Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Проанализируйте и сформулируйте ключевые факторы успеха (КФУ) в следующих отраслях (бизнесах):






Проанализируйте и сформулируйте ключевые факторы успеха (КФУ) в следующих отраслях (бизнесах):

1. ресторанный бизнес;

2. гостиничный бизнес;

3. девелопмент в строительстве;

4. производство автомобилей;

5. производство пищевых продуктов.

Тема 4. Стратегическое планирование

 

Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: установить взаимосвязи стратегии и процесса планирования, сформировать базовые представления об организации системы планирования деятельности фирмы.

Вопросы темы:

1. Стратегические и оперативные планы.

2. Основные этапы разработки стратегического плана организации.

Вопрос 1. Стратегические и оперативные планы.

 

Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной гибкости управления фирмой. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.

Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят:

a) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов;

b) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

 

Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:

1) включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.;

2) является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как:

a) организационное долгосрочное предвидение;

b) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации;

c) распределение и перераспределение ресурсов;

 

3) служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме;

4) координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий;

5) создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы;

6) предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для планирования;

7) устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.

 

Между стратегическим и тактическим планированием существуют принципиальные различия. Так, основным вопросом стратегического планирования является — чего хочет добиться фирма. А тактическое планирование, имеющее дело с конкретными решениями, определяет, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей. Тактическое планирование основывается на конкретной информации, и его решения легче оцениваются в конкретных цифрах, они менее подвержены риску, поскольку касаются в основном внутренних проблем. Соответственно, выполнение показателей тактического плана лучше отслеживается.

Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Она связана, прежде всего, с тем, что второе представляет собой составную часть, последующий этап первого.

 

Вопрос 2. Основные этапы разработки стратегического плана организации.

Общую процедуру разработки стратегического плана организации составляет следующая последовательность его этапов:

1. Анализ рынка, на котором функционирует компания. Здесь следует рассмотреть область деятельности организации, т.е. товары которые она производит и услуги, которые она оказывает, изучить основных конкурентов компании, рассмотреть рынок поставщиков. Первый этап стратегического планирования результирует подробный внешний анализ, причём ограничиться следует анализом указанных ранее трёх факторов. А результаты полного внешнего анализа целесообразно оформить отдельным приложением, включающим в себя структурированные данные анализа и выводами, следующие из них.

2. Анализ стратегических активов и компетенций. Стратегические активы компании – это совокупность ресурсов, которыми она владеет и которые делают её сильнее конкурентов, например, это может быть торговая марка или база клиентов. Стратегическая компетенция – это то, что компания умеет делать лучше своих конкурентов. Характеристика стратегических активов и компетенций представляет собой направленный на выработку стратегии результат внутреннего анализа. Так же, как с результатами внешнего анализа, здесь нет смысла приводить его развёрнутые результаты, а представить центральные факторы, которые надо использовать при формулировании целей организации.

3. Разработка функциональных стратегий. Функциональные стратегии – это формализованные способы удержания и усиления конкурентных преимуществ в выбранных направлениях деятельности компании.

 

К основным функциональным стратегиям относят:

· маркетинговую стратегию;

· производственную стратегию;

· финансовую стратегию;

· инновационную (стратегию НИОКР);

· стратегию управления человеческими ресурсами;

· стратегию построения и развития информационной системы фирмы.

 

Упорядочить и систематизировать разработку функциональных стратегий можно воспользовавшись сбалансированной системой показателей (BSC), которая позволяет распределить все функциональные стратегии по четырём разделам: финансы, рынок, внутренние процессы, обучение, рост и представляет возможность системно увязать их.

 

4. Выбор инвестиционных проектов. Для реализации стратегических решений всегда необходимо привлечение больших объёмов денежных средств. Инвестиционные проекты осуществляются в тех областях деятельности, где происходит вложение основных финансовых ресурсов фирмы, как собственных, так и привлечённых. Можно выделить три типа инвестирования:

· инвестирование в растущий рынок;

· инвестирование для поддержания имеющихся рыночных позиций;

· дезинвестирование в сокращающийся рынок.

 

Выбор направлений инвестирования предполагает расстановку приоритетов. К проектам высшего приоритета относят такие проекты, которые дают высокую отдачу при сравнительно небольшой затрате финансовых и временных ресурсов. Второй приоритет имеют проекты с такой же высокой результативностью, но гораздо более ресурсоёмкие. Третий приоритет составляют проекты с невысокой отдачей и требующие больших ресурсов.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключаются основные этапы стратегического планирования?

2. В чем заключает отличие между стратегическим и оперативным планированием?

3. В чем суть адаптивного характера стратегического планирования?

4. В чем заключается суть и содержание производственной стратегии предприятия?

5. Каковы основные факторы определяющие эффективность стратегического планирования?

6. В чем заключается суть и содержание финансовой стратегии предприятия?

7. В чем заключается суть и содержание маркетинговой стратегии предприятия?

8. В чем заключается суть и содержание стратегии предприятия в области НИОКР?

9. В чем заключается суть и содержание информационной стратегии предприятия?

10. В чем заключаются цели, задачи и функции руководства предприятии в организации стратегического планирования?

Литература по теме:

 

Основная литература:

1. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: практикум. – М.: Вузовский учебник, 2010. – с. 280-292.

2. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учеб. - практич. пособие /С.А. Попов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.с. 98-107.

 

Практические задания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.