого лица. Объем ее зависит от того, насколько полно допрашиваемый воспроизвел воспринятое, насколько правильно его понял следователь и как полно он записал показания. В протокол допроса вносится только информация о фактах. Выводы и мнения фиксируются в протоколе, если допрашиваемый их обосновывает ссылками на конкретный источник, время и место получения. Факт предъявления допрашиваемому доказательств также отражается в описательной части протокола.

Заключительная часть протокола содержит: отметку об ознакомлении допрашиваемого с протоколом, о том, что дополнить показания он ничем не может и что его показания записаны правильно; подписи допрашиваемого и следователя, а также переводчика и педагога, если они принимали участие в допросе.

Оставлять незаполненные страницы или строки в тексте протокола не разрешается, свободные места перечеркиваются, все исправления оговариваются и подписываются допрашиваемым. Протокол следует дать прочитать самому допрашиваемому, чтобы у него осталось сомнения, что его показания записаны неправильно.

Глухих и немых лиц, проходящих по делу, допрашивают с участием специалистов, понимающих их знаки, о чем отмечается в протоколе допроса. Показания лица, лишенного возможности подписать протокол в силу физических недостатков, удостоверяются специально приглашенным лицом - понятым, который своей подписью подтверждает правильность записи (УПК РФ ст.142).

Качество информации, содержащейся в протоколе допроса, зависит от способа ее фиксации. Несовершенство протоколирования как способа фиксации и протокола как средства фиксации судебных доказательств привело к необходимости использования научно – технических средств, которые позволяли бы фиксировать доказательства с точностью и подробностью, превышающими точность и подробность протокольной записи. Научно – технические средства в иной форме фиксируют ту же самую информацию, которая содержится в протоколе.

Протокол допроса свидетеля (потерпевшего) составляется с соблюдением требований ст. 141, 142, 159 и 160 УПК, а подозреваемого (обвиняемого) - ст. 123, 141, 142, 151, 152 УПК. В протоколе указываются данные о личности допрашиваемого: фамилия, имя, отчество, время и место рождения, гражданство, национальность, семейное положение, место работы, род занятий или должность, место регистрации и фактического проживания, наличие или отсутствие воинской обязанности, наличие правительственных наград, наличие судимости, а также другие сведения, необходимые по обстоятельствам дела. К ним могут быть отнесены партийность, отношение к воинской обязанности, наличие правительственных наград, наличие иждивенцев (целесообразно перечислить их всех), сведения о документе, удостоверяющем личность, знание языка, на котором ведется расследование, и указание, на каком языке допрашиваемый желает давать показания, и т. д.

После этого требуется указать фамилию, имя, отчество каждого лица, участвующего в допросе, а в необходимых случаях и его адрес (УПК РФ ст. 141), сделать отметку о разъяснении участвующим в допросе лицам их прав и обязанностей, зафиксировать поступившие в связи с этим заявления. Внесенные в протокол сведения удостоверяются подписями соответствующих лиц.

В протоколе допроса свидетель (потерпевший) своей подписью удостоверяет, что он предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний.

В тех случаях, когда производится допрос подозреваемого (обвиняемого), в протоколе должен быть отражен факт разъяснения ему сущности объявленного подозрения (предъявленного обвинения), а также отношение допрашиваемого к объявленному подозрению (предъявленному обвинению). Если допрашиваемый признает себя виновным, то указывается, в какой степени - полностью или частично. Эти данные удостоверяются подписью подозреваемого (обвиняемого).

Показания допрашиваемого заносятся в протокол от первого лица и по возможности они должны отражать характерные особенности речи (слова, обороты), свойственные данному человеку. В случае необходимости записываются заданные вопросы и полученные на них ответы.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому, для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Допрашиваемый имеет право вносить в протокол дополнения и требовать его поправки. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол (УПК РФ ст. 151). Ознакомившись с протоколом, допрашиваемый своей подписью удостоверяет правильность записи его показаний. Перед подписью отмечается, прочитал ли протокол допрашиваемый лично или его зачитал для него следователь.

Если протокол написан на нескольких страницах, допрашиваемый подписывает каждую страницу. Все дополнения и поправки в протоколе должны быть удостоверены подписями допрашиваемого и следователя.

Следователь после ознакомления с письменными показаниями допрашиваемого может задать ему дополнительные вопросы. Правильность записи вопросов и ответов удостоверяется подписями допрашиваемого и следователя. Схемы, зарисовки, эскизы, выполненные в ходе допроса, а также пояснения к ним удостоверяются подписями допрашиваемого и следователя и прилагаются к протоколу.

Кроме того, по решению следователя или по ходатайству допрашиваемого может применяться звукозапись и видеозапись. Применение звукозаписи при допросе обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля разрешено регламентировано в соответствующих статьях УПК.

