Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактические характеристики подводных сил ВМФ России.






Подводные силы являются главным родом сил ВМФ РФ и предназначены:

- для уничтожения надводных кораблей (судов) и подводных лодок;

- поражения наземных объектов на территории противника;

- выполнения различных специальных задач.

Благодаря своим высоким боевым возможностям, подводные лодки способны решать широкий круг задач, основными из них являются:

- разрушение важных в военном отношении объектов противника на побережье

и в глубине его территории;

- противолодочная оборона своих объектов и сил, поиск и уничтожение подвод-

водных лодок противника;

- уничтожение боевых кораблей и судов противника, действующих в составе сое-

динений и групп, а также одиночно; нарушение морских и океанских сообщений

противника;

- ведение разведки и обеспечение наведения своих сил на группировки

противника;

- обеспечение развертывания и боевой устойчивости ракетных подводных лодок

стратегического назначения.

Кроме основных подводные лодки могут выполнять и другие задачи, такие как:

- осуществление минных поставок;

- высадку разведывательных и диверсионных групп на побережье противника;

- навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение БД;

- перевозку грузов и личного состава в блокированные пункты (базы);

- спасение экипажей кораблей (судов) и летательных аппаратов, терпящих бедствие;

- дозаправку подводных лодок в море.

1. Одной из основных задач, решаемых подводными лодками в повседневной деятельности, является несение боевой службы, что требует повышенной бдитель-ности и боевой готовности и связано с длительным пребыванием в удаленных районах Мирового океана.

2. Другими задачами ПЛ в мирное время в целях поддержания высокой боевой готовности являются боевое патрулирование и слежение за ударными силами фло-та противника. Боевое патрулирование представляет собой постоянное нахождение ПЛ в определенных районах океана (моря) с оружием на борту в установленной готовности к его применению.

3. Слежение организуется с целью предотвращения или максимального ослаб-ления внезапных ракетно-ядерных ударов противника с морских и океанских направлений.

Подводные лодки могут выполнять задачи самостоятельно и во взаимодей-ствии с другими силами флота.

Разнообразие задач, выполняемых подводными лодками, вызывает необхо-димость их классификации. По основному предназначению и главному оружию подводные лодки, входящие в группу боевого состава, делятся на два класса:

- ракетные подводные лодки стратегического назначения;

- многоцелевые подводные лодки.

 

Рис. 1 Атомный подводный крейсер с БР.

 

Подводные лодки первого класса предназначены для разрушения администра-тивных, военно-промышленных и других важных наземных объектов. Их главным оружием являются баллистические ракеты (БР). По своему водоизмещению и основным размерам они делятся на

два подкласса:

- тяжелый атомный подводный крейсер с БР;

- атомный подводный крейсер с БР.

Подводные лодки второго класса предназначены для уничтожения надводных кораблей (судов) противника, разрушения военно-морских баз и других прибреж-ных объектов, противолодочного обеспечения боевых действий надводных сил и подводных лодок стратегического назначения.

 

Рис.2 Атомный подводный крейсер с КР.

По типу энергетической установки, водоизмещению и другим тактико-техническим элементам многоцелевые ПЛ делятся на подклассы:

- атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами (до 20000т.);

- крейсерская атомная ПЛ (до 10000 т.);

- большая атомная ПЛ (до 7000 т.);

- большая дизельная ПЛ (от 1500 до 4000 т.);

- средняя дизельная ПЛ (до 1500 т.);

- малая дизельная ПЛ (менее 500 т.).

Рис. 3 Крейсерская атомная ПЛ.

 

Для наиболее успешного выполнения боевых задач, удобства управления, базиро-вания и проведения боевой подготовки под-водные лодки сводятся в соединения

(объединения).

Основным соединением атомных ПЛ одного подкласса является дивизия.

Для дизельных ПЛ – бригада.

Дивизии атомных ПЛ могут входить во флотилию, а бригады дизельных ПЛ – в эскадру. Командующий флотилией (командир эскадры) подчиняется непосредст-венно командующему флотом.

Способность подводных лодок успешно решать широкий круг разнообразных боевых задач обусловливается их высокими боевыми возможностями, которые определяются уровнем боевой подготовки, наличием и состоянием оружия и техники, степенью подготовленности командного состава и другими факторами.

