Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые профессиональные компетенции и знания менеджеров в области стратегического управления






 

№ п/п Базовые профессиональные компетенции Топ-менеджер должен уметь: Базовые профессиональные знания Топ-менеджер должен знать:
1. понимать (осознавать, в качестве формы высшего проявления) миссию организации; Рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса.
2. определять на рациональной основе возможные варианты стратегий и обосновывать выбор наиболее конкурентоспособной из них; Ситуацию на товарном, финансовом рынках.
3. формировать альтернативные пути развития бизнеса, чтобы в конечном итоге выбрать единственный, наиболее целесообразный из них; Основы конкуренции.
4. рационально использовать экономические ресурсы организации; Основы маркетинга.
5. понимать природу неопределенностей и рисков функционирования и развития бизнеса; Теорию и практику менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела.
6. связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого; Основы экономического и социального моделирования.
7. формировать профессиональную команду соратников и сподвижников; Общие социально-экономические вопросы и основные статистические показатели.
8. мотивировать и стимулировать сотрудников; Методы и процедуры экономического анализа.
9. преодолевать инерцию и сопротивление стратегическим переменам в организации со стороны исполнителей; Принципы стратегического планирования.
10. понимать (осознавать, в качестве формы высшего проявления) миссию организации; Порядок разработки планов, определения степени их реализации.
11. определять на рациональной основе возможные варианты стратегий и обосновывать выбор наиболее конкурентоспособной из них; Основы технологии производства.
12. формировать альтернативные пути развития бизнеса, чтобы в конечном итоге выбрать единственный, наиболее целесообразный из них; Структуру управления предприятием.
13. рационально использовать экономические ресурсы организации. Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что функционал топ-менеджера организации весьма разнообразен, а его конкретизация зависит отуровня системы стратегического управления, т.е. от того в какую конкретно управленческую группу (первую, вторую) он входит.

Так, например, обобщая опыт российских компаний, можно отметить, что директор по стратегическому планированию:

· анализирует необходимость и определяет стратегические направления развития организации;

· осуществляет анализ ресурсов организации (производственные, материально-технические, информационные, кадровые, иные);

· анализирует и систематизирует технико-экономические и социально-экономические показатели работы организации;

· анализирует среду внешнего (косвенного) воздействия (демографические, экологические, социокультурные, технологические, экономические, политические факторы и показатели) и среду внутреннего (непосредственного) воздействия (тенденции изменения законодательства, характеристику потребителей, поставщиков и конкурентов);

· проводит конкурентный анализ, составляет «портрет» конкурентов, определяет перспективы развития конкурентов;

· проводит сопоставительный анализ конкурентоспособности предприятия: выбирает стратегию и определяет приоритеты развития организации; определяет методы достижения целей;

· обосновывает выбор целей;

· определяет инструменты достижения целей;

· организует стратегическое планирование в организации в целом и, в том числе, в ее обособленных структурных подразделениях (представительствах, филиалах, пр.);

· определяет основную концепцию перспективного плана (реконструкция или развитие уже существующего бизнеса, выбор новых компонентов бизнеса, внедрение новых технологий и изменение производственной и организационной структуры организации, определение новых видов бизнеса, освоение новых рынков, пр.);

· моделирует развитие ситуации при реализации основных элементов концепции; определяет характер, основу стратегических решений, которые необходимо принять для реализации концепции плана;

· проектирует основные мероприятия и программы, которые необходимо провести для реализации плана;

· разрабатывает проект перспективного плана и представляет его руководителям подразделений для ознакомления и направления предложений по исправлению плана;

· отвечает на информационные запросы подразделений предприятия по проблемам прогнозирования и развития;

· дает экспертную оценку жизнеспособности текущих проектов профильных отделов в условиях нового перспективного плана;

· выполняет по предложениям профильных отделов специальные статистические исследования, выбирает статистические процедуры исследований, подготавливает результаты исследований и представляет их отделам для корректировки содержания плана;

· составляет прогноз развития организации в соответствии с перспективным планом, определяет главные элементы бизнес-планов предприятия;

· осуществляет координацию выполнения отдельных этапов перспективного (стратегического) плана;

· вносит коррективы, в план исходя из ситуации, складывающейся на отдельных этапах реализации плана;

· составляет отчеты, рекомендации, методики принятия решений и выполнения действий по реализации отдельных этапов плана.

