Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. мую работу. Такой субъект относится к своей деятельности как к по­денной работе, которая ему до смерти надоела /4/.






мую работу. Такой субъект относится к своей деятельности как к по­денной работе, которая ему до смерти надоела /4/.

В противоположность таким людям, Э. Шорстром приводит при­меры актуализации личности. Ярким примером такой личности он называет Авраама Линкольна. Когда первая попытка быть избран­ным в Конгресс потерпела неудачу, он сказал: " Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать мейя на заднем плане — ну что же, значит, так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу". А. Линкольн хорошо знал, что всякое соревнование неизбежно со­здает победителей и побежденных, но жизнь при этом продолжа­ется. Поэтому следует спокойно готовиться к следующей попытке победить /4/.

Манипулятор в противоположность актуализатору очень лю­бит управлять. Он является рабом этой своей потребности. Но здесь проявляется определенный парадокс: чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то /4/.

В каждом из людей, по свидетельству известного психолога Ф. Перл-за, есть два начала, которые он называет " собака сверху" и " собака снизу". " Собака сверху" выражается стремление командовать, подчи­нять, давить авторитетом.

" Собака снизу" — это пассивное начало, выражающее потреб­ность подчиняться, слушаться, соглашаться. Каждое из этих двух начал может проявляться манипулятивно или творчески /2/.

Э. Шостром пришел к выводу о том, что манипулятор — это многогранная личность с антагонистическими противоположностя­ми в душе, а актуализатор — многогранная личность с взаимодо­полняющими противоположностями /4/.

7~ I В качестве субъекта и объекта вос-
Межличностное

приятия может выступать не только от-

и межгрупповое г '

_.__________________ дельные личности, но также группа лю-
восприятие в общении „, _. rj s
___________________ деи. При этом возникают так называемые

групповые эквиваленты личности. Так, например, показателем группы может быть отрицательное отношение к представителям других групп j или выработанная в совместной деятельности система полярных'] категорий восприятия и оценки людей.

При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько ] возможных ситуаций:


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

а) когда одна личность воспринимает отдельную личность (я — он);

б) когда отдельный индивид воспринимает целую группу (я — они);

в) когда целая группа воспринимает отдельную личность (мы — он);

г) когда одна группа людей воспринимает другую группу (мы — они).
Представление человека о том, как воспринимают его другие

люди, в определенной степени определяет его поведение. Часто люди стремятся произвести определенное впечатление на окружа­ющих, что является источником и основой процесса взаимного по­знания людей /3/.

В процессе общения люди стараются понять содержание " мно­гоярусных" представлений, а это может приводить к плохому пони­манию между людьми. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному взаимопониманию.

Например, в практике возможно приписывание оценок и сужде­ний на свой счет, которые другие не выносили, а человек сам себе их внушал. Таким образом, человек может проецировать на вне­шний мир собственные сомнения и подозрения, которых в действи­тельности и не было /3/.

Образ своего " Я" и самооценка личности являются очень важ­ными психологическими факторами, лежащими в основе взаимоот­ношений между людьми. Самооценка включает мысли, оценки, суж­дения относительно самого себя, которые четко осознаются человеком.

Сюда же относятся и те оценки, которые выносит сам себе чело­век, но которые до конца им не осознаются, но волнуют его и бес­покоят /2/.

Поэтому некоторые элементы внутреннего " Я" не дают покоя че­ловеку, и он хочет избавиться от них. Вместе с тем, они становятся источником трудностей и проблем восприятия и понимания окружа­ющих людей, Чаще всего такими элементами становятся внутренние конфликты личности, которые нередко вызываются наличием у чело­века чувств, внутренне им не принимаемых, хотя они не всегда явля­ются отрицательными.

Нерешенные жизненные проблемы и внутренние конфликты зат­рудняют понимание людьми друг друга. В этом случае часто гово­рят: " Человек, отягощенный своими проблемами". В подобных ситу­ациях человек не в состоянии справиться с собственными


В. А. Розанова


проблемами и трудностями, к тому же, он не вполне ясно свое состояние, что серьезно сказывается на восприятии людей, с кото­рыми он общается.

