Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример кривой дополнения






Перечислены те же 9 качеств, что и в основной таблице.

Для каждого человека можно нарисовать кривую дополнения. Она заходит то на сторону М, то на сторону W, у мужчин больше на сторону М, у женщин – на сторону W. Если сопоставить две такие кривые, одну для мужчины, другую для женщины, то при хорошем взаимном дополнении они будут зеркальными, а при плохом – параллельными. Таблицы воспроизводят счастливый брак Шиллера и несчастливый Фридриха Великого.

Б. Шульце-Наумбург рассчитал проценты взаимного дополнения: 80-100% хорошее дополнение, 60-80% достаточное, 50-60% – сомнительное, менее 50% – недостаточное. Браки при дополнении менее 50% распадаются или несчастны.

Б. Шульце-Наумбург приводит и исключительные случаи, на которые не распространяются общие правила. Бывают и кажущиеся дополнения. Мне известны и прочные браки, при которых совпадение не обнаруживалось. Но в таких случаях обе кривые показывают, что оба человека терпеливы, созерцательны, самоотверженны и участливы, при этом их характеры отличаются цельностью. Оба они умеют приспосабливаться. Такие прочные браки основываются не на взаимном дополнении, а на способности обоих супругов приспосабливаться. Но только взаимное дополнение может вызвать ту напряженность направленных на другого человека чувств, которая называется «счастьем» в браке.

Б. Шульце-Наумбург проверил свою методику на известных из истории браках, счастливых и несчастных, и на разводах, а также на браках ныне живущих людей.

Как избежать браков между людьми,

не дополняющими друг друга

Таким образом, нам предлагается метод оценки перспектив брака. Я сомневаюсь, что он увеличит число счастливых браков, потому что вряд ли найдется много людей, которые накануне свадьбы будут вычерчивать кривые. Но я думаю, что с помощью этого метода можно избежать многих несчастных браков. Число разводов можно уменьшить не с помощью законов, а предотвращая такие браки, в которых отсутствует взаимное дополнение. Тот, кто не доверяет своим чувствам, кто сомневается в своих инстинктах, может прибегнуть к методу Б. Шульце-Наумбурга. Сопоставление двух почерков при отсутствии взаимного дополнения позволяет выявить такие пары, брак которых связан с риском. По почерку можно также приблизительно определить непригодность человека к браку. Тогда влюбленным придется обратить внимание на такие черты друг друга, которые они раньше из-за своей влюбленности не замечали.

Действие среды усиливается при неполном взаимном дополнении. Ее благоприятное влияние может укрепить брак, неблагоприятное – разрушить.

Итак, взаимодополняющие противоположности важней, чем сходства. Они тем более нужны для счастливого брака, чем больше своеобразны вступающие в брак люди. Поэтому людям альпийской расы, как правило, гораздо легче найти себе пару, чем людям нордической расы. Кривые взаимного дополнения у нордических людей имеют более прихотливые формы, чем менее определенные кривые альпийских людей, для которых легче найти зеркальные соответствия.

 

Взаимное дополнение

и одинаковый уровень

В целом противоположные черты в счастливом браке выделяются на фоне общих черт. До знакомства с методом Б.Шульце-Наумбурга я в своих лекциях о выборе супружеских пар называл такие условия счастливого брака: одинаковые или сходные жизненные ориентиры и цели, одинаковые или сходные вкусы и привычки, но методы достижения названных целей должны быть разными и взаимно дополняющими друг друга. Для настоящего взаимного дополнения необходим и примерно одинаковый уровень духовного развития. Не следует вступать в брак с человеком ниже себя.

Дух дома в гораздо большей мере определяется женщиной, чем мужчиной. Поэтому важно пробудить в немецком народе сознание того значения, которое имеет хозяйка дома. Эту задачу решить нелегко, потому что в жизнь немецкого народа с середины XIX века внедрилось много пролетарских ценностей. Пролетарское мышление всегда противилось признанию индивидуального идеала, а знало только общечеловеческий. Этот путь не ведет к признанию идеала хозяйки дома.

 

Идеал способного, благородного
и красивого человека

 

Задача преподавания, поэзии

и изобразительного искусства

В деле воспитания немецкой молодежи нужно сделать еще многое, чтобы усилить здоровые избирательные инстинкты и сделать более острым взгляд. Подготовку к правильному выбору супружеской пары можно начинать уже в школе с целью пробуждения соответствующих инстинктов, только ни в коем случае не делать из этого «предмет», что скорее усыпляет, чем пробуждает. Эту подготовку нужно начинать еще в возрасте неопределенных желаний, задолго до того, как придет время делать выбор. Идеал сильного, благородного и красивого человека нужно внедрять своевременно, чтобы наследственно ценный человек не мог влюбиться в больного и некрасивого – можно сочувствовать такому человеку, уважать его как личность, но не вступать с ним в брак.

Для воспитания этого идеала многое могут сделать поэзия и изобразительное искусство – только не по заказу, даже при благих намерениях. Великое искусство всегда возникало из полноты внутренней жизни художника, а не по заказу.

 

Образы девушек и женщин

в произведениях Шекспира

Идеалами, одновременно привлекательными и возвышающими и к тому же близкими народу германского происхождения, могут служить образы девушек и женщин в произведениях Шекспира. Создать такие же мужские идеалы могла бы женщина. На эту тему я прочел в 1937 г. доклад в Шекспировском обществе.

Созданные Шекспиром образы девушек и женщин привлекают не только умы, но и сердца юношей. Я имею в виду такие образы, как Розалинда в «Как вам это понравится», Порция в «Венецианском купце», Оливия в «Что вам угодно» и Корделия в «Короле Лире», отражающие разные этапы душевного развития. Джульетта – образ, не типично шекспировский.

