Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Отсутствие сплоченности в коллективе









Отсутствие сплоченности в коллективе. Отсутствие группового единства. Низкая степень групповой активности. Разобщенность группы.

Наличие плохого психологического климата в рабочей группе.

Преобладание индивидуальных интересов над общегруп­повыми.

Отсутствие должного контроля по отношению к членам группы со стороны руководителя. Неправильное мотивирование подчиненных. Отсутствие положительного стимулирования подчиненных. Недостаточная степень ответственности за работу под­чиненных. Отсутствие группового согласия.

Личностное неприятие членами группы общих целей организации.

Эгоистические тенденции поведения отдельных членов группы.

Отрицательные социальные установки отдельных лич­ностей в группе.

Наличие агрессивных тенденций поведения у отдель­ных членов группы.

Доминирование индивидуальных целей над групповы­ми у некоторых членов рабочей группы. Отсутствие ответственного поведения у некоторых чле­нов группы при выполнении общих задач. Различное личностное осмысление причин конфликта. Нежелание найти единый рациональный подход к раз­решению конфликта.

Стремление к власти и возникновение неуправляемых действий со стороны отдельных членов группы.


2.4. Психология стресса

Слово " стресс" пришло в русский язык из английского и в перево­де обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздей—


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

ствие. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами все­мирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907—1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса /16, 17/.

По своей сути стресс — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современ­ные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психо­логических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифи­ческому ответу организма на действие любого фактора. Дальней­шее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появление большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие — " эмоциональный или пси­хологический стресс" /17, 18, 19, 20/.

Однако стресс — это не просто нервное напряжение. У челове­ка самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызы­вающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

г—----------------- 1 В обыденной жизни Г. Селье выделил два вида

| иды стресса | СТресса: ЭуСтресс и дистресс. Эустресс пред­полагает возникновение желательного, т.е. положительного эф­фекта, а дистресс — отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными пережива­ниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопро­вождается возрастанием физиологического стресса.

По гипотезе Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается воз­растанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, " чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напря­женной работы. Отсутствие же таковой цели — одни из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гиперто­нию или просто обрекающих человека на безрадостное прозяба­ние" /16/.


В. А. Розанова!


Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касаю-: щееся стресса: - один и тот же стресс может вызвать различные?! реакции у людей. Он назвал их " факторами обусловливания". Они могут быть внешними и внутренними. Под влиянием этих факто­ров нормально переносимая степень стресса может стать болез­нетворной и вызвать " болезни адаптации".

Один и тот же раздражитель действует на разных людей неоди­наково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отра­жение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологически­ми характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективных показателей пси­хологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социаль­ного воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человечес­ких взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных тре­бований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейны­ми отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможнос­ти удовлетворить насущные потребности /25/.

Фазы стресса

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы ис­тощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем пе­реходит в страх. Затем у таких людей сразу наступает истощение, цринимающее форму обреченности и отчаяния /26/.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: а) эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается пережи­вание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.

В-жизни эмоции создают различные формы эмоциональных состо­яний, различающихся между собой продолжительностью и интенсив­ностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно слабой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и " безотчетностью" переживаний.

В отличие от настроения, страсть — более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует че­ловека на достижение поставленных им целей. Она может поло­жительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

Аффект — это своеобразное эмоциональное состояние, проте­кающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особен­ности его состоят в том, что аффект носит бурное внешнее проявле­ние, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определен­ных условиях доходить до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека /19, 20/.

По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и инфор­мационный. Об эмоциональном стрессе говорилось выше. Инфор­мационный стресс связан с невозможностью справиться с лавино­образным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности /17, 18/.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальные людей. Нет двух людей, у которых реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека иницииру­ется и воспроизводится им самим.

Еще Г. Селье отмечал, что имеет значение не то, что с вами случа­ется, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу.


В. А. Розанова

Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что " людей рас- j страивают не события, а то, как они на них смотрят" /16/.

В превращении большинства раздражителей в стрессоры опре­деленную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретирует­ся как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая i реакция вообще не возникает.

