Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие само­оценки таких действий.






поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие само­оценки таких действий.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с по­нятием " самостоятельность". Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. От­ветственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производ­ственные конфликты.

Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность.

Поэтому в случае аварии человек он обвиняет техника или ин­женера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает кон­фликт — кто виноват?

Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделе­ние, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социаль­ной активности личности является ответственность за бездей­ствие. Человек должен чувствовать себя ответстйенным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать. Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, " размывает" индивидуальную ответствен­ность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности /5/.

Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

Профессиональная ответственность требует постоянной психо­логической готовности к выполнению конкретных действий. На не­которых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности.
Социальная ответственность руководителя_________

1.2. Социальная ответственность руководителей


Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономи­ческие, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и др. задачи.

Руководитель обязан соблюдать государственные законы, право­вые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственности.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать: а) организация; б) группа как отдельный элемент организации; в) отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные про­блемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, осо­бенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. В качестве примера со­циально ответственного поведения можно привести пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным.

Другой пример проявления социально ответственного поведе­ния — донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это — пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

[Социализация

Формированию социальной ответственно­сти предшествует явление " социализации". Социализация — это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а за­тем воспроизводится в деятельности. Индивид никогда не смог бы стать личностью, если бы не был необходимым образом социализи­рован. Поэтому сказка о Маугли остается только сказкой.


В. А. Розанова

Психологи рассматривают социализацию как одно из необходи­мых условий развития личности, но это не значит, что развитие личности можно свести только к социализации, i

Находясь в социуме, человек приобретает необходимые знания, умения и навыки общения с людьми в процессе воспитания и обу­чения.

Социальная ответственность связана с выполнением общих пра­вил, которые усваиваются человеком.

Социальные нормы поведения формируются постепенно в про­цессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из вне­шних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего кон­троля личности (его называют самоконтролем), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и доб­ровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотива-ционных, ситуационных, характерологических, личностных и других. Социальная ответственность имеет непосред­ственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сооб­щества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведен ния челнов данной группы, а также характера взаимоотношений,: взаимодействия и общения /5/.

Практика формирования и функционирования групп (в социаль-;
ной психологии их называют " малыми" или " рабочими" группами)!
свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а склады­
ваются в процессе совместной деятельности людей. • 'j

Можно сказать, что групповые нормы^ складываются спонтанно и становятся стан-? дартами поведения всех членов группы. |

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к? другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы явля-j


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

ется одним из самых сложных социально-психологических явле­ний, поскольку носит системный характер и до настоящего време­ни изучено недостаточно.

Групповые нормы способствуют выполнению определенных дей­ствий людьми, выполняющими общую работу. Существование груп­повых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом.

Зная групповые нормы, можно предвидеть, как поступит работник в конкретной ситуации. Поскольку руководитель также является чле­ном группы, его поведение тоже поддается определенному прогнозу.

Благодаря существованию групповых норм поведения работни­ки и сам руководитель группы используют стереотипы, т.е. опре­деленные шаблоны в своих действиях как реакции на возникаю­щие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы. Можно сказать, что групповые нормы яв­ляются " помощниками" руководителя в его управленческой дея­тельности.

Положительная роль групповых норм поведения заключается в том, что они устраняют неопределенность в оценке человеческих отношений. Если человек попадает в группу с уже сложившимися нормами, он начинает испытывать некоторый психологический дис­комфорт и напряженность в силу трудностей адаптации к новым условиям деятельности.

Отрицательными психологическими последствиями отсут­ствия групповых норм (а такое тоже встречается в плохо сплочен­ных группах) могут быть внутриличностные конфликты и состояние тревоги у личности, ставшей членом этой группы.

Помимо этого, человек начинает испытывать страх перед воз­можным осуждением, порицанием со стороны руководителя и дру­гих работников, которые чувствуют себя хозяевами положения.

Человек, попавший в новые условия деятельности, не всегда мо­жет адекватно отреагировать на воздействия, идущие от членов груп­пы, что отрицательно действует на его психику.

При наличии групповых норм сама группа становится коллектив­ным организатором и координатором деятельности исполнителей.

Система групповых норм контролируется самой группой. Поэто­му не только руководитель, но и сама группа становится субъектом управления всеми ее участниками.


В. А. Розанова

В любой организации, имеющей развитую структуру, существу­ют формальные и неформальные группы.

Любая формальная структура имеет своего руководителя, которого называют формальным лидером. Он назначается

" сверху", т.е. вышестоящими руководителями. Внутри формальных групп спонтанно возникают неформальные группы, члены которой строят свои отношения на симпатиях, сходстве интересов, соци­альных установках, ценностных ориентациях и т.д.

Во главе неформальной группы стоит неформальный лидер, ко­торый, в отличие от формального лидера, не несет ответственности за деятельность группы, т.к. не обладает правами и полномочиями.

Если вновь принятый работник отвергается по каким-либо при­чинам неформальной группой, тогда возникают склоки, интриги, отрицательные эмоции, осуществляются агрессивные действия, ча­сто преходящие в межличностные конфликты.

В случае отклонения от выполнения групповых норм работником группа осуществляет давление на него. Если это не подействует, тогда применя­ется комплекс психологических воздействий в виде эмоционального не­приятия, остракизма, открытых осуждающих суждений и т.п.