Особенно Порция из «Венецианского купца» со своим сочетанием застенчивости, силы чувства, ясного ума и уверенности госпожи может считаться идеалом в германском смысле. Такова же Оливия, настоящая леди по своим задаткам, еще не осознанным, но уже дающим себя знать даже в полуразвитом состоянии – сугубо германская черта. Себастьян удивляется, как Оливия управляется с грубыми парнями в своем доме, кузеном Тобиасом и его компанией, причем не корча из себя госпожу (корчить из себя господина или госпожу – совершенно не германская черта). У Корделии эти черты принимают форму суровой правдивости и непоколебимого великодушия.

Диапазон женских образов у Шекспира и их характерных черт очень широк, от простой веселости «Виндзорских проказниц» до спокойного величия Виргилии, жены Кориолана, и героической суровости Волумнии, матери Кориолана. И такие образы как жена короля в «Ричарде II» и Гермиона в «Зимней сказке» могут считаться идеальными, но прежде всего это Порция, жена Брута в «Юлии Цезаре», совершенное воплощение нордического возвышенного стоицизма.

Я понимаю, что эти образы для многих мужчин не являются наилучшим дополнением, но в целом женские образы Шекспира большей частью соответствуют тому идеалу, которым должны руководствоваться при выборе жен германские мужчины.

Идеальные образы можно, конечно, найти также в исландских сагах и в немецкой поэзии, но широким слоям немецкого народа более доступны сценические образы. К тому же ни у одного из поэтов нет таких ярких женских образов, как у Шекспира.

Здоровое отношение Шекспира к сексу

Шекспировед Херфорд так характеризует шекспировское отношение к любви: «Насколько мы можем судить, Шекспир, в отличие от многих современных авторов, не рассматривал секс как ключ к человеческой жизни или как нечто, на чем зиждется Вселенная. Но если мы зададим себе вопрос, кто из поэтов соединил в равной мере соответствующее действительности изображение любви с оценкой открываемых ею возможностей, то место Шекспира среди величайших поэтов любви бесспорно».

Поэзия Шекспира пронизана духом «великого здоровья» (Ницше). И это «великое здоровье» чувствуется и в его описаниях любви. Как отмечает Херфорд, любовь героев Шекспира это не болезненная страсть, а здоровое и естественное всеобъемлющее чувство. Тема ссор и распада брака Шекспира не привлекала, в отличие от многих позднейших авторов.

Такими, как у Шекспира, мы и должны представлять себе любовные чувства в германском мире, еще не испорченном учением, отрывающим душу от тела, тем противопоставлением «духа» и «плоти» в пуританском исполнении, которое как раз и убило «добрую, старую Англию» Шекспира.

Шекспир, как и любой великий германский художник, дает немецкой молодежи наглядные идеалы, которые говорят молодой душе больше, чем рассудочные правила. Однако следует помнить, что идеал, даже если он своевременно внушен, редко указывает человеку, кого ему любить, но чаще – кого исключить из круга своего выбора. Редко человек ясно осознает, кого ему любить, но кого ему не надо любить, он должен понимать лучше.

 

Люди, которые не должны
вступать в брак

 

Те люди, которые не должны вступать в брак, это одновременно и те, с кем не следует вступать в брак. Но я сначала хочу рассказать о тех людях, которые сами должны придти к пониманию того, что им не следует вступать в брак. И в этом разделе речь пойдет о фенотипах, а не об идиотипах, т.е. больше о возможной или сомнительной удачности брака, чем о вероятных наследственных чертах потомства от этого брака.

 

Венерические больные

Венерические больные не должны вступать в брак, пока не излечатся. Такие браки запрещены сегодня законом в большинстве европейских стран.

Эти запреты соответствуют требованиям евгеники. Но из-за таких явлений, как передача сифилиса от матери будущему ребенку, нужно уточнять, произошло ли только заражение болезнью или она наследственная. Венерические болезни могут нанести ущерб наследственности. Они могут сделать человека бесплодным. Люди, собирающиеся вступить в брак, должны обмениваться свидетельствами о состоянии здоровья.

 

Люди с гомосексуальными

наклонностями

Люди с такими наклонностями не должны вступать в брак, если речь не идет об отклонениях, которые встречаются у многих подростков, но потом исчезают. Иногда близкие люди убеждают таких людей вступать в брак, ошибочно полагая, что брак их исцелит. Таким людям следует ограничиваться узким кругом себе подобных. Наказывать их нужно не за их извращения, а только за совращение молодежи, здоровых молодых людей в том возрасте, когда их сексуальные чувства еще не сформировались. Даже непродолжительные противоестественные связи в этом возрасте могут сделать молодого человека неизлечимым на всю жизнь. Это погубило многих наследственно ценных молодых людей, как юношей, так и девушек. Поэтому совращение несовершеннолетних должно рассматриваться как нанесение вреда генофонду народа и караться особенно строго.

Известный еврейский исследователь сексуальных проблем Магнус Хиршфельд, один из самых рьяных сторонников свободы гомосексуализма, утверждает, что 45% взрослых мужчин-гомосексуалистов испытывают извращенное влечение к молодым людям в возрасте от 14 до 21 года. То же самое характерно и для лесбиянок. Таким образом, угроза здоровым молодым людям велика, и закон должен ее предотвратить. Но такие законы нелегко сформулировать и применить, потому что молодые плуты и плутовки могут использовать эти законы для шантажа людей, которые их якобы соблазнили. М. Хиршфельд называет «преследование» гомосексуалистов «позорным пятном нашей культуры». Преследовать их за сам их недуг, может, и не надо, но карать за совращение надо строго. И нужно закрыть доступ к официальным должностям.

