Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи






Статус судей в Российской Федерации

 

Вопрос1 Статус судей в Российской Федерации- законодательство, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, принцип независимости судей, гарантии их независимости. Порядок приостановления и прекращения полномочий судей.

Вопрос 2. Судейское сообщество - его органы и порядок их образования. Квалификационные коллегии судей, порядок их образования и полномочия.


Источники и литература:

1.Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.)

2. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I " О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г.7 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 7 мая, 2, 28 июня, 17 июля, 27 сентября 2009 г.)

 

ВОПРОС1.


Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. 2. Судьи - носители судебной власти Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями в соответствии с Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным п. 1 ст.1.: 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет; 2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; 4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Независимость судей и гарантии их независимости. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации " Об оружии". Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 4. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Приостановление полномочий судьи.

Особое внимание в своем вступлении на 7 съезде судей Д.А. Медведев уделил авторитету и независимости судов. Он отметил, что законодательно созданы все условия для того, чтобы суды были независимы, однако де-факто судей все-таки склоняют к необъективным решениям, что подрывает их авторитет. Медведев отметил, что «телефонное право» и подкуп уже не используются в этих целях. Чтобы склонить судей к неправосудным решениям, уточнил президент, устраиваются кампании по распространению клеветы.

Глава Высшего арбитражного суда РФ А.Иванов считает, что необходимо усилить независимость судей по отношению к исполнительной власти. " Сейчас появляется огромное количество разнообразных предложений, включая самые радикальные - вплоть до того, чтобы судить судей специальными коллегиями общественности", - напомнил он. " Мне кажется, что тот накал страстей /по поводу реформирования системы правосудия/, который разгорелся в прессе, лишен основания, - сказал А.
Иванов. - Я думаю, никто не собирается ломать судебную систему". " Президент очень хорошо знаком с проблемами судебной системы. Речь идет о совершенствовании и модернизации судебной системы применительно к новым условиям. На мой взгляд, это будут разумные и точечные изменения, которые скорректируют общее положение", - успокоил он судей.

В то же время председатель ВАС считает необходимым принять меры, которые обеспечат большую независимость судебной власти по отношению к исполнительной. " Необходимо сосредоточить в рамках самой судебной системы больший объем принятия решений в отношении самой судебной системы - кадрового состава, организационной сферы", - считает также А.Иванов. Кроме того, он предлагает " расширить влияние общественности". Говоря о борьбе с коррупцией, в том числе среди судей, А. Иванов назвал " опасным вариант" изменения механизма привлечения судей к уголовной ответственности. По его словам, " при нынешнем уровне правоохранительных органов" и знании того, как они реагируют на отказы судов в заключении обвиняемого под стражу, " судья просто может попасть в " черный список" правоохранительных органов, и можно представить, сколько людей могут оказаться под стражей. Он признал возможность изменения механизма привлечения судей к ответственности, но " в рамках самой судебной системы, а не вне ее". " Наша судебная система в состоянии справиться с паршивыми овцами, которые попали в наш состав", - подчеркнул А.Иванов.
По его мнению, " к вопросу изменения гарантий неприкосновенности судей надо подходить очень тонко и сбалансированно". Глава ВАС напомнил, что в России ежегодно привлекаются к ответственности порядка 100 судей. " Если сравним с любой европейской страной - это удивительная цифра. В Италии, например, с 1930 годов были привлечены к ответственности лишь двое судей", - заметил он.


Порядок прекращения и приостановления полномочий судей. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации; 4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом. Прекращение полномочий судьи.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 10) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в п. 8 ст.1, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Проблемные вопросы связанные с закреплением статуса судей в законодательстве. «Преступность, прямое проникновение криминала в структуры власти, недоступность правосудия, коррупция в судах - главные препятствия на пути к правовому государству», - отмечал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов на прошедшем в столице заседании Совета судей Российской Федерации, где речь шла о том, как реформировать сложившееся судопроизводство. Антон Иванов, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, выступая перед коллегами, предложил ныне действующий Закон «О статусе судей в РФ» привести в соответствие с международными нормами.

