Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана окружающей среды. 5.14.1 Строительство тоннеля и его последующая эксплуатация должны осуществляться с учетом разработанного и получившего






5.14.1 Строительство тоннеля и его последующая эксплуатация должны осуществляться с учетом разработанного и получившего, как составная часть проектной документации, положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза» проекта «Мероприятий по охране окружающей среды». При этом:

- концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе за пределами строительных площадок и за пределами санитарных разрывов не должны превышать предельно-допустимые.

- производственные, хозяйственно-бытовые и поверхностные сточные воды, образующиеся на строительной площадке и в тоннеле, подлежат очистке, степень которой определяется в соответствии с санитарными нормами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения. Следует предусматривать раздельное отведение нормативно чистых и загрязненных производственных сточных вод.

- отходы, образующиеся при строительстве и эксплуатации тоннелей подлежат обязательному учёту и оценке. Объёмы образующихся отходов определяют по специальным методикам. Классификацию и токсичность отходов определяют в соответствии с «Федеральным классификационным каталогом отходов», а при оценке их воздействия на окружающую природную среду используют «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями таблицы 15.

 

 

Т а б л и ц а 15

 

№ пп Степень вредного отхода воздействия опасных отходов на ОПС Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС Класс опасности для ОПС
1. Очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I класс чрезвычайно опасные
2. Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II класс высоко опасные
3. Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III класс умеренно опасные
4. Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее трех лет IV класс малоопасные
5. Очень низкая Экологическая система практически не нарушена V класс практически неопасные

 

Токсичные промышленные отходы 1 - 3 классов опасности подлежат утилизации на специализированных полигонах токсичных отходов. Твердые промышленные отходы 4-5 классов опасности по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической и коммунальной служб вывозятся на полигоны складирования городских бытовых отходов.

5.14.2 Для этапа строительства тоннеля обязательным является разработка и согласование:

- технологического регламента по обращению с отходами.

- проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

- проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).

- паспортов опасных отходов.

- проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

- проекта рекультивации, вырубок и благоустройства территорий.

5.14.3 Глубина бурения скважин для отбора проб на участках, предназначенных для организации стройплощадок на порталах тоннелей, и в местах предполагаемого расположения устьев вентиляционных стволов и штолен должна соответствовать требованиям [1]. Глубина скважин для отбора проб пород по трассе тоннелей должна соответствовать расстояниям от поверхности земли до профиля трассы.

5.14.4 Рекогносцировочное обследование территории следует выполнять согласно требованиям [1, п.4.8] вдоль трассы тоннеля и на прилегающей территории в полосе 300-500 м для составления схемы расположения промышленных предприятий, свалок, отстойников, нефтехранилищ, АЗС и других объектов повышенной опасности и источников загрязнения окружающей среды, а также объектов историко-культурного наследия и повышенной уязвимости (исторической застройки, медицинских, научно-исследовательских и детских учреждений, скверов, парков и зон отдыха).

 

5.14.5 При пересечении тоннелями водных объектов и расположении тоннелей в водоохранных зонах следует руководствоваться указаниями ГОСТ 17.1.3.13. Расположение тоннелей и притоннельных сооружений не должно нарушать систему питания рек, прудов и озер. Расчетные характеристики водного объекта следует принимать согласно [5].

5.14.6 Тоннели, заложенные в толще водоносных грунтов, должны в минимальной степени нарушать естественный режим и уровень подземных вод.

5.14.7 Опробование и оценка качества воды, используемой как источник водоснабжения для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд и других целей, производится в соответствии с установленными санитарными нормами и государственными стандартами качества воды применительно к видам водопользования.

5.14.8 Геоэкологическое опробование и оценка загрязнения грунтовых вод, не используемых для водоснабжения, при экологической оценке территории в зоне влияния проектируемого тоннеля и вспомогательных сооружений производится согласно [1, пп. 4.37, 4.38]. Число проб устанавливается в программе изысканий в соответствии со спецификой гидрогеологических условий, протяженностью тоннеля и влиянием техногенных факторов.

5.14.9 Оценка радиационной обстановки при производстве изысканий должна осуществляться согласно НРБ-99./2009, ОСПОРПБ 99/2010 с учетом [1].

Радиационно-экологические исследования должны включать:

- оценку гамма-фона на территории строительства;

- оценку радиоактивности грунтов в приповерхностной зоне и в интервалах глубин прохождения тоннеля;

- определение радиационных характеристик водоносных горизонтов, вскрываемых при проходке тоннеля;

- оценку радоноопасности территории.

- оценку мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения по глубине следует выполнять путем гамма-каротажа в скважинах, проходка которых осуществляется в ходе инженерно-геологических изысканий.