В значительной степени боевые возможности подводной лодки определяются ее тактико-техническими элементами, то есть совокупностью количественных характеристик подводной лодки, от которых зависят ее тактические свойства.

Ø К основным тактико-техническим элементам подводных лодок относятся:

- вооружение; - водоизмещение и основные габариты;

- глубина погружения; - тип главной энергетической установки;

- автономность и дальность плавания; - мореходность;

- скорость хода в подводном и в надводном положении;

- шумность; - живучесть; - численность экипажа.

В состав вооружения подводных лодок входят различные виды оружия и технических средств, обеспечивающих его применение и плавание ее в подводном и надводном положениях в различных условиях обстановки.

К видам оружия относятся: ракетное, ракетно-торпедное, торпедное и минное.

К техническим средствам относятся: радиолокационные станции, гидроакустичес-кие комплексы и станции, неакустические средства обнаружения, навигационные комплексы, автоматизированные системы управления оружием, общекокорабель-ные автоматизированные информационно-управляющие системы, средства гидро-акустического подавления, комплексы средств радиосвязи, радио- и радиотехни-ческой разведки и другие средства.

Вооружение

§ Оружие:

1. Ракетное оружие на подводных лодках в зависимости от их главного предназначения может быть представлено ракетными комплексами с баллистичес-кими или крылатыми ракетами. Корабельный ракетный комплекс представляет со-бой функционально связанные средства и системы, установленные на подводной лодке и предназначенные для поражения наземных объектов или морских целей. Как правило, он включает:

- управляемые ракеты;

- пусковые установки;

- системы наведения ракет, тесно связанные с корабельными навигационным,

радиолокационным и гидроакустическим комплексами (в зависимости от типа

ракет) и другими средствами, обеспечивающими определение координат стре-

ляющей подводной лодки и цели, обнаружение и сопровождение целей, а так-

же ввод необходимых данных в систему управления (наведения) ракет.

Баллистические ракеты - это ракеты, полет которых, за исключением неболь-шого активного участка, совершается по траектории свободно брошенного тела.

Они бывают одно- и многоступенчатыми, управляемыми (маневрирующими) и не-управляемыми. Баллистические ракеты с дальностью полета свыше 5500 км назы-ваются межконтинентальными (МБР).

МБР - многоступенчатые, с жидкостными или твердотопливными двигательными установками, оснащаются различными головными частями (ГЧ). ГЧ ракеты бывают:

· по количеству боевых зарядов - однозарядными (моноблочными) или многоза-рядными (разделяющимися),

· по управляемости на пассивном участке траектории - неуправляемыми и управляемыми (маневрирующими).

- Маневрирующие ГЧ осуществляют изменения траектории на конечном участ-ке полета для успешного преодоления объектовой противоракетной обороны, дос-тижения высокой точности попадания или для одновременного решения этих обеих задач.

- Многозарядные ГЧ бывают рассеивающего типа или с индивидуальным наве-дением боеголовок на цели. Первые предназначены для поражения крупноразмер-ных целей, прикрытых противоракетной обороной, а вторые - для поражения, как крупноразмерных целей, так и целей малых размеров, расположенных на значите-льном удалении друг от друга.

Крылатые ракеты (КР) - это управляемые ракеты с несущими поверхностями (крыльями), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмо-сфере. Крылатые ракеты выполняются по самолетной схеме с плоским крылом или с крестообразным крылом и оперением.

Они разрабатываются в тактическом и стратегическом вариантах. Первые могут быть малой дальности полета - 120 км и средней дальности - 500 км.

Тактические ракеты снаряжаются обычными и ядерными боевыми частями. Стратегические крылатые ракеты имеют большую дальность полета (до 2500 км) и снаряжаются обычной или ядерной боевой частью мощностью заряда 200 кт.

Крылатые ракеты оснащаются комбинированными системами управления, вклю-чающими инерциальную и корреляционную системы, обеспечивающие высокую точность попадания в цель.

2. Торпедное оружие устанавливается как на стратегических, так и на мно-гоцелевых подводных лодках. Торпеда представляет собой самодвижущийся и са-моуправляемый подводный снаряд с обычным или ядерным зарядом, предназначенный для поражения надводных кораблей, подводных лодок и судов, разрушения причалов, доков и других объектов, расположенных у уреза воды. Калибр современных торпед - 650, 533 мм и менее, длина 2, 5 - 6, 5 м и более.