Следует отметить ошибочные взгляды людей относительно дей­ствия стресса. Дж. Эверли и Р. Розенфельд в своей книге " Стресс. Природа и лечение" (М.: Медицина, 1986) приводят так называемую " Мифологию стресса" /20/:

I Мифология стресса!

1. " Симптомы стресса не могут причинить мне вреда". Это
утверждение можно назвать ложным, т.к. стресс действует и на
психику, и на соматику.

2. " Только слабые люди страдают от стресса". На самом деле
действию чрезмерного стресса обычно подвергаются очень за­
груженные работой люди с высоким уровнем притязаний, " ра-
ботоголики". В определенном смысле все мы являемся потенци­
альными мишенями для стресса.

3. " Я не несу ответственности за стресс в моей жизни —
стресс в наше время неизбежен — мы все его жертвы".

В действительности мы ответственны за большую часть стрес­сов в нашей жизни. Стресс — это результат того, как вы реаги­руете на происходящие с вами события. Такой стресс является вашим бессознательным выбором.

4. " Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс". В
действительности чем сильнее стресс, тем менее вы чувствитель­
ны к его симптомам до того момента, когда стресс не достигнет
такой силы, при которой его симптомы уженельзя игнорировать.

5. " Опознать источники чрезмерного стресса легко". Это не
совсем так. У некоторых людей признаки стресса не развиваются
до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В этих ситуациях симптомы
проявляются в форме психического и физического истощения.

6. " Все люди реагируют на стресс одинаково".


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

Данное утверждение неверно. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развиваю­щимся вследствие чрезмерного стресса.

7. " Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать — это сесть и расслабиться".

Это утверждение также неверное, поскольку релаксация по­лезна, но в действительности мало кто умеет глубоко расслабить­ся и, к тому же, снятие стресса не сводится только к релаксации.

Важнейшим мероприятием, направленным на борьбу со стрес­сом, является психотерапия. С помощью психотерапевта пациент должен принять ответственность за то, чтобы вести себя адекватно стрессовой ситуации, а также изменить к стрессорам свое отноше­ние. При этом ему необходимо понять, какие стрессоры воздейству­ют на него. Пациент может при этом избежать, уменьшить или модифицировать стрессовую реакцию.

Другая область психотерапевтического воздействия связана с вы­работкой модификаций поведенческого стереотипа. Она способству­ет возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессоров прежде, чем они вызовут у него стрессовую реакцию.

Психотерапию можно рассматривать как способ разрешения внут­реннего конфликта личности, который чаще всего является причи­ной стрессовой реакции.

Стресс является необходимым жизненным явлением для челове­ка. Он позволяет встретить возникшие трудности в состоянии " бое­вой готовности" и приспособиться к новым условиям. При повторе­нии стрессоров человек приспосабливается к стрессу и стрессорные реакции ослабевают.

Это значит, что в определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики. В некоторых условиях стресс может оказывать положительное влияние на работоспособность человека.

Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также в спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который обусловлен активной положительной мотивацией и подго­товкой к предстоящей деятельности /21/.

Часто в ответ на воздействие стрессоров человек меняет свое поведение и осуществляет попытки направить свои усилия против источника стресса.


В. А. Розанова

Внутренняя потребность к преодолению стрессорных состоя­ний обычно меняется в зависимости от различных факторов. Ими являются, с одной стороны, положительные факторы, к которым относятся обучение и воспитание, а, с другой — отрицательные, такие как возраст, воздействие медикаментозных средств, заболе­вания и т.п.

Противостояние воздействию стресса является вполне достижи­мой задачей, хотя и сопряжено с преодолением ряда трудностей. В вопросах возможности управлять стрессом следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обычно осознает расхождение между требованиями, которые ему предъявляются в различных ситуа­циях, и возможностью выполнения их.

В данном контексте восприятие человека возможно изменить в трех аспектах: предъявляемого к человеку требования, способно­сти выполнить его и значимости справиться с ним /17/.

Изменение значимости события для человека является одним из важнейших путей сознательного управления стрессом. Измене­ние попыток справиться с источником стресса и изменение самой поведенческой реакции отличаются друг от друга.

