Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по вопросу






 

Усилиями Ч. Дарвина была создана симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.

Ч. Дарвин пришел к выводу: человек возник в результате чрезвычайно длительного и постепенного развития по законам биологической эволюции.

Он отметил, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора.

Один из сторонников теории Ч. Дарвина - Э. Геккель - высказал идею существования переходной формы между обезьяной и человеком, сформулировав тем самым генеральную линию развития естественнонаучной антропологии. Реализация ее привела в настоящее время к практически полному воссозданию всех этапов эволюции человека.

По данным современной антропологии можно выделить следующие узловые точки в происхождении человека:

* 20-25 млн. лет назад - выделение «человеческой» ветви эволюции;

* 14 млн. лет назад - рамапитеки;

* 8 млн. лет назад - австралопитеки;

* 2 млн. лет назад - человека прямоходящий;

* 300 - 400 тыс. лет назад - неандерталец;

* 50 тыс. лет назад - кроманьонец (человек современного типа);

* 30 тыс. лет назад - расселение кроманьонца, эволюция входит в социальную стадию.

Ф. Энгельс пошел значительно дальше в понимании движущих сил эволюции человека. Он сформулировал трудовую теорию антропогенеза, ключевой смысл которой состоит в признании труда основным фактором, способствовавшим выделению человека из животного мира:

· с появлением труда изменилось и направление естественного отбора;

· через отбор трудовая деятельность влияла на морфологическую организацию предков современного человека;

· была еще обширная сфера ее прямого воздействия на формирование социальной организации и психического мира древнейших гоминид.

Современная теория антропосоциогенеза выделяет следующие две группы факторов, движущих эволюцию человека.

К биологическим факторам относят:

1. наследственность и изменчивость;

2. изоляцию,;

3. борьба за существование;

4. естественный отбор.

Социальные факторы включают в себя:

1. трудовую деятельность (труд);

2. социальную организацию;

3. понятийное мышление и речь.

В процессе эволюции роль биологических факторов уменьшалась в пользу социальных.

Теория антропосоциогенеза не является завершенной. В ней существуют определенные проблемные вопросы.

1 проблема - проблема центра происхождения человека.

Существуют две точки зрения:

1. моноцентризм - люди возникли одновременно в одном месте, после чего широко распространились на планете;

2. полицентризм - люди возникли одновременно в географически очень удаленных точках.

2 проблема - причина появления человека.

Можно выделить следующие точки зрения по данному вопросу:

1. регионально-топологический подход - возникновение человека есть результат высокого уровня радиации в месте происхождения человека;

2. климатический подход - человек возник в результате иссушения климата;

3. биосферно-кибернетический подход - возникновение человека есть результат появления новой экологической ниши в биосфере.

3 проблема - проблема границы между человеком и обезьяной.

4 проблема - проблема соотношения биологического и социального.

Согласно Я.Я. Рогинскому, в эволюционном развитии человека можно выделить два скачка: прямохождение и становление общества, общественных отношений.

До появления прямохождения эволюция шла по биологическому пути, а после появления общества - преимущественно по социальному пути. Между этими скачками эти два фактора сосуществовали вместе.

5 проблема - проблема систематического положения предков человека.

Наряду с тенденцией пользоваться в научной антропологической работе детальной классификацией всех форм, существует противоположная тенденция к укрупнению объема всех систематических категорий и сведения их к очень небольшому числу видов и родов.

6 проблема - проблема причины прямохождения.

Эти точки зрения можно свести к трем модельным схемам:

· переход к прямохождению произошел в скалистой местности;

· прямохождение связано с переходом из леса в открытые безлесные пространства;

· прямохождение связанно с жизнью и поиском пищи в прибрежной зоне.

 


 

Вопрос №3. Культурная эволюция и общество

3.1. Культура как адаптация. Культурное наследование

у животных и в обществе

До сих пор естественный отбор рассматривался применительно к признакам, передающимся по наследству. Некоторые признаки, однако, распространяются в популяции негенетическим путем. Это явление можно назвать культурой, хотя этот термин в менее общем значении используется для обозначения лишь определенных видов деятельности в человеческом обществе или даже в качестве признака, отличающего человека от других животных.

Таким образом, понимание культуры при описании ее становления невозможно отделить от генетических факторов развития человеческого общества. Такая позиция в весьма оригинальной форме обозначена в книге Э. Уилсона и Ч. Ламсдена «Гены, разум и культура. Процесс коэволюции». В этой книге делается попытка генетически объяснить появление человеческого разума и разнообразие культур. Они отмечают возможность существования некоей формы взаимодействия между генетической и культурной эволюцией - так называемой генно-культурной коэволюции. (Коэволюция - биологический термин, обозначающий взаимосогласованное развитие).

Но прежде нужно сказать несколько слов о правомерности такой постановки проблемы, т.е. об общих и отличных чертах генетической и культурной эволюции.

Культурная эволюция отличается от генетической рядом особенностей:

· она носит ламаркистский характер, поскольку приобретенные признаки могут передаваться по наследству;

· эти признаки могут передаваться не только потомкам, но и другим особям;

· культурные признаки могут распространяться в популяции гораздо быстрее, нежели генетические.

Между культурной и генетической эволюцией существует ряд сходных черт:

· популяции различаются по своим генетическим особенностям и эти различия могут, подобно потоку генов, передаваться от одной популяции к другой и со сходными результатами;

· может происходить культурный дрейф, при котором признаки изменяются случайным образом;

· естественный отбор может действовать на культурные признаки также, как он действует на генетические.

Пытаясь создать теорию генно-культурной коэволюции, вышеназванные авторы разрабатывают модель, показывающую соотношение индивидуального умственного развития и развития культуры, а также соотношение развития культуры с генетической эволюцией.

По мнению авторов, для процесса культурной эволюции характерно наличие следующих четырех основных элементов:

· способности к простому обучению;

· способности к подражанию;

· способности к собственно обучению;

· способности к созданию символов и абстракций.

Различные комбинации этих элементов, или способностей, позволяют выделить пять основных ступеней развития культуры. Всякий животный вид, обладающий какой-либо из названных способностей (или несколькими из них), может быть отнесен к тому или иному уровню развития культуры. Но только человек достигает наиболее высокого, подлинно культурного уровня развития, который авторы называют «эукультурой» (euculture - улучшенная культура).

 

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.