Гомосексуалисты не должны вступать в браки, потому что браки с ними будут несчастными и потому что это извращение может передаваться по наследству. Его происхождение нелегко проследить, потому что в одних случаях оно вызывается одним, в других – другим сочетанием задатков. Люди с гомосексуальными наклонностями часто происходят из семей, в которых уже встречались такие люди или немужественные мужчины и неженственные женщины. Т. Ланг и И. Дейссен убеждены в наследственной обусловленности настоящего гомосексуализма. Я не уверен, что эту наследственность можно объяснить с помощью «качественной теории» Р. Гольдшмидта. М. Хиршфельд полагает, что в немецком народе около 2% гомосексуалистов, среди рабочих – около 4%, среди студентов – около 6%. Х. Эллмс насчитывает в Англии тоже 2%, среди образованного среднего класса – 5% гомосексуалистов и 10% лесбиянок.

 

Те, кто ищет в браке средство исцеления

Не должны вступать в брак люди, которые воображают, будто брак исцелит тот или иной их недуг. Это относится не только к гомосексуалистам, но и к тем, которые сами питают такие надежды или которым подобные рекомендации дают близкие. На это часто надеются родные молодых девушек с отягченной наследственностью. Они воображают, будто брак излечит такую девушку от ее плохих настроений, припадков или душевных болезней, от которых страдают и она сама, и ее окружение. Но брак в таких случаях обычно показывает, что эти надежды были иллюзиями. Такого мнения и швейцарский психолог П. Хеберлин, автор книги «О браке» (1929).


Люди с расстроенными или грубыми

сексуальными чувствами

Одинокими должны оставаться и описанные мною люди, склонные к платоническому обожанию высших людей иного пола и к сексуальным связям с низшими. Это раздвоение скорее можно преодолеть в браке с тем, кто ниже, чем с тем, кто выше, но счастливым этот брак все равно не будет.

Холостыми должны оставаться мужчины, которые способны видеть в женщине только существо другого пола. Развитые женщины ощущают это и чувствуют себя униженными. Брак быстро распадается.

 

Женщины, лишенные материнских инстинктов

Таким женщинам лучше оставаться одинокими. Часто они имеют еще один недостаток: плохо умеют приспосабливаться. Они непригодны для семейной жизни, хотя могут быть способными и ценными как индивидуальности. Брак здорового и мужественного мужчины с такой женщиной обычно несчастен. Муж подобной женщины должен быть уступчив, равнодушен, бесцветен или туп. Эти женщины – плохие матери, их дети от этого душевно страдают. Ценности брака и семьи остаются для них скрытыми, их собственный выбор супружеской пары может быть неверным из-за плохого влияния.

 

Духовные бродяги

Одинокими должны оставаться люди, часто творческие личности, которых называют «духовными бродягами», люди беспокойные и склонные к авантюрам, начиная от людей типа лорда Байрона и кончая лишенными корней людьми обоих полов, которым «везде плохо», но которые обычно предъявляют завышенные претензии к среде, исходя из своих действительных или мнимых талантов. Такие люди созданы для «свободной любви». Брак с ними можно сохранить только при необыкновенном терпении и уступчивости. Многие люди этого типа психопаты или близки к психопатии, так что их размножение нежелательно.

 

Кабинетные ученые, исправители мира, лутаники

Одинокими должны оставаться и покрытые книжной пылью кабинетные ученые, изобретатели «систем» мышления или технических и экономических методов, а также либо нелюдимые, либо непрерывно воодушевлено болтающие исправители мира, которые при этом часто вносят хаос в свое ближайшее окружение. Среди них много упрямых одиночек, которых не излечить никаким браком. Одинокими должны оставаться люди, у которых ум зашел за разум, которые всюду выискивают «проблемы», причем ставят вопросы и ответы с ног на голову и поэтому все оценивают искаженно. От таких людей, большей частью мужчин, лучше держаться подальше – для брака они не годятся. Среди них встречаются ранее богатые, но потом обедневшие люди, истратившие свое состояние на «дело своей жизни». Таким мужчинам можно сочувствовать, но ни одна девушка не должна выходить за них замуж.

 

Истеричные и невыносимые люди

Понимать свою непригодность для брака должны также многие истерики и истерички. Есть разные определения термина «истерия». Я имею в виду, кроме расхожего представления о явлениях истерии, не приспособленных к жизни людей, которых сравнительно безобидные события выводят из равновесия, они теряются и требуют от окружающих «понимания» вместо того, чтобы самим решить свои проблемы.

Люди, которые сами знают, что они невыносимы (к ним относятся и многие «шизоиды»), которые со всеми конфликтуют и которым кажется, что к ним плохо относятся, не должны воображать, будто в браке они обретут мир и спокойствие. Они должны понять, что причина их бед не вовне, а в них самих.

 


Сверх-утонченные

и сверх-чувствительные люди

Одинокими должны оставаться и многие сверх-утонченные люди, «эстеты», которые все хотели бы растворить в «духе» и «красоте», которые чувствуют себя более одухотворенными, чем другие люди, и испытывают отвращение к повседневному быту. Обычно у таких людей отсутствует чувство юмора. Это слабые люди, убегающие от жизни. Обычно их легко убедить, что брак им противопоказан. Бьерре рекомендует таким людям, особенно женщинам, создавать нечто вроде мирских монастырей. Такая искусственная среда будет лучше всего соответствовать их характеру.

Если такие люди обладают творческим талантом, что бывает нередко, желательно, чтобы приспособленный к жизни и способный к самопожертвованию человек другого пола вступил в брак с таким человеком, чтобы сохранить для народа наследственный талант. Ради этого можно мириться и с рядом связанных с талантом наследственных недостатков. Но необходимо и соблюдать осторожность. Можно ли было ожидать полноценного потомства, например, от Гёльдерлина, который потом сошел с ума, даже если бы он нашел себе здоровую жену? Гёльдерлин еще был вежливым и спокойным человеком, а многие люди этого типа – расчетливые эгоисты, для которых «дух» – дымовая завеса их подлинных намерений.

 

Наследственно неполноценные люди

Такие люди должны либо оставаться одинокими, либо вступать в брак только с такими же, как они, и не иметь детей. Они могут усыновить или удочерить полноценного ребенка.

