Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Цель, задачи и виды стратегического анализа.






 

Сложность разработки стратегии во многом связана с тем, что этот процесс осуществляется в условиях неопределенности, порождаемой как процессами вне, так и внутри организации. Причем как внутренние, так и внешние факторы находятся в динамической взаимосвязи и постоянном изменении. Мы не можем точно определить все параметры организации, и ее окружения, поскольку наш объект, для которого мы разрабатываем стратегию, представляет собой сложную систему. Обычно, в этом случае разрабатываются упрощенные модели с определенной степенью точности, описывающие сложный объект. Задача состоит в выявлении и предвидении основных тенденций развития сложной системы. Набор этих тенденций позволяет сформировать представление о желаемом и возможном состоянии системы в будущем и лежит в основе формирования набора стратегических целей. Решается эта задача на этапе стратегического анализа.

Стратегический анализ представляет собой этап исследований, предваряющих стратегическое планирование. На этом этапе системно анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей). Цель такого анализа - определение «текущего» состояния дел на предприятии и выявление возможностей успешного развития. В результате анализа мы получаем необходимую информацию для процесса целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Стратегический анализ предприятия состоит из анализа внешней деловой окружающей среды и анализа ресурсного потенциала первичного хозяйственного звена (внутренних возможностей). Эти два этапа взаимосвязаны между собой, однако цели исследования и полученная информация позволяют рассматривать их изолированно. Разработанные стратегии должны быть адаптированы к конкретным условиям отечественной экономики, в том числе и региональным. При реализации инструментов стратегического управления необходимо внедрять элементы обратной связи (гибкость стратегий).

При проведении стратегического анализа следует изучить ключевую информацию об организации. Обычно выделяют 6 аспектов такой ключевой информации. Это общая информация о предприятии, включающая данные о ее структуре, собственниках, представления лидеров о миссии и видении и т.п. Важную информацию для понимания организации несет история ее развития, так как в процессе развития организации закладываются важнейшие элементы ее организационной культуры, существенно влияющие на возможности и потенциал. Проведение стратегического анализа невозможно без оценки рисков для бизнеса и стратегических вызовов, с которыми сталкивается организация. Эти риски лежат как внутри организации, так и вне ее. Проблеме оценки рисков стали уделять большее внимание, в частности, после развития кризисных явлений в мировой экономике в 2008 – 2009 гг. Следующий аспект ключевой информации относится к оценке рыночной среды и потребителей. Это важнейшие направления анализа, поскольку именно потребители являются основой для пополнения организации финансовыми ресурсами. Одним из важнейших факторов успеха является умение получить синергию от поддержки партнерских отношений с важнейшими поставщиками и клиентами. Стратегические партнерские отношения в современном представлении рассматриваются в качестве актив организации наряду с материальными и финансовыми ресурсами. Немаловажное значение для обеспечения результативности играет умение распоряжаться внутренними возможностями и ресурсами. Здесь важным фактором является формирование организационной структуры и системы управления, позволяющей наиболее эффективным путем добиться важнейших организационных целей.

Факторный анализ является важнейшим элементом стратегического анализа. Совокупность факторов, влияющих на текущее состояние организации и рынка, обычно разбивают на факторы внутренней среды и внешней среды. К факторам внутренней среды относят сильные и слабые стороны организации, имеющиеся и требуемые компетенции, и навыки персонала, финансовое состояние, личные амбиции руководства, стиль управления, поддерживаемые ценности, организационная культура. Не меньшее значение имеют и факторы внешней среды, включая социальные, технологические, экономические и политические аспекты. Кроме этих элементов к факторам внешней среды относят привлекательность отрасли, покупателей, поставщиков и других, заинтересованных в деятельности организации сторон.

 

 

Рис. 7. Шесть аспектов ключевой информации для понимания организации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.