· По назначению они бывают: - противолодочные, - противокорабельные и

универсальные;

· По энергосиловым установкам: - парогазовые, - электрические и др.;

· По системам управления: - самонаводящиеся,

- управляемые по проводам,

- маневрирующие по программам и

прямоидущие.

Системы самонаведения торпед бывают: - акустические, - пассивные,

- активные или комбинированные.

На торпедах применяются контактные и неконтактные взрыватели, реагирую-щие на различные физические поля кораблей. Современные торпеды имеют большие скорости, дальности хода и глубины погружения (скорость до 55 уз, дальность хода до 18, 3 км, глубину хо-да до 600 м, систему телеуправления по прово-дам на начальном участке траектории и акусти-ческую активно-пассивную систему самонаведе-ния на конечном участке). На современных под-водных лодках, как правило, имеется 4-6 торпед- Рис.4 Большая атомная ПЛ.

ных аппаратов, запас торпед может превышать 20 единиц, для выполнения торпедной стрельбы подводные лодки имеют приборы управления торпедной стрельбой (автоматизированные системы управления оружием).

3. Противолодочные управляемые ракетные комплексы (ПУРК) пред-назначены для самообороны от подводных лодок противника или активной борьбы с ними. Большинство современных типов (проектов) подводных лодок как ракет-ных, так и многоцелевых имеют их на вооружении. Противолодочная ракета испо-льзуется по данным собственных средств обнаружения, выстреливается из торпед-ных аппаратов в подводном положении, полет к цели осуществляет по баллисти-ческой траектории со скоростью до 340 м/с. Она имеет ядерную боевую часть с тротиловым эквивалентом до 30 кт или обычную боевую часть, в качестве кото-

рой используется противолодочная самонаводящаяся торпеда с дальностью

хода 9 км.

ПЛУР имеет дальность стрельбы от 9 до 65 км, снабжена автономной инерциа-льной системой управления.

4. Мины различных образцов могут приниматься на атомные многоцелевые подводные лодки частично взамен торпед для постановки их через торпедные аппа-раты. В тех случаях, когда постановка мин будет основной задачей, возложенной на данную подводную лодку, они из вспомогательного становятся главным видом оружия. Все состоящие на вооружении военно-морского флота мины, предназначе-нные для постановки с атомных подводных лодок, оснащены неконтактными взры-вателями и мощными зарядами. Они могут быть самотранспортирующимися, соз-данными на базе торпеды, и после выхода из торпедного аппарата самостоятельно следовать к назначенному месту постановки минной банки, избавляя подводную лодку от необходимости приближаться к нему на близкое расстояние.

Высказывалось также мнение, что к минным постановкам могут быть привлече-ны устаревшие ПЛАРБ, переоборудованные в подводные минные заградители (при размещении на каждой из них 256 мин - в каждой ракетной шахте по 16 шт).

§ Технические средства:

1. Гидроакустические средства - для обеспечения наблюдения за подвод-ной, надводной и воздушной обстановкой, применения оружия, обеспечения безо-пасности плавания и других целей современные подводные лодки вооружены боль-шим количеством радиоэлектронных средств (РЭС). Среди которых основная роль принадлежит гидроакустическим станциям и комплексам.

- Гидроакустическая станция (ГАС) представляет собой систему акустических, электрических и электронных приборов для поиска, обнаружения и классификации морских целей, определения направления и расстояния до них, выдачи необходи-мых данных в приборы управления стрельбой, связи между кораблями, обеспече-ния безопасности плавания и других задач. Станции делятся на активные и пассив-ные и могут быть элементом гидроакустического комплекса.

- Гидроакустический комплекс (ГАК) - это совокупность различных гидроакусти-ческих средств, оконечные устройства которых объединены в общем информаци-онно-управляющем пульте.

2. В настоящее время на подводных лодках получают развитие неакусти-ческие средства обнаружения подводных целей, то есть такие средства, чувст-вительные элементы которых реагируют не на акустические, а на иные физичес-кие поля подводной лодки или ее кильватерного следа.