Я не буду здесь перечислять наследственные болезни, препятствующие вступлению в брак. Здесь проблема выбора рассматривается с точки зрения отдельного человека и перспектив счастливого брака.

Люди, у которых есть небольшие наследственные недостатки, не должны из-за этого считать себя наследственно непол-ноценными. А то может получиться так, что умные и совестливые люди, наиболее способные понять последствия нежелательного для народа размножения, откажутся от потомства, а менее умные и совестливые паразиты, рассчитывающие на помощь государства, беззаботно поженятся и заведут детей.

 

Люди, к которым нужно относиться
с осторожностью, и люди, с которыми
не следует вступать в брак

 

Теперь я хотел бы продолжить рассмотрение вопроса о желательных и нежелательных браках с другой стороны: с кем не следует вступать в брак? Я начну со случаев, которые не совсем безнадежны, но при которых рекомендуется соблюдать осторожность.

 

Венерические заболевания, рахит, диабет,

тяжелые нарушения обмена веществ

Вступать в брак с венериками можно только после их излечения, убедившись, не повлияла ли болезнь на наследственность и не повлекла ли за собой бесплодие. Осторожность следует проявлять и в отношении многих других больных, болезни которых можно считать признаком сомнительной наследственности, а также людей, которые в детстве болели рахитом, потому что 1) возможна наследственная предрасположенность к этой болезни и 2) у женщин в результате перенесенного рахита может быть очень узкий таз, что делает трудными или даже невозможными роды. Предрасположенность в диабету также передается по наследству. Диабет, как и ряд других тяжелых нарушений обмена веществ, вроде ожирения, часто вызывает бесплодие. Согласно оценкам, примерно 50% диабетиков бесплодны.

Феминистки

Мужчины должны быть осторожны в отношении тех женщин, которые склонны делать упор на «женских правах». В таких случаях всегда надо проверять, что это: молодое упрямство, проходящее с возрастом, увлеченность идеями борьбы и соревнования между полами или постоянная черта характера. Подчеркнутый феминизм во многих случаях выражает неуживчивость и психические отклонения, качества, для выражения которых их обладательница может найти и иные обоснования кроме женского вопроса. Когда налицо такие качества, и женщина к тому же приводит причины, по которым она пренебрегает хозяйством и другими женскими делами, то жениться на ней может только спокойный, самоотверженный, покладистый и молчаливый мужчина, всем прочим следует держаться от нее подальше. В этих случаях важны не феминистские взгляды, а их психическая подоплека и способ их выражения.

Неженственные женщины

К таким женщинам мужчины тоже должны подходить с осторожностью. При этом следует помнить, что есть качества, которые у мужчин незаметны, а у женщин неприятны. В. Риль пишет об этом: «Пренебрежение моралью, которое у мужчины может сойти за оригинальность, у женщины будет воспринято как неженская черта». Оригинальные женщины или женщины, сознательно бунтующие против морали, притом не только в молодости, могут быть интересными как личности, но в жены они, как правило, не годятся.

Эгоцентричные люди

Эгоцентризм у людей обоих полов должен настораживать, если он слишком сильно выражен. Люди, у которых он проявляется слабей, кажутся привлекательными неэгоцентричным людям, и такие браки обычно бывают счастливыми. Опасаться нужно только чрезмерного эгоцентризма. Эгоцентристы все соотносят с собственной персоной. Их следует отличать от эгоистов. Эгоцентризм не означает черствость по отношению к другим людям. Многие выдающиеся люди были эгоцентристами. У неэгоцентричного человека события его жизни не вызывают такой душевной напряженности. Но чрезмерный эгоцентризм может поставить брак под угрозу: он требует от другого человека участия, самоотверженности, хладнокровия и веселого нрава.

Многие эгоцентристы стремятся к браку, потому что надеются найти человека, который их поймет, с которым можно обсуждать свои переживания и планы и смотреться в него как в зеркало. Многие эгоцентристы ищут людей, которые почитали бы их, даже молились бы на них. Такие люди могут быть очень утонченными и тоже укрываться плащом «духа». Душевные потребности таких людей могут быть очень велики, но это может быть и пустая декламация. Перед тем, как вступать в брак с такими людьми, нужно проверить степень взаимного дополнения.

Некоторые художники и художницы

Многие из них бывают ярко выраженными эгоцентристами, но умеют маскировать свой эгоцентризм и «во имя искусства» становятся семейными тиранами. На публике они проявляют свои блестящие свойства, а в семье – свою раздражительность. Их тяготит «бремя повседневности».

С особым риском связан брак между двумя художниками. В таком браке скапливается слишком много искусства, слишком много своеволия и раздражительности, слишком много, мягко говоря, «темперамента». Доходит до того, что супруги бросают друг другу в лицо кисточки, дерутся смычками или жена ругает романы, написанные мужем, а он – написанные ею. Несмотря на это «горячая страсть» может сохраняться долго после медового месяца.

Особенно опасны браки между двумя музыкантами. Музыка часто служит сводницей и соединяет в браке людей, не подходящих друг другу. В вызванных музыкой настроениях часто расплываются своеобразие и границы своей и чужой сути. Слова о том, что одинаковые интересы – недостаточная основа для брака, в особой мере относятся к музыке.

Художникам и художницам лучше всего вступать в брак с великодушными людьми, очень терпеливыми и с коммерческой жилкой, по крайней мере тем, которые сами не отличаются спокойствием и снисходительностью. Ансельм Фейербах сказал: «Для брака художника требуется много любви, много понимания, много терпения и очень много денег. Мелкие заботы – смерть художественного творчества». При этом менее значительные художники и художницы обычно и менее пригодны для брака, они более претенциозны и раздражительны. Большие художники более пригодны для брака, но и браки с ними редко бывают счастливыми. Если они действительно великие творцы, то уместно вспомнить слова того же А. Фейербаха: «Искусство – строгая возлюбленная, всегда стоящая на пути земной любви, какая женщина сможет это понять и стерпеть?»

