Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Изучение природы






Важнейший раздел исследования — изучение природных условий края (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, почвенный и растительный покров, а также животный мир). Это изучение проводится или посредством специальных наблюдений на станциях, например на собственной или, какой-либо местной метеорологической станции, на школьной географической площадке, на водомерном посту местной реки, на подготовленных почвенных шурфах и т, д., или во время экскурсий и походов. Станции должны быть оборудованы соответствующими приборами и приспособлениями, удобными для выполнения систематических наблюдений и для проведения учебных занятий. Например, должна быть предусмотрена достаточная площадка для размещения на ней группы учащихся (класса), обеспечены меры предосторожности от всяких опасностей для здоровья детей и т.д. Из чис-

ла учащихся выделяются дежурные наблюдатели и ответственные за правильную работу станции.

Для производства простейших краеведческих наблюдений в школах необходимо иметь минимум снаряжения и приборов.

При изучении школьниками природных условий можно рекомендовать следующую, самую общую программу работ:

а) При изучении геологического строения и рельефа сначала берутся сведения с геологических и физических карт: карт СССР, карт отдельных районов, включающих территорию своего края. По картам определяется общий характер рельефа.

В полевых исследованиях изучаются обнажения (с Доступной подробностью), положительные формы рельефа (холмы, гряды) и отрицательные (котловины, ложбины, овраги, обвалы, канавы, оползни), по возможности объясняется их происхождение, производятся обмеры, описываются внешние формы, их взаимное расположение. Все наносится на карту, делаются зарисовки.

Важнейшей. стороной геоморфологических наблюдений является выяснение простейших связей между геологическим строением территории и рельефом. Вместе с изучением рельефа обычно выясняют, какие полезные ископаемые имеются; их месторождения. Необходимо объяснить, почему они образовались на территории края, существует ли связь между их образованием, геологическим строением и характером рельефа. Месторождения необходимо отметить на карте условными знаками. Образцы полезных ископаемых собирают для школьного музея и подробно указывают пункт, где они взяты.

б) При ' изучении климата устанавливают, какие средние температуры воздуха по сезонам бывают в отдельных местах края, какое количество осадков выпадает. Вычисляют средние показатели температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год. Вычерчивают график годового хода температуры воздуха, диаграммы облачности, количества дней с осадками, изменения высоты Солнца, направления ветра (розу ветров).

Очень важно выяснить причины, от которых зависит климат края. По данным метеорологических наблюдений (ежедневно в 7, 13, 19 часов) выясняют, воздей-

ствию каких воздушных масс подвержена по сезонам года территория края.

Необходимо составить описание изменений погоды по сезонам, а в сельской школе и календарь сроков сельскохозяйственных работ: весенней вспашки, сева, ухода за растениями во время их роста, покоса и т.д. Изучая климат, обязательно следует выяснить, какие условия имеются для развития сельского хозяйства и какая проводится борьба с неблагоприятными климатическими явлениями.

Ценность всех сведений о климате своей местности очень повышается, когда результаты собственных систематических наблюдений сопоставляются с данными ближайшей метеорологической станции.

Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах.

в) Рельеф и климат оказывают большое влияние на внутренние воды (реки и озера), на характер их течения, питание, на режим. Поэтому полученные сведения о рельефе и климате используют для характеристики рек и озер края. По картам и на местности выясняют, какие реки текут по территории края. Используя данные о рельефе и климате, а также результаты систематического изучения режима, составляют подробные описания рек; при этом необходимо отмечать их хозяйственное использование.

Систематическое изучение режима малых рек учащимися вполне выполнимо. Например, учащиеся многих школ могут в период изучения реки наблюдать уровень воды в реке и определять причины, вызывающие его изменения, время полного ледостава, нарастание ледового покрова, толщину и состояние снегового покрова, полыньи, причины и места их появления; начало появления на реке весенней паводковой воды, ледоход и его особенности.

Объектами гидрологического изучения должны быть также подземные воды, минеральные источники, если они имеются на изучаемой территории.

г) Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики почв, растительности и животного мира. Какие почвы и растительность преобладают на изучаемой территории? Надо составить описание

2. Изменение температуры по месяцам за ряд лет.