3. Для обеспечения подледного плавания в арктических районах на атом-ных подводных лодках устанавливаются эхоледомеры. Они позволяют определять наличие и толщину льда, расстояние до него, осуществлять поиск и определять гра-ницы полыней и разводий в ледовом покрове, устанавливать факт входа подводной лодки под лед и ее выход из-под ледяных полей. По принципу действия эхоледо-мер аналогичен эхолоту, дальность действия его более 200 м, а точность измерений составляет 0, 5% дальности. С помощью самописца эхоледомера получают непре-рывную запись характера ледового покрова по курсу подводной лодки.

4. Для наблюдения за надводной обстановкой подводные лодки имеют радиолокационные станции, дальность действия которых определяется радиоло-кационной видимостью, зависящей от высоты подъема антенны над водой, разме-ров цели, состояния моря и атмосферы.

5. Для поиска, обнаружения, классификации и пеленгования работающих радиолокационных станций противника на подводных лодках устанавливаются станции радиотехнической разведки, дальность действия которых в несколько раз превышает дальности обнаружения подводной лодки радиолокационной стан-цией, что позволяет подводной лодке своевременно уклониться от обнаружения погружением на глубину.

6. Современные подводные лодки сильно отличаются от подводных лодок военного и первого послевоенного времени насыщенностью средствами автома-тизации управления оружием и техническими средствами. Наиболее полно оснащены средствами автоматизации атомные подводные лодки в связи с большой их насыщенностью разнообразными техническими средствами, высокой энерговооруженностью и возможностью размещения автоматизированных систем управления (АСУ). Автоматизированные системы управления, предназначенные для управления оружием, средствами гидроакустического подавления и наблюде-ния, решения задач тактического и боевого маневрирования и т. п., принято назы-вать боевыми информационно-управляющими системами (БИУС).

7. Для управления работой всех средств наблюдения на подводных лодках организуется боевой информационный пост (БИП), который предназначен для сбора и обработки информации о воздушной, подводной и надводной обстановке, а также для производства расчетов на боевое маневрирование, применение оружия и использование радиотехнических средств. Информация на БИП отображается на индикаторах и планшетах.

8. Для защиты подводной лодки от обнаружения гидроакустическими сред-ствами наблюдения и поражения боевыми средствами, имеющими гидроакустичес-кие системы наведения, а также для введения противника в заблуждение и наруше-ния работы его систем гидроакустического наблюдения на подводных лодках име-ются средства гидроакустического подавления (ГПД).

К ним относятся:

- дрейфующие и самоходные приборы помех и имитаторы, воспроизводящие шу-мы подводной лодки, ультразвуковые излучения, а также имитирующие маневри-рование подводной лодки по курсу, скорости и глубине, применение которых поз-воляет уклоняться от контакта с противником и поражения его оружием;

- имитационные патроны, создающие облако пузырьков газа, отражаясь от кото-рого, ультразвуковые волны, излучаемые гидролокатором, создают эхо как от под-водной лодки, и другие средства.

9. Средства радиосвязи позволяют подводным лодкам осуществлять дву-стороннюю радиосвязь с командованием, с надводными кораблями, авиацией и между собой. Они включают радиоприемники различных диапазонов и мощные радиопередатчики, а также ультракоротковолновые радиостанции, использующи-еся с помощью выдвижных и буксируемых антенн в подводном положении и на перископной глубине. Радиоприем осуществляется на ультракоротких, коротких, средних, длинных и сверхдлинных волнах, а радиопередачи - только на ультрако-ротких, коротких и средних волнах.

Для повышения скрытности радиосвязи используются:

- аппаратура сверхбыстродействия;

- записывающие устройства для приема радиограмм, передающихся на подвод-

ную лодку с большой скоростью;

- аппаратура засекреченной связи, с помощью которой информация, передаваемая

по радио, шифруется и дешифруется аппаратурой засекречивания в процессе

передачи (приема).

10. Средства радиоразведки, имеющиеся на подводных лодках, обеспечи-вают добывание необходимых данных о противнике путем перехвата и анализа его радиопередач и радиопеленгования работающих радиостанций. Это облегчает под-водным лодкам поиск целей в море или, наоборот, позволяет избежать встречи с противолодочными силами противника.