Сказанное о художниках относится и ко многим ученым, особенно тем, кто занимается философией. Есть ученые и философы, которые объясняют свою недостаточную любовь к ближним влиянием далеких звезд или «априорными» причинами.

Многие художники и художницы, особенно второстепенные, принадлежат к ранее описанному типу сексуально раздвоенных людей с духовным устремлением ввысь и сексуальным влечением к низшим. Женщина, которая не может этого понять и простить и не хочет пожертвовать собой ради «искусства», должна воздержаться от брака с таким человеком, тем более что во многих подобных случаях жертва себя не оправдывает. Как часто мы видим жен «художников», соблазненных блеском «великого имени» на трагический для них брак, женщин, которые в другом браке были бы счастливы и могли бы иметь лучших детей.

Многие художники, особенно второстепенные, более пригодны для свободной любви, чем для брака, в отличие от действительно великих художников.

В романе Бальзака «Кузина Бетт» одна женщина дает хороший совет, к которому молодым девушкам следовало бы прислушаться: «Мы, женщины, должны почитать умных мужчин, но выходить за них замуж было бы ошибкой. Ими нужно восхищаться, как в театре, но жить с ними? – никогда, фу! Это все равно, что ползать в оперном театре по полу, вместо того, чтобы оставаться в ложе и наслаждаться оттуда прекрасной иллюзией». Сказано жестоко, если понимать под умными мужчинами действительно великих людей, но метко, если имеются в виду те многочисленные однодневки, которые часто заставляют больше говорить о себе, чем действительно великие люди. Но в состоянии влюбленности многие женщины и мужчины не могут отличить однодневку от великого человека.

 

Мужчины, которые быстро делают карьеру

Женщины должны опасаться мужчин, которые быстро богатеют и быстро достигают высоких постов, а также сыновей таких мужчин. Постепенное возвышение семьи обычно является признаком наследственных талантов и умения правильно выбирать супружескую пару. Быстрый взлет отдельной личности может быть следствием ее сомнительных качеств: карьеризма, умения спекулировать, интриганства, лицемерия, пронырливости, беспощадности к конкурентам и т.п. К нуворишам и прочим выскочкам, а также к их детям всегда следует относиться с недоверием, хотя случается, что быстро делают карьеру и достойные люди.

 

Неполноценные и антиобщественные элементы,

люди с заразными болезнями

Я перехожу теперь к таким бракам, от которых в любом случае следует предостерегать.

Каждый умный человек понимает, что нельзя вступать в брак с лентяями, пьяницами, бродягами, преступниками и другими никчемными или асоциальными людьми, а также с грубиянами и слабовольными. Нельзя также вступать в брак с ярко выраженными эгоистами и зазнайками. Люди, которые на всех и на все смотрят свысока, особенно такие, которые презирают другой пол, это обычно духовные уроды, которым нужно чем-то выделиться на общем фоне.

Нельзя также вступать в брак с людьми, больными туберкулезом, и людьми, родители, братья или сестры которых болели туберкулезом, потому что эта болезнь заразна и передается по наследству. В неблагоприятных условиях туберкулезом может заболеть и человек из здоровой семьи. После того, как он вылечится, он может вступать в брак.

 

Чрезмерно замкнутые, чопорные и тяжелые люди

Нельзя вступать в брак с людьми, у которых сильно выражены черты, которые Э. Кречмер называет шизотимными или шизоидными: людьми, чрезмерно замкнутыми, чопорными, необщительными, людьми с тяжелым характером, которых раздражает все, что других не трогает, людьми, поведение которых кажется окружающим «неестественным», людьми слабодушными, бесцветными, скучными, вялыми, не радующимися жизни. Такие люди часто бывают импотентами. Вообще нужно относиться с подозрением ко всем чудакам и чудачкам.

При этом следует помнить, что у многих молодых людей описанные черты могут проявляться только в переходном возрасте. Наше предостережение относится к лицам обоих полов в возрасте 25-30 лет.

К шизотимной группе относятся и многие «прирожденные» холостяки и старые девы. В многих случаях они просто боятся брака. Характерным примером этого может служить биография Грильпарцера.

Гесиоду казались одинаково рискованными и вступление в брак, и холостая жизнь. Сократ ответил молодому человеку, который спросил, жениться ему или нет: «Делай, как хочешь, все равно потом будешь жалеть». Но даже те, кто смотрит на брак и семейную жизнь с таким подозрением, должны согласиться, что жалеют о своем браке, как правило, те, кто сделал неправильный выбор, те же, кто не вступил своевременно в брак, будут жалеть об этом еще больше. Граф Кейзерлинг тоже говорит, что даже несчастный брак лучше пустого самодовольства многих холостяков. Поэтому многие холостяки, которые не отказываются от внебрачных связей, это люди со скудной наследственностью. Но есть и в самом деле прирожденные холостяки и старые девы. Их можно распознать уже к 25 годам. Среди них есть и разновидности шизотимного или шизоидного типов Кречмера. Для брака они не годятся.

Некоторые из этих прирожденных холостяков терзаются опасениями, когда перед ними начинает маячить перспектива брака. Сама по себе осторожность в этих случаях полезна, но она не должна переходить в страх – это уже болезненное явление, признак эмоционального уродства. Такие люди тоже не годятся для брака.

Люди, которые считают себя непонятыми,

духовно и душевно больные

Нельзя вступать в брак с такими людьми, которые вскоре после знакомства дают понять, что они «страдают». Особенно часто встречаются женщины, которые ходят с рассчитанным на внешний эффект выражением немого страдания на лице. К этому типу относятся и многие «непонятые» обоих полов. Но и в данном случае следует помнить, что это может быть явлением переходного возраста. С теми, кто сохраняет эти черты и в зрелом возрасте, вступать в брак могут только очень добродушные люди.