При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение человека становится плохо управляемым. Это существенно влияет на попытки человека справиться с источником стресса.

Например, ухудшение в настоящее время социально-экономичес­кой жизни людей нашей страны может привести еще к большему углублению воздействия стресса. В этом случае создание определен­ных образцов (шаблонов) поведения будет снижать чувствительность и эмоциональное отношение к создавшейся и длительно действующей ситуации, что будет носить защитный характер для психики людей.

Одним из средств избежать стресса является уход от стрессо-генной ситуации; его легко достигнуть путем отдыха. Под отдыхом понимается активная деятельность, которая исключает мысли о при­чинах стресса. Отдых предполагает переключение внимания на иные объекты, не имеющие никакого отношения к стрессу.

Поэтому в качестве противострессовых мероприятий полезно за­няться рыбалкой, плаванием, прогулкой по лесу, поделками (вяза­нием, рисованием, лепкой и др.) /19/.

Положительное воздействие на психику человека оказывает так­же релаксация. Она рассматривается как проявление противострес-


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

сорного механизма и способствует защите от стрессов. Релаксация позволяет восстановить внутреннее равновесие у человека.

Резюме

1. Авторитет, власть, полномочия, компетенция — важнейшие
факторы влияния руководителя на подчиненных.

2. Основное качество руководителя — умение общаться с персо­
налом.

3. Умение правильно распорядиться властью — свидетельство
профессионального умения руководителя.

4. Руководитель — лицо, ответственное за деятельность рабочих
групп.

5. Стили и методы руководства не являются синонимами.

6. В процессе общения руководителя с подчиненными имеет
место сложное взаимодействие между ними.

7. Конфликтные ситуации — сопутствующие явления в деятель­
ности любых групп внутри организации.

8. Чаще всего конфликтные ситуации переходят в конфликты.

9. Обязанностью руководителя является необходимость разре­
шать конфликты до конца.

 

10. Конфликты имеют разновидности: межролевой, межличност­
ный, внутренний (интрапсихический). '

11. Конфликты имеют как положительные, так и отрицательные
последствия.

12. Не существует универсальных способов разрешения конф­
ликтов.

13. Стрессы являются необходимым условием жизни людей.

14. Существуют разновидности стрессов: физический, психоло­
гический, информационный.

15. Как психологическое явление стресс поддается управляю­
щим воздействиям.

Ключевые слова

Авторитет — Влияние, основанное на занимаемом

положении, должности, статусе; право на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.


В. А. Розанс


Общение — Сложный процесс установления и раз|

вития контактов между людьми, по­рождаемый потребностями совместное деятельности и включающих в себя процесс обмена информацией, выра-, ботку единой стратегии взаимодействг и понимания человека человеком.

Лидер (формальный) — Лицо, наделенное властью, полномо­чиями, обязанностями, ответственнос-1 тью за деятельность людей, объединен-! ных в группы.

Ответственность тельное Полномочия Компетенция Конфликтная ситуация Конфликт

- Обязательство выполнить задание

и обеспечить его удовлетвори-] решение.

- Права и обязанности.
Круг полномочий.

Ситуация, которая может привести к конфликту.

Стресс Стрессор

Столкновение разнонаправленных це­лей, мотивов и т.п. субъектов взаимо­действия.

Состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Фактор, вызывающий стрессовое состояние.

Практическое задание

Решите, пожалуйста, возникшую ситуацию. Многие задачи ва­шего подразделения усложнились в связи с перепрофилированием всей фирмы. Ситуация возникла из-за того, что вас опередили кон­куренты и сбыт продукции резко упал.

Под угрозой оказалась конкурентоспособность вашей организа­ции. Генеральный управляющий после совещания с Советом ди­ректоров дал задание всем руководителем подразделений в сроч­ном порядке приступить к техническому перевооружению для выпуска нового ассортимента продукции.


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

Все руководители, как и персонал, приняли задание как необхо­димость. Но некоторые из руководителей среднего звена управле­ния и мастера стали нервничать. Так двое из них стали раздражи­тельными, у них " сдали нервы", они думали не столько о своей фирме, сколько о себе. Некоторые из сотрудников впали в " транс", у них пропало желание дальше работать.