11. На вооружении современных подводных лодок имеются навигацион-ные комплексы, представляющие собой совокупность взаимосвязанных навигаци-онных приборов, предназначенных для автоматического и одновременного реше-ния ряда задач, необходимых для обеспечения безопасности кораблевождения и эффективного применения оружия.

Навигационные комплексы имеют в своем составе:

- корабельные инерциальные навигационные системы, обеспечивающие хранение

текущих координат подводной лодки и направления истинного меридиана, а

следовательно, и курса подводной лодки;

- приемоиндикаторы радионавигационных систем;

- астронавигационные перископные системы и радиосекстаны;

- гироскопические приборы;

- лаги и эхолоты;

- системы для определения координат с помощью искусственных спутников

Земли, и другие устройства.

Водоизмещение подводных лодок зависит от их боевого предназначения и связанных с ним типа и состава оружия и технических средств, энергетической установки, автономности и вытекающих из нее запасов и т.п.

Для подводных лодок различают надводное и подводное водоизмещение.

Для современных дизельных подводных лодок надводное водоизмещение достигает 2300 т. и более, подводное - до 4000 т.

Надводное водоизмещение атомных многоцелевых подводных лодок достигает 6000 т, а подводное - 6900т.

Водоизмещение атомных подводных ракетоносцев значительно превысило водоизмещение даже надводных крейсеров, традиционно считавшихся классом наиболее крупных кораблей.

В связи с ростом водоизмещения подводных лодок резко возросли и их основные размеры: длина достигает 170 м и более, ширина - около 13 м, а осадка ракетных подводных лодок приближается к 11м.

Глубина погружения является одним из важнейших тактико-технических элементов подводных лодок, обеспечивающих ей скрытность действий и свободу маневра по глубине при уклонении от противолодочных сил и их средств пораже-ния. Большие глубины погружения обеспечивают также высокие докавитацион-ные скорости хода. Глубины погружения современных серийных дизельных под-водных лодок превышают 200 м, а атомных - 400 м.

Для подводных лодок различают следующие глубины погружения:

- перископную, - безопасную, - рабочую, - предельную и - расчетную.

o При плавании на перископной глубине обеспечиваются зрительное наблюдение за надводной и воздушной обстановкой в перископ, использование выдвижных антенн радиотехнических средств и средств радиосвязи, устройства для работы дизеля под водой (РДП) на дизельных подводных лодках. В зависимости от водоизмещения и конструкции подводной лодки перископная глубина составляет порядка 8-12 м от поверхности моря.

o Безопасная глубина погружения - это глубина, начиная с которой подводная лодка может плавать под водой, не опасаясь столкновения с подводной частью кор-пуса надводных кораблей и судов (таранного удара). Она также зависит от конст-руктивных особенностей корпуса подводной лодки и, как правило, составляет не менее 40 м.

o Предельная глубина погружения (в иностранной литературе ее иногда называют оперативной) - это наибольшая глубина, на которую разрешено погружаться подводной лодке в процессе эксплуатации. Ниже ее сохранность корпуса подводной лодки от наружного гидростатического давления не гарантируется.

o Рабочая глубина погружения(70 - 90 % предельной) - глубина, на которой подводная лодка может находиться длительное время и безопасно совершать маневры.

o Расчетная глубина погружения - это глубина, соответствующая гидростатическому давлению, принятому в расчетах прочности элементов корпуса.

При погружении подводной лодки на расчетную глубину может произойти разрушение прочного корпуса, других конструкций подводной лодки. При характеристике подводных лодок, как правило, имеется в виду рабочая глубинапогружения.

Тип главной энергетической установки (ГЭУ) во многом определяет так-тические свойства и боевые возможности подводных лодок. От типа ГЭУ зависят скорость, дальность плавания подводной лодки и условия обитаемости личного состава, ее вооруженность различными техническими средствами.

Дизельные подводные лодки, имеющие суммарную мощность дизелей около 6000 л.с. и вынужденные периодически заряжать аккумуляторные батареи, имеют ограниченные энергоресурсы, что затрудняет установку на них энергоемкого оборудования, снижает их маневренные характеристики и влияет на условия жизнедеятельности личного состава.

Рис. 5 Большая дизельная ПЛ.

 

Мощности реакторов атомных подводных лодок превышают 100 МВт, а двигателей- 60 тыс. л. с., что обеспечивает им высокие скоро-сти, возможность практически непрерывного нахождения под водой в течение всего боевого похода, использования различного энергопот-ребляющего оборудования и создания благоприятных условий для деятельности личного состава при длительном подводном плавании.