Многие из таких людей – больные или склоны к психическим заболеваниям, которые не только разрушают браки, но и передаются по наследству. Это либо шизоиды, близкие к психической болезни, либо истерики, негодные для брака. Напрасны надежды, что брак может исцелить таких людей. Знакомство с их генеалогией позволяет обнаружить наследственные заболевания вроде шизофрении.

Браки с подобными людьми тем более опасны, что, согласно Хюбнеру, среди людей с легкими формами слабоумия, гипомании (легкой формы мании с внезапными подъемами настроения и приступами деятельности), истерии и шизофрении есть много таких, которые строят брачные планы, охотятся за девицами с богатым приданным, часто руководствуясь холодным расчетом. Таких людей следует избегать. Брак с ними будет несчастливым, а их потомство – нездоровым.

Прожектеры и мошенники

Среди описанных Кречмером циклоидов, т.е. людей, склонных к маниакально-депрессивному психозу, нужно отметить таких, которые уже в годы развития проявляют склонность ко лжи, интригам и воровству. Со временем это может пройти. Но каждому, кто намерен вступить в брак, желательно знать о юношеских годах того, с кем он вступает в брак, и сделать свои выводы. Некоторые психические заболевания проявляются в годы развития в чертах, которые семья данного человека потом забывает или умышленно предает забвению, а вспоминает о них лишь потом, когда этот человек психически заболеет, а его брак развалится.

Среди тех, кому грозит маниакально-депрессивный психоз, есть нестойкие, неработоспособные люди, которые в приподнятом настроении строят планы, а потом энергично проводят их в жизнь, порой тратя на них больше денег, чем им позволяют средства. Часто такие люди спешат вступить в брак, причем семья, в которую они хотят войти, во многих случаях принимает их за предприимчивых и перспективных людей. Их болезненные черты могут превратиться в авантюризм и мошенничество, но те, кому чужда их сфера деятельности, этого не чувствуют, наоборот, питают надежды на их коммерческие, научные или творческие успехи, надежды, которые рано или поздно оказываются иллюзиями.

Слабоумные девицы

Совет не жениться на слабоумных девицах может показаться само собой разумеющимся, но многие замкнутые и добродушные мужчины любят глуповатых девиц. Они принимают эту глуповатость за присущую, по их мнению, женщинам ограниченность. Если глуповатая девушка к тому же нежна и прелестна, она привлекает многих мужчин, а женский ум, особенно при отсутствии ярко выраженных женских черт, их, наоборот, отталкивает. Для части мужчин женская глупость привлекательна, ею объясняются и многие ласкательные имена, которые мужчины дают женщинам. Например, «куколка» это женщина, огра-ниченность которой мужчину не раздражает, по крайней мере, сначала и если она сочетается с веселой послушностью. Но ограниченность может быть и легкой формой слабоумия.

Девушек и женщин предупреждать от брака со слабоумными мужчинами не нужно, поскольку они, как уже говорилось, реже, чем мужчины, вступают в брак с людьми ниже себя. Слабоумные мужчины порой вступают в брак, если они из богатой семьи, в противном случае они остаются холостыми или женятся на таких же слабоумных девицах. Против таких браков нет возражений, если предварительно произведена стерилизация. Желательно только, чтобы ответственные за это врачи не боялись видеть в повышенной степени глупости признак слабоумия.

 

Часть 2. Выбор супружеской пары для получения
здорового потомства

 

Применение учения
о наследственности в целях отбора

 

До сих пор говорилось о том, на какие человеческие черты следует обращать особое внимание, чтобы брак был счастливым. Теперь я хотел бы рассказать о том, как ориентировать выбор супружеской пары на улучшение наследственности.

Сначала следует назвать изученные болезни и наследственные недостатки, дальнейшей передачи которых по наследству нужно по возможности избегать. Но это был бы очень длинный перечень, особенно если к нему добавить еще и описание способа передачи по наследству. Поэтому я сошлюсь лишь на основную литературу:

Гротьян. «Гигиена человеческого размножения». 1926.

Барон фон Фершюр. «Наследственная патология». 1934.

Баур-Фишер-Ленц. «Учение о человеческой наследственности и расовая гигиена».

Макс Фишер. «Наследственность психических заболеваний». 1931.

Эрнст Рюдин. «Учение о наследственности и расовая гигиена в национальном государстве. Сборник статей разных авторов». 1934.

Иоганнес Шоттки. «Брак и болезни». 1940.

Закон о здоровом браке от октября 1935 г. запрещает вступление в брак людям, страдающим каким-либо из перечисленных в этом законе тяжелых наследственных заболеваний. Но речь в нем идет лишь о явно больных людях, а не о внешне кажущихся здоровыми носителях наследственных заболеваний.

 

Как избежать брака с наследственно неполноценными людьми

 

При выборе супружеской пары следует избегать не только людей, о наследственной неполноценности которых говорит уже их внешность, но в определенных случаях также их братьев и сестер, которые внешне кажутся здоровыми. Это, например, братья и сестры слабоумных, братья, сестры и дети эпилептиков, шизофреников и лиц, страдающих маниакально-депрессивным психозом. Избегать нужно также психопатов всех типов, истериков, кретинов, слепых и глухих от рождения (но не тех, кто стал слепым или глухим из-за заразной болезни или несчастного случая). Внешне здоровые братья, сестры и дети наследственно неполноценных людей могут вступать лишь в такие браки, которые будут бездетными. Какие наследственные болезни исключают брак, зависит от требований к будущему потомству.