В частности, с нормами ратифицированных Россией конвенций о противодействии коррупции. Иначе говоря, ребром поставлен вопрос о добровольном отказе корпорации от «иммунитета» - права не подчиняться общим законам и не подвергаться преследованию в определенном законами порядке. Нелишне уточнить: «иммунитета» и прочих гарантий личной неуязвимости судьи в свое время, когда во всю действовало пресловутое телефонное право, требовали с единственной целью - чтобы принимать независимые от политических колебаний решения. Как известно, за одни и те же преступления в годы так называемой оттепели граждане получали щадящие сроки, а в 70-е, в период «усиления борьбы с преступностью», садились на полную катушку.

Но проблема оказалась более емкой. В новых условиях включились экономические и психологические факторы давления на суд, особенно со стороны местных чиновников. «Независимость судей за прошедший период не выросла», - констатировал в своем выступлении Антон Иванов. Теперь корпорация ищет другие пути для становления третьей власти. Один из них - структурная реорганизация системы. Подумать о создании судебных округов, районов, которые не будут совпадать с административно-территориальным делением, призвал представителей регионов Вячеслав Лебедев, председатель Верховного Суда РФ. В новых географических координатах уже работают учреждения Псковской, Саратовской, Ростовской, Ивановской областей. Их опыт убеждает, что одним только грамотным построением структуры можно разом разрушить, в частности, коррупционные связи.

Коллективное судопроизводство - мост к обеспечению прозрачности правосудия. Идея проста: чем больше юристов посвящены в перипетии спора, тем более гласно проходит процесс. Но этот рычаг пока в разряде перспективных. На прозрачность работает уже вмонтированная во все структуры юстиции Государственная автоматизированная система «Правосудие». До сих пор доступ к информации о деятельности судов осуществлялся на уровне сайтов в Интернете. Что размещать на виртуальных страницах, решало руководство каждой инстанции. Решало по-разному. Отчитываясь перед представительным собранием, Александр Гусев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, упомянул как курьез, что на сайте одного облсуда наткнулся на рекламу: «Приглашаем для знакомства». В то время как ГАС «Правосудие» вообще-то предполагает публикацию в Интернете информации о текущих процессах. «Прозрачность судопроизводства стимулирует судей дотошно вникать в каждое дело. А руководству позволит разобраться с кадрами, ликвидирует коррупцию», - так рассуждал о реформе председатель Верховного Суда РФ. И предположил: «Как только мы начнем открыто информировать граждан о наших действиях, это даст импульс и другим ветвям власти сделать свою работу прозрачной».

Зорькин в своем выступлении возмутился постоянным ростом жалоб россиян в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Председатель КС убежден, что большинство дел, с которыми россияне обращаются в Страсбург, можно решить внутри страны. Он заявил, что вал исков в международные суды подрывает судебный суверенитет России. Медведев не смог пропустить такое замечание, но был более сдержан в оценке. Он согласился, что ЕСПЧ не должен подавлять российское правосудие, но при этом система должна работать эффективно. Поэтому Медведев, чтобы пресечь дальнейшие жалобы со стороны КС, поручил свести к минимуму число обращений россиян в международные суды. Новая вертикаль внутри судебной системы Уже на этом съезде может быть наконец завершена дискуссия вокруг введения административных судов, в которых россияне теоретически могли бы оспаривать решения государственных служащих. Появления такой ветви внутри третьей власти требует от России уже ратифицированная в стране конвенция Совета Европы. Президент также призвал судей принять окончательные решения, направленные на реформу административного судопроизводства. " В вопросе, куда нужно двигаться, должна быть поставлена точка. Нужно или достичь консенсуса, или принять решение. Бесконечно обсуждать этот вопрос не имеет смысла", - подчеркнул президент. Проблема необходимости создания административного судопроизводства поднималась уже не раз. «Такие суды, скорее всего, будут рассматривать все дела, которые вытекают из административного кодекса», - считает Минеева. Однако некоторые судьи склоняются к тому, что в юрисдикцию этих судов попадут дела об обжаловании действий должностных лиц и органов власти. При этом создание отдельных самостоятельных административных судов находит поддержку не у всех судей. «Хотелось бы видеть единую систему судов», - признается Арикайнен. По его мнению, уже сейчас существует слишком много самостоятельных ветвей судебной власти: конституционная, арбитражная, суды общей юрисдикции, проекты административных и ювенальных судов. Какое из предложений в рамках судебной реформы наиболее реформаторское?

