Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни развития психики






Возникновение и развитие психики человека является одной из самых
сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями,
стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического
направления объясняют возникновение психики длительным развитием
материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно
прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии
движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся
неорганическая и органическая природа. Стадии и уровни развития психики представлены в таблице 1.

Таблица 1.Периодизация эволюционного развития психики

(А.Н. Леонтьев -К.Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1.Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. жесткие врожденные программы поведения - инстинкты.   А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно - исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разнымиметодами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей.   А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

 

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов.

В психике человека также выделяют несколько уровней, отличающиеся друг от друга по степени ясности и осознанности своего содержания: ясное сознание и неосознаваемые процессы - бессознательное, подсознательное и надсознательное:

бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным - это инстинкты, отдельные впечатления малой интенсивности или некоторые, неприятные нам представления. Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание – это обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – навыки, привычки, установки, влечения;

надсознательное (интуиция) – те процессы, которые не познаются человеком в момент интуитивного мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда и мгновенно (Менделеев)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.