Оцените, пожалуйста, эту тревожную ситуацию, если бы вы ока­зались:

а) руководителем подразделения;

б) исполнителем — членом рабочей группы.

Какие предложения по улучшению ситуации в фирме вы могли бы предложить?

Практическое задание

Вы — руководитель группы, ответственный за постановку такти­ческих целей в вашей фирме. Определите:

1. Три основные цели вашей работы с учетом действия челове­
ческого фактора:

а)___________________________________________________

б)___________________________________________________

в)

2. В чем состоит действие человеческого фактора и почему его
трудно учитывать? ____________________________________________

3. Что для вас, как руководителя, самое трудное в работе?

4. Как, с вашей точки зрения, оценивают вас как руководителя
президент фирмы?

5. Как к вам относятся ваши подчиненные?

6. Каковы ваши сильные стороны как руководителя?


В. А. Розанова!

7. Каковы ваши слабые стороны как руководителя?

Вопросы для усвоения

1. Что считается основным в деятельности менеджера?

2. Какие составляющие входят в профессиональное общение ру-'

ководителя с персоналом?

3. Что должен учитывать менеджер для правильного общения с|

персоналом?

4. Какие приемы являются наиболее важными для правильного!
мотивирования подчиненных?

5. Что такое " лидерство"?

6. Какие формы власти использует руководитель?

7. Что означает понятие " стиль руководства"?

8. Почему возникают конфликтные ситуации в управлении?

9. Что такое конфликт и когда он возникает?

 

10. Как нужно подходить к конфликтам?

11. Какими способами разрешаются конфликты?

12. Что такое " стресс"?

13. Каковы фазы развития стресса?

14. Какие виды стресса вам известны?

15. Чем отличается положительный стресс от отрицательного?

16. Каковы способы предупреждения и управления стрессом?

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что входит в содержание профессионального общения руково-'

дителя? Приведите примеры и обсудите их?

2. Чем отличается формальный лидер от неформального?

3. Что общего между ними? Приведите конкретные примеры.

4. Существуют ли оптимальные стили руководства? Если да, то
какие?


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

5. По каким критериям можно составить типологию руководителя?

6. Что такое " методы руководства"? Отличаются ли они от стилей

руководства?

7. Всегда ли конфликтная ситуация переходит в конфликт?

8. Как нужно разрешать конфликты?

9. Обязательно ли нужно " гасить" конфликт?

 

10. Какие вам известны виды конфликтов?

11. Может ли человек прожить без стрессов?

12. Каковы отличия положительного стресса от отрицательного?

13. Можно ли управлять конфликтами?

14. Можно ли управлять стрессами?

Литература

1. Гришина Н.В. Я и другие (общение в трудовом коллективе). — Л.: Ле-
низдат, 1990.

2. Ладанов ИД. Практический менеджмент. Ч. III. Управление персона­
лом. - М.: Ника, 1992.

3. Мелибруда Е. Я —ТЫ —МЫ / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.

4. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор / Пер. с англ. —
Минск: ТПЦ " Полифакт", 1992.

5. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих реше­
ний / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1984. •

6. Уразаева В.А. (Розанова B.A.J. Психология решения управленческих
задач. - М.: АНХ при СМ СССР, 1989.

7. Психологические тесты для деловых людей. — М.: АО " Бизнес-школа
" Интел-Синтез", 1994 (сост. Н.А. Литвинцева).

8. Ладанов И.Д., Уразаева В.А. (Розанова В.А.). Сборник психологичес­
ких тестов. - М.: АНХ при СМ СССР, 1989.

9. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный / Пер. с цольск. — М.:
Прогресс, 1973.

 

10. Пол Дизель М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организа­
ции / Пер. с англ. — М.: Фонд " За экономическую грамотность", 1993.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные груп­
пы: теория и практика / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.

12. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск:
Изд-во " Наука", Сибирское отделение, 1983.


В. А. Розанова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.