 

Директор по управлению персоналом:

· организует управление формированием, использованием и развитием персонала организации на основе максимальной реализации трудового потенциала каждого работника;

· возглавляет работу по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития организации и мер по ее реализации;

· принимает участие в разработке бизнес-планов организации в части обеспечения ее трудовыми ресурсами;

· организует проведение исследований, разработку и реализацию комплекса планов и программ по работе с персоналом с целью привлечения и закрепления в организации работников требуемых специальностей и квалификации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в кадрах с учетом обеспечения сбалансированности развития производственной и социальной сферы, рационального использования кадрового потенциала с учетом перспектив его развития и расширения самостоятельности в новых экономических условиях;

· проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, создания системы непрерывной подготовки персонала;

· организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, повышения его содержательности и престижности, рационализации структур и штата, укрепления дисциплины труда;

· определяет направления работы по управлению социальными процессами в организации, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, стимулированию и развитию форм участия работников в управлении производством, созданию социальных гарантий в целях повышения трудовой отдачи сотрудников организации;

· обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению и обобщению передового опыта в области нормирования и организации труда, оценки персонала, профотбора и профориентации, внедрение методических и нормативных разработок в практику;

· контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом;

· консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом;

· обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по социальным и кадровым вопросам в организации, составление прогнозов развития персонала, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения;

· обеспечивает постоянное совершенствование процессов управления персоналом организации на основе внедрения социально-экономических и социально-психологических методов управления, передовых технологий кадровой работы, создания и ведения банка данных персонала, стандартизации и унификации кадровой документации, применения средств компьютерной техники, коммуникаций и связи;

· осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений организации, обеспечивающих управление персоналом;

· организует проведение необходимого учета и составления отчетности.

 

Необходимо подчеркнуть, в разработке стратегии принимают участие не только топ - менеджеры организации, хотя именно они имеют непосредственное отношение к процессам формирования стратегии. Зарубежная и российская практика свидетельствуют, что если в разработке стратегии участвуют не только собственники и топ - менеджеры, но и менеджеры «среднего звена» и в отдельных случаях рядовые сотрудники организации – реализация стратегии происходит проще и эффективнее.

На этот счет интересно мнение практиков, в частности, Вадима Махова, директора по стратегическому планированию ОАО «Северсталь»:

 

 

Разумеется, что у генерального директора и директора по маркетингу разные сферы задач, равно как у директора по стратегическому планированию и ведущего специалиста по планированию. Если первый, к примеру, анализирует необходимость развития организации, организует стратегическое планирование в целом, то второй - подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов, разрабатывает с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы указанного плана с разбивкой по кварталам, принимает участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов и т.д.

Соответственно, и компетенции у них могут различаться. Тем не менее, для того чтобы решать общую задачу, они должны «говорить на одном языке»— каждый должен располагать определенным минимумом знаний, позволяющим ему участвовать в принятии решений и исполнять свои должностные обязанности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что означает слово «стратегия»?

2. Определите общие черты и различия в существующих подходах к определению понятия «стратегия».

3. Каковы роль и место стратегии в общей системе менеджмента?

4. Дайте определение понятию «стратегическое управление». Выделите в содержании этого понятия ключевые термины, являющиеся самостоятельными понятиями.

5. В чем заключаются основные причины возникновения стратегического управления?

6. Сравните школы стратегического менеджмента и выберите из них наиболее значимые с вашей точки зрения.

7. Что является объектом и предметом стратегического управления? Приведите примеры.

8. Какие проблемы организации относятся к сфере стратегического управления?

9. Каковы функции стратегического менеджмента?

10. На какие ключевые вопросы относительно сущности организации дает ответ стратегия?

11. Ваш оппонент считает, что менеджеру-практику незачем забивать голову теорией стратегического менеджмента. Попробуйте доказать обратное.

Литература по теме:

 

Основная литература:

1. Главу 1, разделы 1.1 – 1.5, учебника под ред. А.Н. Петрова[15] - страницы 10-41. Обратите особое внимание на содержание раздела 1.2, в котором рассматривается понятие стратегии развития предприятия.

2. Тему 1. книги Лапыгина Ю.Н.[16] - страницы 36 – 38, где также рассматривается понятие «стратегия», страницы 76 -83, где рассматриваются эталонные стратегии организаций. Особое внимание следует уделить Теме 16, где рассматривается становление различных школ стратегического менеджмента.

Дополнительная литература:

1. Введение - страницы 15 – 19 и главу 7 - страницы 68 – 76 книги Омае Кеничи «Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски», где автор раскрывает сущность стратегического управления и рассуждает о секретах стратегического видения.

Темы эссе:

1. Место стратегического менеджмента в системе управления организацией.

2. Этапы развития стратегического управления.

3. Основные «школы стратегического менеджмента».

4. Концепция стратегического менеджмента Гарвардской школы бизнеса.

5. Концепция стратегического менеджмента И. Ансоффа.

6. Концепция стратегического менеджмента Дэвида Аакера.

7. Концепция стратегического менеджмента Майкла Юджина Портера.

8. Концепция стратегического менеджмента Альфреда Чандлера.

9. Концепция стратегического менеджмента Питера Друкера.

10. Сравнительная характеристика подходов российских авторов к определению сущности стратегического менеджмента.

11. Содержание функций стратегического менеджмента.

 

Практические задания:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.