Магнитофонная запись в уголовном деле может быть либо вещественным доказательством, если отвечает требованиям, предъявляемым к вещественным доказательствам (УПК РФ ст. 83), либо служить средством фиксации. Обеспечивая полноту содержания показаний, звукозапись позволяет записать их даже при условиях, когда протоколирование представляется затруднительным. Звукозапись является наиболее полным и объективным отражением показаний допрашиваемого и отвечает требованиям ст. 151, 160 УПК, обязывающих записывать показания в первом лице и по возможности дословно.

Магнитофонная запись имеет и тактическое значение – сопутствует изобличению других лиц. Она позволяет выдержать темп допроса, освобождает следователя от необходимости немедленно делать пометки или отдельные записи. Только магнитофонная запись может в полной мере зафиксировать тот переломный момент, когда допрашиваемый прекращает запирательство и суд по записи может установить, насколько добровольно и чистосердечно допрашиваемый дал показания. При применении магнитофонной записи исключаются случаи заявлений в суде, что следователь проявил к допрашиваемому необъективность.

Анализ следственной практики позволяет сделать вывод, что магнитофон в основном применяется для записи показаний на допросе:

1) несовершеннолетних, когда важно проверить не только фактическую сторону показаний, но и тактику допроса, способ установления контакта с несовершеннолетним;

2) лиц, явившихся с повинной;

3) тяжелобольных или раненых, когда процесс протоколирования может отрицательно сказаться на здоровье допрашиваемого;

4) лиц, допрашиваемых при выполнении отдельного поручения. Магнитофонная запись в этом случае позволяет проверить, насколько уверенно допрашиваемый отвечает на вопросы, в какой последовательности они ставились и правильно ли были сформулированы;

5) лиц, в психической полноценности которых следователь сомневается. Прослушивание таких записей экспертами – психиатрами будет иметь большое значение при даче ими заключений;

6) лиц, не владеющих языком, на котором ведется следствие (запись позволит проверить, насколько правильно сделан перевод, исключить ссылки обвиняемого на то, что показаний, записанных в переводе, он не давал);

7) лиц, допрашиваемых на очной ставке;

8) лиц, расследование дела которых ведется группой следователей. Эти записи нужны для прослушивания следователями, которые не могли присутствовать на допросе и которым для последующего следствия необходимо иметь полную и объективную информацию об этом допросе [35, с.75].

Она может применяться и при допросе лиц (УПК РФ ст. 141)

1) показания которых имеют важное значение для дела или для решения оперативных задач правоохранительных органов;

2) склонных изменять свои показания;

3) тяжелобольных, раненых, возможность вызова которых в суд исключена;

Звукозапись и видеозапись исключает отказ допрашиваемого от данных им показаний, ссылки, например, на то, что следователь неправильно понял или записал их в протоколе.

Практика показывает, что наиболее целесообразно применять технические средства для фиксации:

1) показаний обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений;

2) показаний лиц, которые заведомо или вероятно не смогут явиться в суд;

3) показаний несовершеннолетних и малолетних, речевые особенности которых трудно передать при обычном порядке протоколирования;

4) показаний раненых и больных, обычный допрос которых затруднителен или невозможен;

5) показаний лиц, допрошенных с участием переводчика;

6) показаний лиц, явившихся с повинной.

По окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. Дополнения к звукозаписи и показания, сделанные им, также заносятся на фонограмму. Звукозапись заканчивается заявлением допрашиваемого, в котором он удостоверяет ее правильность. Недопустимо стирание и вырезание фонограммы с последующей склейкой. Склейка возможна лишь по техническим причинам и фиксируется на ленте, о чем указывается в протоколе допроса. Фонограмма храниться в деле и по окончании предварительного следствия опечатывается. Звукозапись показаний не исключает обычной записи их в протоколе допроса, она не заменяет и не дублирует протокола допроса.

Особую ценность представляет одновременное применение киносъемки и звукозаписи. С помощью киносъемки и видеозаписи можно запечатлеть не только обстановку, взаимное расположение предметов и отдельные моменты производства следственного действия, но и весь ход его выполнения в динамике. Применения киносъемки и видеозаписи увеличивает убедительность судебных доказательств, способствует соблюдению принципов уголовного процесса – объективности, полноты и непосредственности исследования доказательств.

В следственной практике иногда встречаются факты, когда допрашиваемый для большей наглядности чертит на отдельном листе контуры того предмета, о котором идет речь, схематически изображает местность, взаиморасположение предметов и т.д. Наиболее часто это наблюдается при расследовании преступлений о нарушении правил безопасности и эксплуатации автотранспорта, несчастных случаев на железной дороге. Допрашиваемый может схематически изображать для наглядности черты человека, в отношении которого он давал показания и которого затем разыскивали по этому рисунку. Такие схемы, чертежи и планы способствуют полноте допроса, конкретизируют и поясняют показания и представляют собой модифицированную «собственноручную запись» показаний, являются составной частью протокола допроса [28, с.165].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.