Автономность подводной лодки - это тактико-технический элемент, характе-ризующий время (в сут.), в течение которого подводная лодка способна пробыть в море и выполнять свойственные ей задачи без пополнения запасов топлива, продо-вольствия, воды, других материальных средств и без смены личного состава.

Автономность подводной лодки задается при проектировании с учетом возла-гаемых на нее задач, районов плавания, и обеспечивается размещением на ней требуемых запасов материальных средств (в том числе топлива, пресной воды, продовольствия, средств регенерации воздуха и т. д.), надежностью технических средств, созданием для личного состава необходимых условий обитаемости.

Автономность современных подводных лодок достигает 100 сут. При этом основными ограничениями являются не запасы энергоресурсов, которые атомные подводные лодки имеют на несколько походов на полную автономность, а ресур-сы работы оборудования, требующего профилактических осмотров и ремонтов в условиях пункта базирования, а также физические и психические возможности личного состава.

Дальностью плавания подводной лодки определяются удаленность от пунк-та базирования возможных районов боевых действии и время пребывания в этих районах.

Дальность плавания - это расстояние, проходимое подводной лодкой с заданной скоростью до израсходования полезного энергозапаса (топлива) с обязательным сохранением установленного его количества. Она рассчитывается для различных скоростей. Наибольшая дальность плавания достигается при движении экономи-ческой скоростью, при которой энергорасход на единицу пройденного расстояния наименьший.

o Для подводных лодок с ядерной энергетической установкой дальность плавания определяется с учетом максимально допустимого времени непрерывной работы главных и вспомогательных механизмов.

o Дальность плавания дизельных подводных лодок без дозаправки практически определяется запасом дизельного топлива. Для них она подразделяется на дальность плавания под электромоторами, то есть в подводном положении, и на дальность плавания в целом, при этом учитывается смешанный режим движения дизельных подводных лодок (чередование подводного хода под электромоторами с движением под РДП и в надводном положении под дизелями с периодическим зарядом аккумуляторных батарей).

Дальность плавания дизельных подводных лодок в подводном положении под электромоторами экономической скоростью составляет около 400 миль. Однако это, как правило, на небольшой скорости, которая в ряде случаев близка к скорости сильных морских течений. Такие скорости на переходе подводной лодки в район боевых действий мало применяют, учитывая динамизм и скоротечность современных военных действий на море. Малоприменимы такие скорости и при ведении разведки подводной лодкой, так как малые скорости снижают эффективность поиска.

Общая дальность плавания дизельных подводных лодок в смешанном режиме с учетом расхода дизельного топлива не только для движения под дизелями, но для заряда аккумуляторных батарей превышает 15000 миль.

o Атомные подводные лодки имеют дальность плавания, в десятки раз пре-вышающую дальность плавания дизельных подводных лодок. В печати упомина-ются такие дальности, как 400000 миль, 600000 миль. С точки зрения энергоре-сурсов активной зоны реакторов атомных подводных лодок, действительно, могут быть обеспечены указанные выше величины. Однако с тактической точки зрения, определяющей возможности использования атомных подводных лодок с учетом их автономности и средних скоростей на переходе морем и при выполнении пос-тавленной боевой задачи, следует считать дальность плавания современных атом-ных подводных лодок около 30000 миль, что, однако, почти в полтора раза пре-вышает окружность Земли по экватору.

Большие дальность плавания и автономность атомных подводных лодок, высокая надежность их технических средств неоднократно проверены в дальних походах в различных климатических условиях.

Скорость подводных лодок является важным фактором, определяющим их возможности быстро развертываться в районы боевых действий, сближаться с быстроходным противником и длительно преследовать его, выполняя повторные атаки, или, наоборот, уклоняться от противника и его средств поражения.

Для подводных лодок решающее значение имеет скорость в подводном положе-нии. Она для современных дизельных подводных лодок составляет порядка 20 уз, однако в связи с ограниченными возможностями аккумуляторных батарей такой скоростью они могут следовать в течение нескольких часов, а затем вынуждены заметно снижать ее, не допуская полного разряда аккумуляторов.

