Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1 Психологический практикум






В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагает­ся тест " Шкала глубины конфликта", составленного на основе ис­пользования формы семантического дифференциала. В тесте пред­ставлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора в пятибалльном из­мерении. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

Шкапа глубины конфликта

1. Стороны осознают 12 3 4 5 Стороны не осознают

причину конфликта причину конфликта

* Лобанов И.Д. Практический менеджмент, ч. III. Управление персона­лом. -М.: Ника, 1992.


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты


2. Причина конфликта
имеет эмоциональный
характер

3. Цель конфликтующих ■
устремленность к социа­
льной справедливости

4. Есть общая цель, к
которой стремятся все

5. Сферы сближения
выражены

6. Сферы сближения
касаются эмоциональ­
ных проблем

7. Лидеры мнений выде­
ляются

8. В процессе общения
оппоненты придержива­
ются норм поведения


12 3 4 5 Причина конфликта имеет материальный (служебный) характер

12 3 4 5 Цель конфликтующих -получение привилегий

12 3 4 5 Общей цели нет

12 3 4 5 Сферы сближения не выражены

12 3 4 5 Сферы сближения касают­ся материальных (служеб­ных) проблем

12 3 4 5 Замечено влияние лидеров мнений

12 3 4 5 В процессе общения оппо­ненты не придерживают — ся норм общения


Оценка результатов теста

Сумма баллов, равная 35 — 40, свидетельствует о том, что конф­ликтующие заняли по отношению друг к друг жесткую позицию. Сумма баллов, равная 25 — 34, указывает на колебания в отношени­ях конфликтующих сторон.

Сумма баллов менее 24 говорит о случайности возникшего конф­ликта.

Если по данному тесту набрано 35 г- 40 баллов, то руководитель принимает на себя роль обвинителя; при сумме в 25 — 34 баллов — роль консультанта; при сумме менее 24 баллов — роль воспитателя.

Там, где руководитель принимает на себя роль обвинителя, для разрешения конфликтной ситуации прибегают, в основном, к адми­нистративным мерам воздействия на людей. Если руководитель бе­рет на себя роль консультанта, для разрешения конфликта прибе­гают, главным образом, к психологическим мерам, в третьем случае,


В. А. Розанова

где руководитель является воспитателем, более пригодными оказы­ваются педагогические меры.,,

Вам предлагается выполнить еще одни тест*, содержащий 10 пар утверждений и шкалу для самооценки.

Выполнение его сводится к следующему. Вами оценивается каж­дое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кру­жочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представ­ленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда. 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.


1. Рвется в спор 7 6 5 4 3 2 1

2. Свои выводы сопро- 7 6 5 4 3 2 1
вождает тоном, не

терпящим возражений

3. Считает, что добьет- 7 6 5 4 3 2 1
ся своего, если будет

рьяно возражать

4. Не обращает внимания 7 6 5 4 3 2 1
на то, что другие не прини­
мают доводов

5. Спорные вопросы об- 7 6 5 4 3 2 1
суждает в присутствии

оппонента

6. Не смущается, если по- 7 6 5 4 3 2 1
падает в напряженную

обстановку

7. Считает, что в споре 7 6 5 4 3 2 1
надо проявлять свой

характер

8. Не уступает в спорах 7 6 5 4 3 2 1


Уклоняется от спора

Свои выводы сопро­вождает извиняю­щимся тоном

Считает, что проиг­рает, если будет воз­ражать

Сожалеет, если ви­дит, что другие не принимают доводов

Рассуждает о спор­ных проблемах в от­сутствие оппонента

В напряженной об­становке чувствует себя неловко

Считает, что в споре не нужно демонстри­ровать свои эмоции

Уступает в спорах


* Лобанов И.Д. Практический менеджмент. Ч. III. Управление персона-лом. - М.: Ника, 1992.


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты


9. Считает, что люди
легко выходят из конф­
ликта

10. Если взрывается, то
считает, что без этого
нельзя


7 654321

7 6 5 4 3 2 1


Считает, что люди с трудом выходят из конфликта

Если взрывается, то вскоре ощущает чув­ство вины


Оценка результатов

На каждой строке, соедините отметки по баллам (отметки кру­жочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (циф­ра 4) означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфлик­тности. 60 баллов — на высокую, 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11—15 указывает на склонность избе­гать конфликтных ситуаций.

