Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное регулирование политических отношений. Политическая система общества.






Т.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ

(4 ЧАСА)

ЧАСТЬ 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

1. Конституционное регулирование политических отношений. Политическая система общества.

2. Государство в политической системе. Конституционные характеристики государства в зарубежных странах.

3. Политические партии. Партийные системы, их разновидности.

4. Политический режим. Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах.

5. Конституционно-правовое регулирование статуса общественных неполитических объединений.

6. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.

Конституционное регулирование политических отношений. Политическая система общества.

Политические отношения – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе.

Под политическими (от греч. politica – искусство управления государством) понимаются отношения по управлению обществом и государством. Эти отношения являются как конституционно-правовыми, так и неправовыми (общественными). Конституционное право обрамляет эти отношения, устанавливает их правовые рамки в самом широком значении. Конституционно-правовые и общественные отношения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, назначение выборов, порядок подсчета голосов и распределение мест устанавливается законодательством, а поведение политических партий на этих выборах (блокирование, призыв к избирателям голосовать определенным образом и др.) является предметом общественных отношений. Существование в парламенте политических фракций – конституционно или законодательно закрепленный институт, но для членов фракций голосовать определенным образом не является обязательным в правовом смысле, поскольку каждый депутат обладает свободным мандатом и может выражать свою волю по своему разумению. К депутатам могут быть применены санкции лишь партийного характера.

Конституционно-правовые отношения всегда связаны с осуществлением власти. Власть – пограничный институт, который рассматривается несколькими общественными науками. В общем значении он является одним из объектов изучения политологии, которая выделяет различные виды власти.

Понятие «власть» имеет несколько значений. В самом общем смысле под ней понимается возможность действовать, подчинять своей воле, распоряжаться людьми, материальными ценностями. Некоторая часть общего института власти составляет предмет рассмотрения конституционного права.

Для конституционного права важно понятие политической власти, т.е. власти по управлению обществом и государством. Это достаточно широкое понятие, и оно может быть разбито на две составляющих – политико-государственная и политико-негосударственная власть (власть политических партий, общественных организаций и движений, власть органов местного самоуправления). Политико-государственная власть – это власть государства. Считается, что исторически этот термин пришел из конституций СССР. Например, согласно ст. 2 Конституции СССР 1977 г. «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».

В зарубежном конституционном материале термин «государственная власть» практически не употребляется. В конституциях главное внимание уделяется структуре власти, ее разделенности на составные части — законодательную, исполнительную и судебную.

Иногда в качестве отдельной выделяется учредительная власть.

Государственная власть выражается в принятии актов, имеющих обязательную силу, которая обеспечивается авторитетом, различного рода мероприятиями, а в необходимых случаях – применением насилия. Государство – единственная общность, обладающая органами с правом обеспечивать принудительное исполнение своей воли.

Государственная власть осуществляется органами государства; она также может принадлежать и непосредственно народу (например, на референдуме или при использовании других форм непосредственной демократии).

Государственная власть распространяется на всех лиц и организации, находящихся на территории страны.

При осуществлении власти можно выделить такие ее составные элементы, как применение силы (или способности к принуждению), право и законность ее применения. Подчинение применения силы правовым основаниям, пределы применения этой силы или принуждения образуют необходимый элемент правового государства. В значительной степени применение силы зависит от установленного или существующего в стране государственного режима – демократического, авторитарного или какого-либо другого (военного и т.д.).

В зарубежном конституционном материале иногда употребляется термин «публичная власть». Термин «публичный» (от лат. publicus – общественный, государственный, официальный) в различных контекстах может подразумевать власть, применяемую как государственными органами, так и органами местного самоуправления.

В ряде правовых систем (чаще всего в романских) система местного самоуправления отделяется от системы государственных органов. Такое содержание имеют, например, нормы ст. 9 Конституции Испании 1978 г., установившей: «1. Граждане и органы публичной власти обязаны соблюдать Конституцию и уважать правовой порядок. 2. Органы публичной власти обеспечивают условия, при которых свобода и равенство индивидов и их групп становятся действительными и эффективными, а также устраняют все препятствия на пути их полного развития и способствуют участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни». Аналогичное содержание имеют и положения ст. 28 Конституции Италии 1947 г., согласно которой «должностные лица и служащие государства и публичных учреждений непосредственно отвечают согласно уголовным, гражданским и административным законам за действия, совершенные в нарушение чьих-либо прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные учреждения»[1].

Политическая система – совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Элементы:

1) субъекты – носители политической власти (народ, его представители);

2) институты: государственные институты (государство, органы государственной власти), а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

2) совокупность правовых норм, регулирующих политическую систему;

3) политическая культура и политическая идеология;

4) взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и институтами политической системы общества.

Конституционное регулирование политической системы может быть выражено в отдельных главах, разделах либо статьях конституций. Зарубежные конституции весьма подробно закрепляют и характеризуют составные элементы этой системы.

При рассмотрении политических отношений некоторые авторы считают необходимым изучать такие явления, как политический процесс. Под ним понимается порядок функционирования, действия по управлению государственными и общественными делами, причем это управление рассматривается и с точки зрения его закрепленности в праве и с ряда других позиций, а именно – с учетом политических традиций, обычаев, поведения политических партий. Политический процесс – форма функционирования политической системы.

Конституционное право регулирует в основном ту часть этого процесса, в которой участвуют носители государственной (публичной) власти. В конституционном материале наиболее часто и подробно закрепляются положения о выборах и референдумах, о порядке формирования парламентов, образования правительства, его ответственности, о взаимоотношении отдельных частей государства с самим государством.

Политическая культура – совокупность различного рода ценностей, установок, способов политического поведения. Единого определения данного термина в науке не существует, и можно обнаружить множество подходов в его понимании. Хотя политическая культура представляет собой предмет исследования и изучения скорее социологов, политологов и психологов, чем юристов, она отражается и влияет на содержание и форму конституционно-правового регулирования, его эффективность. Одинаковые по своему содержанию конституционные положения могут по-разному реализовываться в государствах с разным уровнем политической и правовой культуры.

Правовая культура тесно переплетается с политической; в ее основе лежат представления, знания, традиции в отношении права. Она определяет внутреннее содержание человека в названной сфере. Уровень правовой культуры – весьма важная величина как для характеристики в целом населения какой-либо страны, так и для характеристики обладателей публичной власти. Несомненным является то, что обладание определенным уровнем правовой культуры влияет на осуществление политической власти[2].

Политический режим – способы осуществления политической власти в обществе. В литературе нет единой позиции в отношении типологии политических режимов, но наиболее часто встречаются следующие виды политического режима:

- демократический;

- тоталитарный;

- авторитарный.

Подробнее о них будет сказано в отдельном вопросе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.