Современные атомные многоцелевые подводные лодки имеют скорость подводного хода немногим более 30 уз, подводные лодки с баллистическими ра-кетами обладают скоростями около 25 уз. Однако такие скорости не являются обычным для подводных лодок, так как при таких скоростях резко возрастает шумность подводной лодки, снижается скрытность ее действий, возрастает уро-вень помех собственным средствам гидроакустического наблюдения. Такие ско-рости атомные подводные лодки используют, как правило, вынужденно, когда это необходимо для решения поставленной боевой задачи.

Важным тактико-техническим элементом подводных лодок является их мореходность, то есть способность безопасно плавать и сохранять возможность боевого использования всех видов оружия и технических средств в сложных гид-рометеорологических условиях.

Она определяется мореходными качествами:

- ходкостью, - инерцией, - управляемостью, - качкой, - заливаемостью,

- плавучестью, - остойчивостью и - непотопляемостью подводной лодки.

и обеспечивается:

- ее главными размерениями, - обводами, - прочностью и герметичностью корпуса, - размещением вооружения и технических средств.

По своим конструктивным особенностям подводные лодки даже в надводном положении способны плавать в любую погоду, что подтверждено опытом их испо-льзования. Мореходность измеряется в баллах.

Атомные подводные лодки, имея значительно большие водоизмещение и размеры и находясь преимущественно на глубине, еще в меньшей степени подве-ржены влиянию неблагоприятных погодных условий.

При нахождении подводной лодки в подводном положении на глубинах более безопасной от таранного удара самый сильный шторм не влияет на ее нормальное плавание. Не влияют погодные условия и на применение подводной лодкой торпедного и минного оружия. Однако применение баллистических и крылатых ракет с подводных лодок имеет определенные ограничения по силе поверх-ностного ветра и размаху качки подводной лодки вследствие волнения моря.

Уровень шумностиодин из главных тактико-технических элементов, опре-деляющих боевые возможности и боевую устойчивость ПЛ.

Шумы ПЛ – основной источник сведений о ней, поэтому снижению собственных шумов придается очень большое значение. Это объясняется тем, что в современ-ных условиях только малошумные ПЛ способны действовать скрытно, а их гидро-акустические комплексы благодаря отсутствию сильных собственных помех обес-печивают необходимые дальности обнаружения противника и наблюдения за ним, что позволяет подводным лодкам своевременно применять оружие или уклоняться от обнаруженного противника. Уменьшение глубины погружения ПЛ при неизмен-ной скорости хода повышает ее шумность, так же как и увеличение ее скорости при неизменной глубине погружения. Снижение уровня шумности подводных лодок достигается комплексом организационных, технических и тактических мероприя-тий, проводимых экипажами ПЛ, кораблестроителями и другими специалистами.

Живучесть подводной лодки обеспечивается конструкцией ее корпуса, за-щищенностью устройств и систем, их резервированием и рациональным размеще-нием, разделением подводной лодки на отсеки водонепроницаемыми переборка-ми, умелыми действиями личного состава в процессе повседневной эксплуатации подводной лодки, при подготовке ее к бою и походу и в ходе выполнения постав-ленной задачи, а также обученностью личного состава борьбе за живучесть.

Основными элементами живучести подводной лодки являются:

- непотопляемость;

- взрыво-, пожаро- и газобезопасность;

- живучесть оружия и технических средств;

- защита личного состава.

Живучесть подводных лодок обеспечивается также наличием на них большого запаса воздуха высокого давления и использованием его при нарушении гермети-чности прочного корпуса и потере плавучести, наличием мощных водоотливных средств, средств контроля за содержанием в отсеках подводной лодки взрывоопа-сных газов и систем поддержания его в безопасных пределах, средств пожароту-шения, аварийно-спасательных устройств, инструмента и т.д.

Численность экипажа на современных атомных подводных ракетоносцах достигает 150 человек, а набольших дизельных - 80 человек. Как правило, ПЛАРБ комплектуются двумя сменными экипажами, один из которых проходит боевую подготовку в базе или отдыхает, а другой находится на подводной лодке в море на боевом патрулировании.

Приведенные тактико-технические элементы обеспечивают высокие тактические свойства подводных лодок как боевых кораблей.