Одним из таких требований как к мужскому, так и к женскому потомству непременно должен быть ум. Мы видим, что мужчины довольствуются низким умственным уровнем своих будущих жен, а женщины – своих будущих мужей, и требования к умственному уровню в западных странах все ниже. С конца XIX века в школах стали перетаскивать двоечников из класса в класс, облегчать задания, и все это подкреплялось мнением, что важен не ум – важна пригодность к той или иной работе, важна «добросо-вестность». Но уже раздаются протесты: «Мы должны, наконец, избавиться от непомерного восхваления добросовестности и недооценки воли и знания». Мало одаренных, глупых и духовно ограниченных людей следует в любом случае избегать при выборе супружеской пары. Целью отбора должен быть не просто «приличный», а компетентный и безупречный человек. Браков с мало одаренными и духовно ограниченными, хотя и «приличными» людьми следует избегать еще и потому, что такие люди могут быть носителями предрасположенности к слабоумию. А в западных странах и так уже очень много дураков. По оценке Гротьяна, среди немецкого народа треть физически и духовно неполноценных людей.

 

Оценка наследственности семьи
и отдельной личности

 

Я хочу рассказать о ряде факторов, затрудняющих «прогноз наследственности».

Никогда не удается получить полную картину наследст-венности семьи, с которой человек желает породниться. Доминантные признаки налицо, а рецессивные можно узнать только после обстоятельного знакомства с историей семьи, да и то не всегда. Процесс передачи по наследству физического недостатка или болезни часто бывает настолько запутанным, что нельзя сделать чистый (менделевский) прогноз наследственности, исходя из истории семьи и ее побочных ветвей. Соотношения, достаточно ясные в животном мире, у людей нельзя проследить, так как у них временной промежуток между поколениями гораздо больше. И потомков у одной пары людей недостаточно для того, чтобы определить весь круг наследственных задатков. Его оценка возможна только начиная с четвертого ребенка. Кроме того, людей нельзя спаривать в экспериментальных целях. У людей всегда приходится принимать во внимание скрещивание с неизвестными или мало известными линиями.

Эрнст Рюдин надеется, что эти трудности будут преодолены. Его ход мыслей таков: Недостаточно знать, каким образом наследуется болезнь. Нужно также знать, какой «пробивной силой» обладает предрасположенность к этой болезни сравнительно с другими наследственными задатками и влияниями среды, которые могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие. Обычно родители с одинаковой доминантной предрасположенностью к болезни могут иметь только больных детей, но другие задатки и влияния среды могут изменить картину.

Но если только один из родителей является носителем предрасположенности к болезни, то расчет вероятности появления болезненных черт у детей затруднен или даже невозможен, даже если известна «пробивная сила» этой предрасположенности. Он возможен лишь в том случае, если внешне здоровый родитель сам происходит от таких же больных. В этом случае, «здоровый» родитель – только внешне здоровый, гетерозиготный человек, отсюда прогноз: 1/2 больных, 1/2 «здоровых» детей, часть которых снова будет носителями предрасположенности к болезни.

Если один из родителей болен, а другой внешне здоров, но о заболеваниях в его роду ничего не известно, нельзя сказать, идет ли речь о настоящем, гомозиготном здоровье или о гетерозиготном здоровье в кавычках. В таких случаях прогноз наследственности с менделевской точки зрения невозможен.

Возможности прогноза были бы лучше, если бы носителей гетерозиготно-рецессивных задатков можно было распознать по внешним признакам так же, как носителей гомозиготно-рецессивных задатков. Но это до сих пор было возможно лишь в случаях неполной рецессивности, а таких случаев мало. Распознание гетерозиготности – до сих пор не решенная задача.

Из-за этих и других трудностей, которые постоянно возникают из-за того, что неизвестен в полной мере генофонд семьи и отдельного человека, наука пошла не по менделевскому пути, а по пути статистического анализа наследственности. Этот путь был предложен еще Гальтоном. Изучается частота заболевания в кругу родителей человека, его братьев и сестер и дальних родственников. Рассчитывается, сколько больных потомков было у больных и здоровых родителей, сколько у одного здорового и одного больного, как часто близкие или дальние родственники болели одной и той же болезнью и т.д. При этом всегда нужно учитывать частоту предрасположенности к данной болезни в конкретном народе и частоту браков между родственниками в нем. Если оставить эти вещи без внимания, то при статистическом анализе можно придти к неверным выводам. С его помощью всегда можно определить только вероятность заболевания в процентах. Этим путем нельзя определить законы наследования признаков, а только правила для определенного круга супружеских пар. В Англии изучение наследственности долго страдало от того, что ученые вслед за Гальтоном шли статистическим путем, тогда как в США и Германии – по пути Менделя и Вейсмана. В будущем необходимо использовать оба метода.

Прогноз наследственности затруднен еще и тем, что болезненные задатки могут возникнуть снова в результате мутаций и идиовариаций.

 

Оценка средней наследственной
ценности семьи

 

Для преодоления этих трудностей, которые не позволяют точно сказать, кто из членов семьи может быть носителем неполноценных задатков, а кто нет, рекомендуется при выборе супружеской пары обращать внимание на семьи, которые и в своих побочных ветвях не имеют дефектов. В любом случае нужно попытаться оценить среднюю наследственную ценность семьи, сначала родителей и детей вместе, потом родителей, детей и побочных родственников, причем последние не имеют такого значения, как родители и дети. Попноу рекомендует в таких случаях обращать внимание на здоровье и долголетие, на силу воли, энергичность, приспособляемость и самообладание. При этом не следует переоценивать значение одного знаменитого имени среди предков.

Обычно человек, который внешне выделяется из своей семьи, по своей наследственности ближе к ее среднему уровню. Арабская пословица гласит: «Ты можешь жениться на некрасивой девушке, если она единственный некрасивый человек в своей семье», а норвежская: «Никогда не женись на девушке, если она единственный красивый человек в своей семье». Так что нужно всегда различать генотип и фенотип, поэтому так важна средняя наследственная ценность семьи. Могут различаться также фенотип и генотип двух внешне равноценных людей. Об этом писал Гальтон: из двух одинаково способных молодых людей, из которых один происходит из семьи здоровых долгожителей, а другой – из семьи менее здоровых и недолговечных людей, государство для замещения должности должно выбрать первого. Такой же совет можно дать и при выборе супружеской пары. Гальтон приводит и такой пример: из двух равноценных людей один происходит из талантливой семьи, а другой в своей является исключением. Такие отклонения фенотипа от генотипа всегда возможны.