Для лучшей проработки темы предлагаем еще один тест, позво­ляющий оценить стремление легко войти в конфликт, а также стрем­ление уйти от него.*

Тест содержит две части: " Избегающий конфликта" и " Действу­ющий напролом". Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа " да" или " нет". Вы должны будете сделать свой выбор, обведя кружочком выбранный вами ответ. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересую­щее вас лицо.

" Избегающий конфликта"


1. Всегда проигрывает в конфликте

2. Считает, что конфликта надо избегать

3. Выражает свое мнение извиняющимся
тоном


 

да нет
да нет
да нет

* Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Ч. III. Управление персона­лом. - М.: Ника, 1992.


В. А. Розанова!


4. Считает, что проиграет, если выразит да нет
несогласие

5. Удивляется, почему его другие не понимают да нет

6. Говорит о конфликте на стороне да нет

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально да нет

8. Считает, что в конфликте не следует
демонстрировать своих эмоций да нет

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь

разрешить конфликт да нет

10. Считает, что люди всегда с трудом выходят

из конфликта да нет

Оценка результатов

Подсчитайте количество ваших ответов с оценкой " да".

8~ 11 баллов означают, что в вашем поведении выражена тен-i денция к конфликтности. 4—7 баллов — средне выраженная тен-] денция к конфликтному поведению. 1—3 балла — тенденция не выражена.

" Действующий напролом"

да нет
да нет
Да нет
да нет
да нет
да нет
да. нет
нет
Да
нет
Да

1. Часто подтасовывает факты

2. Действует напролом

3. Ищет слабое место в позиции оппонента

4. Считает, что отступление ведет к " потере лица"

5. Использует тактику " затыкания" рта оппоненту

6. Считает себя знатоком

7. Нападает на человека, а не на проблему

8. Использует тактику маскировки (голосом,
манерами и т.п.)

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень
важен

нет
Да

10. Отказывается о дискуссии, если она идет
не по его курсу


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

Оценка результатов

Подсчитайте количество ваших ответов с ответами " да".

8—11 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом.

4—7 баллов - показатель того, что имеет место средне выра­женная тенденция действовать напролом.

1—3 балла - означают, что тенденция действовать напролом не выражена в вашем поведении.

Приложение 2 Психологический практикум

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий определить степень подверженности вас стрессу*.

Перед вами 18 утверждений. Ваша задача состоит в том, что вы должны определить, в какой степени каждое утверждение имеет отношение к вам. При ответах используйте следующую шкалу:

1 — всегда

2 — почти всегда

3 — редко

4 — очень редко

5 — никогда

 

1. Не менее одного раза в день я ем горячую пищу.

2. Не менее четырех ночей в неделю я сплю по 7 — 8 часов.

3. Я получаю от людей положительный эмоциональный отклик и
сам плачу людям тем же.

4. У меня есть родственники, на которых я могу положиться.

5. Я занимаюсь физзарядкой до пота не менее двух раз в неделю.

6. Я выкуриваю в день менее половины пачки сигарет.

7. В неделю я принимаю алкоголь менее пяти раз.

8. Мой вес соответствует моему росту.

9. Моя зарплата соответствует моим расходам.

* Ладанов И.Д., Уразаева В.А. Сборник психологических тестов. — М.: АНХ при СМ СССР, 1987.


В. А. Розанова

10. У меня много друзей и знакомых.

11. У меня есть друг (друзья), с которыми я могу поделиться
своими сокровенными мыслями.

12. Мое здоровье в норме.

13. Я м*огу свободно говорить о своих переживаниях, будучи в
расстроенных чувствах.

14. Я обсуждаю свои личные проблемы с людьми, с которыми
общаюсь.

15. Не менее чем раз в неделю я шучу.

16. Я способен достаточно эффективно организовать свое время.

17. Я выпиваю менее трех чашек кофе (чая) в неделю.

18. В течение дня мне удается побыть некоторое время наедине.

Обработка и оценка результатов

1. Сложить полученные вами баллы.

2. Из общей суммы вычесть 18.

3. Сумма баллов более 25 указывает на подверженность стрес­
су. Сумма баллов 40~65 указывает на подверженность стрессу
в сильной степени. Сумма баллов больше 65 показывает, что
вы на грани срыва.

Каждый руководитель несет ответственность в организации за ликвидацию возникающих конфликтов независимо от того, какими они являются: деловыми, межличностными или ролевыми. Суще­ствуют определенные возможности у каждого руководителя, чтобы преодолеть конфликтные действия внутри группы. Ниже приводит­ся тест, с помощью которого можно представить ясную программу по разрешению конфликта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.