Ø К основным тактическим свойствам подводных лодок относятся:

- скрытность действий;

- способность вести боевые действия в районах, находящихся практически в

любых частях Мирового океана;

- быстро развертываться в назначенные районы и длительно находиться в них;

- способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по стратегическим объектам;

- способность действовать подо льдами Арктического бассейна;

- малая зависимость от гидрометеорологических условий в районе БД.

Скрытность действий подводных лодок является основным тактическим свойством, принципиально отличающим их от других сил флота и позволяющим незаметно для противника проникать в контролируемые им районы, длительно там находиться и наносить внезапные мощные удары из-под воды по назначенным целям (объектам). Она обеспечивается большими глубинами погружения, незначительными уровнями физических полей подводной лодки, проведением различных организационных и технических мероприятий, применением необхо-димых тактических приемов.

Способность длительно действовать в удаленных районах океана обеспе-чивается большими дальностью плавания и автономностью подводных лодок, а быстрое развертывание в назначенные районы и переразвертывание при необхо-димости в другие - высокими малошумными скоростями подводного хода.

Способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по наземным объектам противника обеспечивается большими дальностями полета баллистиче-ских и крылатых ракет, большими мощностями их зарядов и высокой точностью попадания в цель, а также большой сложностью противодействия ракетам на тра-ектории их полета к цели.

Способность успешно вести боевые действия против надводных кораблей, подводных лодок противника, его транспортов и судов обеспечивается наличием на подводных лодках современных средств поражения таких целей – различных образцов торпед с ядерным и обычным зарядом, крылатых противокорабельных ракет, комплексов противолодочного управляемого ракетного оружия, а также возможностью применения минного оружия с подводных лодок.

Она обеспечивается также большими возможностями средств наблюдения, высокими скоростями хода, скрытностью действий и другими элементами.

Способность действовать подо льдами наиболее характерна для атомных подводных лодок благодаря их большой подводной автономности, наличию на них современных средств кораблевождения и средств, обеспечивающих безопасность плавания подо льдом и всплытия во льдах.

Малая зависимость подводных лодок от гидрометеорологических условий обеспечивается их высокими мореходными качествами, возможностью применения торпедного и минного оружия при любом состоянии погоды и малой зависимостью использования крылатых ракет и ракето-торпед от волнения моря и поверхностного ветра.

Однако наряду с целым рядом высоких тактических свойств подводным лодкам присущи и отдельные недостатки:

- отсутствие на подводных лодках активных средств борьбы с противолодочной авиацией, то есть зенитных средств, что осложняет противовоздушную оборону.

(Однако в Англии уже принята на вооружение ЗУР ближнего действия «Слэм»,

предназначенная для стрельбы с подводных лодок, находящихся на перископ-

ной глубине или в надводном положении, по низколетящим противолодочным

самолетам и вертолетам с дальностью стрельбы 3 км.

Разрабатываются зенитные ракеты класса «подводная лодка-воздух» и в США);

- сложность непрерывной двусторонней радиосвязи с командованием, особенно в

направлении «подводная лодка - берег», для чего подводная лодка, как правило,

должна всплывать на перископную глубину;

- применение для радиосвязи буксируемых и всплывающих антенн, а также

выстреливаемых радиобуев демаскирует подводную лодку и ограничивает ее в

маневре по курсу, скорости и глубине;

- малые скорости дизельных подводных лодок и их ограниченные дальности неп-

рерывного плавания в подводном положении под электродвигателями, необхо-

димость периодических зарядов аккумуляторных батареей, снижающих скрыт-

ность действий.

Развитие подводных лодок идет по пути совершенствования всех их тактико-технических элементов, устранения имеющихся у них недостатков.

Важное значение придается дальнейшему снижению шумности подводных лодок.

Для этого внедряются одновальные двигательные установки, малошумные многолопастные и малооборотные гребные винты, улучшаются обводы корпусов подводных лодок, прорабатывается исключение зубчатых передач для передачи вращения на гребные винты, сокращается число работающих циркуляционных насосов, разрабатываются способы применения естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре ядерного реактора.

Для повышения скрытности действий подводных лодок и улучшения условий работы их гидроакустических средств стремятся увеличить глубину погружения за счет применения сверхпрочных сплавов и неметаллических материалов для корпусов подводных лодок.

Учебный вопрос № 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.