“Министерство экономического развития и торговли затевает новую судебную реформу. Оно предлагает избирать председателей судов на срок не более пяти лет, а для проштрафившихся судей создать специальный дисциплинарный суд и при нем службу внутреннего контроля, которая будет поставлять материалы для разбирательства.
В сопроводительной записке к пакету поправок в законы, регулирующие правовой статус судей, сообщается, что за совершенствование судебной системы министерство взялось при исполнении очередной среднесрочной программы социально-экономического развития страны (2006-2008 гг.). У существующей системы много проблем, говорит руководитель проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков: недостаточная открытость судебного процесса провоцирует подозрения в недобросовестности и недостаточной компетентности судей. Не всегда соблюдается и декларированная независимость судов: образовалось множество механизмов влияния на судей. Одна из главных новаций - отмена действующей системы назначения судей.

Сейчас все они, кроме председателя Конституционного суда, назначаются указом президента на шесть лет, но не более двух раз подряд. Минэкономразвития предлагает избирать председателей тайным голосованием судей соответствующего суда и не более чем на один пятилетний срок. Процедура назначения рядовых судей также заметно меняется: вводится обязательная предварительная подготовка кандидатов в вузах, отобранных по конкурсу. Уточняется процедура квалификационных экзаменов (там будут присутствовать " независимые наблюдатели"), а администрация президента будет обязана решать вопрос о назначении судьи за два месяца (сейчас этот процесс может растянуться на годы). Трехлетний испытательный срок, после которого судьи переназначаются, предлагается отменить.

Вместо этого вводится система квалификационной аттестации судей на протяжении всей карьеры. Как отмечается в концепции законопроекта, это позволит начать процесс обновления судейского корпуса. Также предполагается, что привлекать судей к дисциплинарной ответственности и давать согласие на привлечение их к уголовной должны не квалификационные коллегии, как сейчас, а специализированный дисциплинарный суд. Он будет состоять из 21 судьи, выбранного Советом Федерации (треть кандидатов выдвигает президент, треть - съезд судей и треть - представители общественности). При дисциплинарном суде должна быть сформирована служба внутреннего расследования, которая готовит материалы для разбирательства.
Полномочия этой службы не уточняются.

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов называет законопроект Минэкономразвития преждевременным. Существует еще один правительственный законопроект, предусматривающий фактическую отмену неприкосновенности судей (так называемый " законопроект Козака"), напоминает он, и эта инициатива грозит вообще покончить с независимостью судей. Иванов считает, что судейскому сообществу пора собрать воедино и публично обсудить законодательные инициативы, предлагающие радикально изменить систему отечественного судоустройства, - возможно, это позволит прийти к какому-то консенсусу.
Но предложенные Минэкономразвития выборы председателей могут дестабилизировать работу судебной системы: им придется выдвигаться, проводить избирательную кампанию и " колоть коллектив"

 

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников сомневается, что нужно спешно менять систему, которая еще пока не заработала по-настоящему. Законодательство, особенно судебное, должно быть стабильным, говорит он и напоминает, что на предыдущем витке судебной реформы Дума уделяла пристальное внимание именно квалификационным коллегиям, в которые ввели представителей общественности. " Что действительно надо сделать, так это обеспечить прозрачность деятельности судей и их профессионализм, а это возможно публикацией судебных решений в течение суток в Интернете", - заключает Крашенинников.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.