Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общественного, конституционного, государственного строя.






Т.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ

(4 ЧАСА)

ЧАСТЬ 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие общественного, конституционного, государственного строя.

2. Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений (экономической системы).

3. Конституционные основы социальных отношений.

4. Конституционные основы духовно-культурной жизни общества.

5. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений. Основные модели взаимоотношений государства с церковью.

Понятие общественного, конституционного, государственного строя.

Прежде всего, необходимо определить понятия «общественный строй», «государственный строй», «конституционный строй». Единого понимания этих категорий в науке не существует.

Можно выделить три подхода в соотношении понятий «общественный строй» и «конституционный строй»:

- отождествление понятий;

- необходимость исключения понятия общественного строя из понятийного аппарата конституционно-правовой науки;

- разграничение понятий (различные точки зрения указываются ниже).

Еще в досоветский период в России соперничали два понятия конституционного строя. Одно из них связывалось с представительным правлением, недопущением абсолютизма государства. Другое – с устройством любого государства, имеющего основной закон.

Под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений.

Иными словами, общественный строй – это система сложившихся общественных отношений во всех сферах жизни людей. Она обусловлена уровнем развития производства, политическими, экономическими отношениями и историко-культурными традициями того или иного народа.

Кутафин О.Е. отмечает, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Если же оперировать правовыми категориями, то ряд ученых предпочитают использовать термин «конституционный строй», под которым понимается та часть общественного строя, которая урегулирована конституционно-правовыми нормами.

Так, Богданова Н.А. определяет конституционный строй как закрепленное конституционно-правовыми нормами устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений: государство – общество – личность[1].

Сравнивая термины «конституционный строй» и «государственный строй», она также отмечает, что категория «конституционный строй» шире категории «государственный строй», поскольку в ней заложены основы устройства общества в целом. В этом ее связь с социологической категорией «общественный строй». У данных категорий родственная предметная область – таковой является устройство общества, но социология изучает содержательную сторону общественных отношений, а конституционное право определяет статусные характеристики и правовые связи между элементами конституционного строя.

Категория «конституционный строй» является наиболее общей для конституционного права, так как максимально охватывает сферу конституционно-правового регулирования. Она устанавливает внешние границы конституционного права при отделении его от других отраслей.

Боброва Н.А. отмечает, что не всякий общественный строй является конституционным, равно как само наличие конституции вовсе не свидетельствует о гарантированности конституционного строя[2]. Конституционный строй, по ее мнению, возникает с момента признания народа в качестве источника государственной власти. Народовластие является сущностью конституционного строя.

Таким образом, наряду с формальным признаком конституционного строя – наличием писаной конституции (хотя это не является абсолютным правилом) и провозглашением в ней суверенитета народа – конституционный строй обладает более существенной характеристикой – реальное обеспечение народовластия.

По мнению Лучина В.О. конституционный строй – это институциональная структурированная система общественных отношений, выражающих и обеспечивающих суверенитет народа, основные права и свободы человека и гражданина, определяющих принципы гражданского общества, тип и форму государства, организацию государственной власти и местное самоуправление. Конституционный строй представляет собой механизм выражения и реализации естественного права народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Конституционный строй тесно связан с такими понятиями как «гражданское общество» и «правовое государство».

Пляхимович И.И. считает, что в качестве философско-социологического базиса понятия конституционного строя рассматривается категория общественного строя – система общественных отношений, имеющая свои законы функционирования и развития. Конституционный строй – это часть общественного строя, и включает не все общественные отношения, а лишь урегулированные конституцией. В структуре конституционного строя он выделяет сферы гражданского общества и государства.

Василевич Г.А. считает, что «конституционный строй – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны и для которого характерна … гарантированность прав и свобод человека и гражданина»[3].

Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о наличии конституционного строя.

Следует отличать понятия «общественный строй» («конституционный строй») и «основы общественного строя» («основы конституционного строя»). Если общественный строй – это организация общества, обусловленная определенным уровнем развития различного рода отношений, то основы общественного строя (основы конституционного строя) – это определенный конституционно-правовой институт.

Белорусские ученые определяют основы общественного строя как совокупность правовых норм, закрепляющих основополагающие принципы экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер жизни общества в их органическом единстве и взаимозависимости, имеющие базовую, определяющую значимость в данном государстве[4].

В отличие от конституций 18-19 веков в современных основных законах имеется много норм, относящихся к обществу, общественному строю, которые сгруппированы в тексте основных законов либо в одной главе, либо в нескольких (что чаще встречается).

Например:

В одной главе:

Конституция Кубы 1976 г.: «Политические, социальные и экономические основы государства»;

Конституция России 1993 г.: «Основы конституционного строя»;

Конституция Кыргызстана 2007 г.: «Основы конституционного строя»;

Конституция Финляндии 1999 г.: «Основы государственного строя».

В нескольких главах:

Конституция Италии 1947 г.: «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения», «Политические отношения»;

Конституция Вьетнама 1992 г.: «Социалистическая республика Вьетнам – политические отношения», «Экономическая система», «Культура, образование, наука, техника»;

Конституция КНДР 1972 г.: «Политика», «Экономика», «Культура».

? Найти примеры конституционного регулирования общественного строя.

Обобщая нормы современных конституций, можно выделить четыре главные стороны общественного строя:

- основы экономических отношений;

- основы социальных отношений;

- основы политических отношений;

- основы духовно-культурных отношений.

Правовое закрепление устоев общественного строя предполагает использование норм с высокой степенью нормативности: норм-принципов, целей, дефиниций, учредительных норм. Такие нормы содержат исходные положения о собственности и характере экономики, о социальных отношениях, о политической власти и характере государства, об идеологическом плюрализме и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.