3. Изменение количества осадков по месяцам за ряд лет.

4. Календарь погоды за апрель (образец)

почв и естественной растительности, распространенных в отдельных частях края, например на севере и на юге, на высоких и низких местах, по долинам рек и на водоразделах и т.д. При этом важно отмечать растения, посаженные человеком, где они наиболее распространены. Для школьного музея изготовляются почвенные монолиты, собирается гербарий, делаются рисунки местных животных и птиц.

Необходимо организовать регулярные фенологические наблюдения за сезонным развитием природы, что дает очень ценный, объективный материал для характе-

ристики тожих различий в природных условиях от места к месту. Сродси периодических явлений в природе хорошо отражает ландшафтные различия. Необходимо отмечать следующие фазы развития растений: распускание почек, появление бутонов, соцветий, цветение, созревание семян, пДрдов, начало осенней раскраски листьев, начало листопада, конец листопада.

Для географической характеристики имеют значение и записанные со с3|рв жителей края местные особенности природы и местные наблюдения о ее влиянии на хозяйственную деятельность человека. Сюда можно отнести: время образования первых проталин, таяния снежного покрова, снегопады и заморозки после схода снежного покрова, осенние заморозки в воздухе и на поверхности почвы, первый снегопад, установление снежного покрова.

На основании систематических наблюдений и местных материалов необходимо дать характеристику типичных явлений каждого сезона.

Для краеведов сельской школы важно установить сроки сельскохозяйственных работ: весенней вспашки, сева, ухода за растениями во время их роста, уборки, покоса, выпуска скота на пастбища и т.д.

Учебной программой предусматриваются, главным образом, осенние и весенние наблюдения. Наблюдения в зимнее время школами проводятся в меньшей степени тогда как для огромного большинства школ Российской федерации имеют большое значение зимние наблюдения. Экскурсия в природу в это время поможет учащимся убедиться в том, что жизнь органического мира не прекращается с наступлением зимы. Изучая влияние снежного покрова на животный и растительный мир, учащиеся лучше поймут изменения в природе, тесную взаимосвязь и взаимозависимость явлений природы.

д) Как охраняется природа? Какие природные участки леса, зеленые насаждения города и села, отдельные растения и животные взяты на учет для охраны от вредного влияния, повреждения и истребления; реки от загрязнения и т.п.? Необходимо делать описание ценных объектов природы, изучать влияние на деятельность человека вредных природных процессов (рост оврагов, обвалы, осыпи, оползни и др.), посильно участвовать в мероприятиях по охране природы (см. приложение).

В задачу современных полевых комплексных географических исследований входит выявление и картирование природно-территориальных комплексов. Подобные задачи может решать и школьное краеведение, что усилит его практическое значение. Работа по изучению природно-территориальных комплексов может быть связана.с характеристикой направлений хозяйственного использования территории и рекомендацией для ее рациональной эксплуатации. В сельских школах исследования могут проводиться в виде повседневной краеведческой работы, в городских школам—во время учебных экскурсий, на летней сельскохозяйственной практике и в географических кружках.

Под природно-территориальным комплексом понимается закономерное сочетание слагающих и взаимно обусловливающих его компонентов: геологического строения, рельефа, вод, климата, почвы, растительности, животного мира. В процессе школьного краеведения изучаются ПТК ранга урочищ. Принимая для выделения геолого-геоморфологическую основу, это могут быть:

пойма, склон речной долины, водораздельная равнина, овраг, балка, лощина. Но выделение природно-территориальных комплексов может быть следующего, более низкого ранга (фаций) — по почвенно-растительным признакам (лесной, луговой, болотный), что для многих школ окажется более доступным и наглядным.

Опыт изучения природных комплексов на местности учащимися V класса описан Т. П. Герасимовой (1). Во время весенней экскурсии в лесопарк изучались небольшие участки: 1) заболоченная пойма реки, покрытая богатым растительным покровом, 2) склон крутого берега, обращенный на юг, с супесчаной почвой, бедной растительностью, 3) водораздел, покрытый смешанным лесом. При подведении итогов учащиеся сделали выводы об основных причинах разнообразия этих природных комплексов.