Работник может стать предметом психологического отторжения, ему будет негласно объявлена " психологическая война", что в от­дельных случаях бывает равносильно " психологическому убийству".

В подобных ситуациях пребывание работника внутри такой группы является практически невозможным и нерациональным. Отрица­тельные последствия могут выражаться в виде возникновений не­вротических тенденций поведения этого сотрудника, а также вклю­чения психологических механизмов защиты личности. Защитные механизмы психики были описаны в свое время З.Фрейдом.

Руководитель на формирование групповых норм определенным образом влияет, контролирует их, поскольку управляет групповыми процессами, используя при этом власть и авторитет.

Руководителя можно рассматривать как гаранта ответственности за деятельность формальной группы. Но его положение осложняет­ся тем, что многие члены группы стараются бороться за личную автономию и ответственность.

Социальная ответственность руководителя соотносится с прак­тикой стиля руководства. В социальной психологии известны авто-


ill

Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. i)H

Социальная ответственность руководителя

ритарный (автократический), демократический и либеральный (по­пустительский) стили руководства.

В зависимости от конкретных управленческих ситуаций, а также личностных особенностей формальные лидеры выбирают свой стиль руководства. Возможно также варьирование этих стилей. Например, в жестко структурированной группе, " центрированной" на руково­дителе, ее участники нуждаются в помощи руководителя, который не только решает управленческие задачи, гасит конфликты, но и пра­вильно осуществляет общение с подчиненными, соблюдая выполне­ние неписаных правил социально ответственного поведения.

Управленческая практика свидетельствует, что большинство ру­ководителей используют промежуточный стиль между авторитар­ным и попустительским, сохраняя при этом высокий уровень соци­альной ответственности.

Социальные роли руководителя

Как основной носитель социально ответ-

ственного поведения руководитель выполняет различные социальные роли в целях поддер­жания равновесия в отношениях с членами группы. Среди этих ролей выделяются следующие: а) " эксперт", б) " катализатор", в) " дирижер", г) " образец участника группы".

Как " эксперт" руководитель устанавливает смыслы меняющихся процессов в группе. Как " катализатор" руководитель способствует развитию отношений между членами группы, что называется " дер­жа зеркало перед группой". Как " дирижер" группового поведения он направляет и варьирует действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы. В роли " образца участника" руководитель демонстрирует социально ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широ­кий спектр умений, навыков управления и возможность самореали­зации личности.

Руководитель является ответственным не только за на­стоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве при­мера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры уп­равления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.


В. А. Розанова

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Ло возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкрет­ных решений.

Непринятие решений может являться нарушением социальной от-зетственности руководителя. Например, не принято решение о про­верке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому пря­мое отношение. Результат — гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятель­ности и быть готовым нести за это ответственность.

Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопре­ки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погаше­ния задолженности работникам по зарплате.

Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на вне­шние силы, на других людей.

По мнению исследователей, один человек может выступать хозяи-; ном своей судьбы, а другой " плывет по воле волн", т. е. одна личность ] принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведе-, ния человека: а) видеть источник управления своей жизнью во внеш- } ней среде и б) в самом себе.

В предыдущем разделе говорилось о " локусе" контроля. Термин] " локус" — латинского происхождения, означает место, местополо-| жение (он был предложен современным американским психологом | Дж. Роттером).

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает! на себя ответственность за события своей жизни, то это означает! наличие у личности " интернального" контроля.

Если ответственность приписывается обстоятельствам, другш людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, T.e.j " экстернального" контроля. Интернальность и экстернальность ло^ куса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сфор-| мированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру).


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности.
Социальная ответственность руководителя_______

|Интернальность I Интернальность личности положительно

'----------- ■ -------- ' коррелирует с социальной ответственностью и

с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локу-сом контроля берут на себя ответственность за ход жизненных со­бытий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смыслы.

Социально ответственным личностям свойственно наличие пози­
тивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности
и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как
честность, справедливость, принципиальность и т.д.
~ I В противоположность интернальным, эк—
_ I стернальным личностям свойственны подозри-

тельность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и пр.

Отечественные исследователи, сотрудники НИИ им. В.М. Бехте­рева — Бажин Е.Ф., Голынкина С.А. и Эткинд А. М. предложили тест, который вошел в практику психодиагностики личности. Он на­зывается " Уровень субъективного контроля психической стабильнос­ти" (опубликован в " Психологическом журнале", 1984 г., т. 5, № 3) (см. Приложение 2).

Резюме

1. Ответственность является устойчивым свойством личности.

2. Субъектами ответственности являются: отдельная личность;
группа (в узком и широком смысле слова государство).

3. Наличие инстанции является важнейшим регулятором обще­
ственной жизни.

4. Существуют несколько видов ответственности: политическая,
юридическая, моральная, профессиональная, социальная и др.

5. Психологической предпосылкой ответственности является вы­
бор определенной линии поведения личности.

6. Человек использует различные стратегии поведения, призна­
вая ответственным за свои действия и поступки либо себя, либо
внешние силы.

7. Важнейшим регулятором поведения человека является осозна­
ние им ответственности.

8. В условиях групповой деятельности ответственность девальви­
руется.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.