- радоноопасность территории строительства тоннеля определяется плотностью потока радона с поверхности грунта и содержанием радона в воздухе сооружаемого тоннеля.

5.14.10 Сточные воды, сбрасываемые в систему городской ливневой канализации, при необходимости должны быть предварительно очищены с помощью очистных сооружений.

Состав очистных сооружений и степень очистки должны соответствовать требованиям СП 32.13330.2010. При этом степень очистки должна составлять, мг/л:

- по взвешенным веществам - до 3-5;

- по нефтепродуктам - до 0, 3-1, 0.

5.14.11 В процессе строительства и эксплуатации тоннелей не должны нарушаться условия развития растительного и животного мира, вырубке лесов и кустарников, деградации болот, изменению гидрологического режима водных объектов, ухудшению путей миграции животных, уменьшению размеров популяций, вымиранию видов.

5.14.12 Оценка состояния растительного покрова проводится при маршрутном обследовании трассы проектируемого тоннеля и прилегающей территории и сопровождается отбором проб зеленых насаждений (трав, кустарников, листьев деревьев) для определения степени их деградации и химического загрязнения в городской среде. Для проведения геоботанических исследований следует привлекать специализированные организации или квалифицированных специалистов в области городского лесопаркового хозяйства, имеющих лицензии и личные сертификаты соответствия на право проведения подобных работ.

 

5.14.13 В процессе строительства тоннелей должна обеспечиваться:

- сохранность особо охраняемых природных территорий и ценных объектов окружающей среды при выборе участка строительства;

- снижение землеемкости проектируемого объекта;

- предупреждение территориального разобщения земель, образования локализованных участков и нарушения межхозяйственных и внутрихозяйственных связей других землепользователей;

- максимальное снижение размеров и интенсивности выбросов (сбросов) загрязняющих веществ на территорию объекта и прилегающие земли;

- рациональное использование земель при складировании промышленных отходов, размещении свалок и полигонов для хранения твердых бытовых отходов;

- своевременную рекультивацию земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации объекта;

- снятие и использование почвенного слоя для рекультивации нарушенных земель или землевания малопродуктивных сельхозугодий.

5.14.14 После окончания строительства тоннеля необходимо восстановить почвенный и растительный покров, закрепить и одерновать образовавшиеся откосы, выработанные карьеры и отвалы.

5.14.15 Принимаемые проектные решения по строительству тоннеля должны быть увязаны с общим улучшением градостроительной обстановки и благоустройством территории строительства. Размер зоны благоустройства должен охватывать территорию по 100 м в обе стороны от оси трассы тоннеля.

5.14.16 Проекты очистных устройств следует разрабатывать в увязке с видом водопользования водных объектов, в которые намечается осуществлять сбросы из тоннелей и припортальных помещений.

5.14.17 При проходке тоннелей под ответственными зданиями и сооружениями проектом должно предусматриваться устройство наблюдательных станций, обеспечивающих непрерывный мониторинг состояния этих сооружений.

В случае необходимости должны быть предусмотрены профилактические конструктивные защитные меры по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, включающие усиление несущей конструкции фундаментов, устройство защитных экранов над тоннелем, ограждающих стен рядом со зданиями или опорно-ограждающих конструкций.

5.14.18 Городские здания и сооружения, расположенные вблизи объектов строительства, следует защищать от вибраций и шума, возникающих при проведении строительных работ и прогнозируемых от движения транспортных средств в процессе эксплуатации тоннеля.

5.14.19 В помещениях жилых и общественных зданий, а также производственных зданий с постоянным пребыванием людей уровни вибрации не должны превышать значений, регламентируемых [17], а уровни шума – [16] и [18].

5.14.20 Оценку ожидаемых вибраций и шума в зданиях и сооружениях, находящихся вблизи транспортных тоннелей, следует проводить на основе расчетов.

Критерии вибрационной безопасности принимаются по ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ ИСО 8041. При превышении допустимых уровней шума и вибрации необходимо предусматривать шумо - и виброзащитные мероприятия.

5.14.21 Для снижения уровня шума в тоннеле и притоннельных сооружениях следует применять звукоизолирующие и звукопоглощающие ограждения.

В вентиляционных системах следует предусматривать установку глушителей шума на всасывании и на выхлопе.

5.14.22 При сооружении железнодорожных тоннелей в жилой или промышленной зоне в необходимых случаях следует предусматривать мероприятия по гашению вибрации, создаваемой движением поездов, с таким расчетом, чтобы уровень вибрации в жилых и общественных зданиях не превышал допустимых значений, установленных санитарными нормами, а в производственных зданиях - не превышал соответствующих требований для конкретного производства.

5.14.23 Необходимо обеспечить защиту тоннелей от проникания в них опасных для здоровья людей вредных веществ от производств, находящихся вблизи тоннеля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.