Простейшее изучение урочищ своего района с точки зрения их развития, процессов, происходящих в различные сезоны года, характера взаимодействия отдельных компонентов и, главное, хозяйственного использования вполне по силам краеведам—учащимся старших клас-

(1) См.: Т. П. Герасимова. Краеведческий принцип. в курсе V класса. “География в школе”, 1969, № 6.

сов. В качестве конечного результата можно поставить задачу—составление географической характеристики природно-территориального комплекса и комплексного географического профиля. А при наличии крупномасштабной картографической основы не исключена возможность составления крупномасштабной ландшафтной карты.

Географическую характеристику урочищ можно составлять по следующему плану: название, географическое положение, общ1”я картина ландшафтообразующих факторов и причинные связей между ними, характеристика отдельных компонентов комплекса и ландшафтообразующих процессов, 'оценка природных ресурсов и их использования, охрана, обогащение и преобразование природы, прогноз основных процессов развития природы и перспективы ее хозяйственного использования.

Структуру, взаимосвязи и взаимодействие ландшафтных компонентов изучаемых урочищ хорошо можно показать на комплексном географическом профиле, например: связь геологического строения и рельефа, зависимость почв от материнских пород, связь растительного и почвенного покрова и т.д. При помощи профиля можно показать и хозяйственное использование территории.

Ландшафтный профиль обычно вычерчивается на миллиметровой бумаге, что облегчает нанесение данных по масштабу. Сначала по гипсометрическим данным карты вычерчивается линия профиля. Ее направление определяется с таким расчетом, чтобы она пересекла по возможности все основные, наиболее типичные и важные в хозяйственном отношении морфологические части исследуемой территории. Далее на линии профиля условными знаками наносятся в горизонтальном и вертикальном масштабах важнейшие компоненты ландшафта: геологическая основа, формы рельефа, поверхностные водоемы, почвы, естественная и культурная растительность.

Теологическое строение показывается под линией профиля. На отрезках линии профиля, соответствующих местам исследования (на обнажениях, в скважинах), условными знаками показываются коренные и четвертичные отложения, их мощность и условия залегания.

Для того чтобы показать гидрологические данные, отмечаются (в светло-синих тонах) уровни рек (межен-

5. Физико-географический профиль долины реки Чертановка,
составленный по материалам экскурсии.

ный и половодья), пруды, озера, водохранилища, болота и т.д. Особыми знаками показываются водоносные горизонты, выходы источников, и ключей, расположение. колодцев.

Почвенный покров изображается также под линией профиля и в виде почвенных колонок, показанных в местах прикопок и возможных шурфов.

Растительный покров наносится на линию профиля в виде условных знаков, выбираемых для основных растительных группировок. Для каждой растительной породы устанавливается свой особый знак.

Экономико-географические данные отмечаются выше данных физико-географических. Показываются полевые севообороты, лугопастбищные угодья, участки мелиорации (орошаемые или осушаемые), огороды, сады, лесопарковые насаждения, населенные пункты.

Непосредственно под профилем обычно помещается узкая полоса гипсометрической карты. На ней показываются: линия профиля, горизонтали, границы морфологических единиц, эта полоса показывает положение на плане всех компонентов, которые на профиле рассматриваются в вертикальном разрезе, она представляет

собой часть ландшафтной карты (1). Ниже плановой полосы помещаемся таблица различных дополнительных данных, которые технически невозможно изобразить на профиле, например: крутизна склонов в градусах, дополнительные сведения о формах рельефа, физико-географические процессы или процессы, имеющие важное хозяйственное значение, уточняющие данные о почвах и о растительном покрове, сведения о хозяйственном использовании территории.

К профилю составляется объяснительная записка с полным описанием полисы, по которой проходит трасса профиля. Указывается, " чем типична выбранная местность, оценивается ее хозяйственное использование, объясняются перспективы развития.

Ряд комплексных профилей, заложенных в разных направлениях с целью отразить взаимосвязи компонентов смежно расположенных урочищ, дают материал для составления ландшафтной карты изучаемой территории (рис. 6),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.