В трудные моменты отношений между людьми особое значение приобретает " открытость", т.е. умение быть честным и естествен­ным в отношениях с другими. Открытость, как психологический феномен, непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего " Я" и принятия себя на личностном уровне.

Модель " Окно Джогарри"

В психологии известна интересная модель (" ОкноДжогарри"), позволяющая представить, что каждый человек является носителем четы-

рех пространств своей личности. Аббревиатура названия этой мо­дели составлена из имен ее авторов /2, 3/.

Данная модель позволяет определить т.н. " открытые" и " закры­тые" пространства личности. Ее можно представить в виде прямо­угольника, разделенного на четыре части вертикальной и горизон­тальной линией.

Размеры этих информационных пространств могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение данного человека: в начале установления контактов или когда они находятся в состоянии установления близких взаимоотношений /3/.

Открытые и закрытые " пространства" личности Модель " Окно Джогарри"

 

1. Открытая зона 2. Слепая зона
Открытое, т.е. известное для меня и для других людей Закрытое для меня, но открытое для других, т.е. неизвестное мне
3. Скрытая зона 4. Неизвестная зона
Открытое для меня, но за­крытое для других Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям

Углубление человеческих контактов приводит к увеличению раз­меров открытых и доступных познанию " пространств" и уменьше­нию закрытых и недоступных пониманию " пространств" личности.


Часть III . Глава 2.Деловое общение и управленческие конфликты  
Размеры " пространств" личностив начале общения с другим человеком
       
       
Размеры " пространств" в результате установления близких и подлинных взаимоотношений
       
       
         

Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.

Обратнаясвязь

Важнейшее значение в общении имеет " обратная связь" — т.е. информация, которая идет от нас к дру­гим людям и содержит реакцию на их поведение. Цель

обратной связи состоит в оказании помощи другим людям осозна-нать их поступки, как они влияют на наше поведение и состояние. Существуют правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения. Эти правила необходимо знать каждому руководителю. Правила общения (см. таблицу 1), а также правила реагирования на обратную связь (см. таблицу 2).

Таблица 1 Правила общения

1. В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не
личность, а особенности поведения вашего партнера.

2. Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях. На­
блюдения — это то, что вы видели и слышали, а заключения — это ваша
интерпретация, ваши оценки, суждения, основанные на фактах. Не сле­
дует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную
реальность.»


В. А. Розанова

3. Не следует высказываться в форме оценок. Если же вы высказыва­
ете некоторые оценки, пользуйтесь простыми категориями: добра и зла,
правильности и неправильности, приятности и неприятности и т.п. Оцен­
ки такого рода основываются на вашей системе ценностей. Оценки не
способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.

4. В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить вни­
мание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого.

5. Следует давать как можно меньше советов. Лучше высказывать свои
наблюдения, как бы делясь мыслями и информацией с партнерами.

6. Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности
партнера по общению, на которые нет возможности повлиять.

7. Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать под­
ходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи.

Таблица 2 Правила реагирования на " обратную связь"

1. Следует внимательно слушать партнера по общению, чтобы пра­
вильно понять, что вам хотят сказать.

2. Чтобы лучше понять, что вам говорят, полезно пересказывать ус­
лышанное. Это поможет избегать приписывания того, что не говорилось
в ваш адрес. Обмен обратной связью связан со сложными эмоциональны­
ми переживаниями и включает системы психологической защиты.

3. Обратная связь содержит субъективное представление о вас конк­
ретной личности, а не то, что вы в действительности представляете из
себя. Эти представления не являются полными и окончательными.

4. Цель обратной связи заключается в том, чтобы улучшить отноше­
ния и взаимопонимание между партнерами, а не изменить в обязательном
порядке поведение /17, 19/.


2.2. Профессиональное общение руководителя

Наличие деловых и профессиональных навыков общения руко­водителя с персоналом является основой его эффективной деятель­ности.

Профессиональное общение руководи-

профессионального общения руководителя

Составляющие теки зависит от нескольких переменных:

а) от установок и ценностей руково-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.