Рекомендуется также вступать в брак с человеком из многодетной семьи, потому что ценность только такой семьи можно оценить. Единственный ребенок или два ребенка могут быть как лучшими, так и худшими представителями своей семьи. Б. Франклин советовал искать себе жену среди кучи сестер.

Многодетность свидетельствует о жизнерадостности родителей. Среди британских чиновников в Индии лучше всего проявили себя выходцы из многодетных семей. В низших слоях многодетность свидетельствует о беззаботности родителей, о недостатке у них предусмотрительности и о паразитической надежде на помощь государства.

Как правило, наследственное сходство больше между матерями и дочерьми, чем между отцами и сыновьями, и больше между отцами и дочерьми, чем между отцами и сыновьями. Если взять сходство между отцами и сыновьями за 100, то сходство между матерями и дочерьми будет равно 170, между матерями и сыновьями 130, между отцами и дочерьми 112. Это связано с тем, что у матери и дочери всегда бывает общей одна из двух y-хромосом, которые у женщин всегда парны. Поэтому у них одинаковые задатки. У отцов же никогда не бывает общих с сыновьями x-хромосом и соответственно общих задатков. Зато матери с сыновьями и отцы с дочерьми могут иметь общие половые хромосомы. И по этой причине молодой человек должен обращать внимание на мать девушки, в которую влюблен.

 

Брак с наследницами

 

Гальтон предостерегает от брака с наследницами, единственными дочерьми или единственными оставшимися в живых после ранней смерти братьев и сестер дочерьми из богатых семей. Он насчитал в 17 случаях таких браков 16 бездетных. Возможно, это результат наследственно обусловленной неспособности к деторождению или наследственно обусловленного угасания семьи.

 

Браки между родственниками

 

О таких браках и связанных с ними опасностях говорилось в моей книге «Формы и происхождение брака» (1940). Браки между родственниками не рекомендуются в тех случаях, когда предполагается, что оба желающих вступить в брак унаследовали от одних и тех же предков одни и те же рецессивные болезненные задатки. При этом следует помнить, что рецессивные задатки, как хорошие, так и плохие, действующие в одном направлении, могут сойтись и в браке двух людей, не состоящих в родстве друг с другом, и оказать положительное или отрицательное воздействие, просто по законам вероятности такое схождение одинаковых рецессивных задатков в браках между родственниками встречается чаще. Но, поскольку составить полное представление о генофонде семьи удается очень редко, к плану брака между родственниками обычно следует относиться с осторожностью, если только с обеих сторон не засви-детельствованы предки с безупречными свойствами.

Если мы узнаём, что в какой-то группе населения часты браки между родственниками, но никакого вреда от этого не наблюдается, то возможны два объяснения. 1) Предки семей, связанных такими браками, отличались необыкновенно здоровой наследственностью, 2) В группе таких семей вследствие браков такого рода на протяжении ряда поколений тоже проявлялись рецессивные болезненные признаки, но они потом устранялись. У многих первобытных народов, у которых неполноценных детей уничтожают сразу после рождения или они, став взрослыми, не вступают в брак, и у которых нет «социальной помощи», способствующей сохранению и умножению неполноценных элементов, именно браки между родственниками, неизбежные в небольших племенах и изолированных местностях, способствуют улучшению наследственности.

Хорошие качества населения несмотря на частоту браков между родственниками показал Вуазен (1865) на примере общины, живущей на одном полуострове на р. Луара, Бюхнер (1892) – не примере общины Схокланд на Зёйдерзее (Голландия), Хат (1875) – на примере семей шотландских рыбаков. Как умножение неполноценных задатков, так и улучшение наследственности в результате браков между родственниками объясняется законами наследственности. Все дело в качестве материала. Но отри-цательный результат все же бывает чаще, поэтому народная поговорка предрекает родственникам, вступающим в брак, раннюю смерть без наследников. Лёнер против браков между родственниками при современном состоянии народов Европы, «потому что у людей, как у одомашненной формы с невероятно широко распространенными рецессивно-патологическими задатками, от таких браков скорее можно ожидать вреда, чем пользы. К тому же непременная предпосылка положительного результата – истребление неполноценных особей, на что человеческое общество пойти не может». И законы Германского Рейха этого не предусматривают: стерилизация применяется лишь в самых безнадежных случаях.

Попноу допускает возможность браков между родственниками для благополучных семей. Я при современном состоянии народов Европы вообще бы их не рекомендовал, за исключением тех случаев, когда основательное изучение родословной не позволяет сомневаться в отменных наследственных качествах семьи.

В Германии число браков между кровными родственниками в последние десятилетия снижается. Это связано с урбанизацией. В Пруссии в 1910 г. на 1000 заключенных браков приходилось 4, 2 брака между родственниками, в 1924 г. – всего 2, 5. Из них 9/10 – браки между двоюродными братьями и сестрами.

Следует отметить, что мнение, которое распространяли в XIX веке либералы, марксисты и еврейские журналисты, будто браки между родственниками всегда ведут к вырождению, несостоятельно. В этом случае должны были бы уже выродиться почти все княжеские дома и почти вся аристократия. Евреи обычно добавляют к этому учению, что в той же мере, в какой вредны браки между родственниками, полезно скрещивание, особенно межрасовое. Поэтому благородным семьям рекомендуется родниться с еврейскими. Но, оказывается, талантливые люди рождаются именно от браков между родственниками. Даже браки между братьями и сестрами в семьях фараонов, отдельных родах персидской знати в эпоху Ахеменидов, македонских Птолемеев и правящего дома инков в древнем Перу не привели к вырождению.

Следует предостерегать от брака представителей двух семей с одинаковыми небольшими доминантными и рецессивными (которые трудней обнаружить) недостатками независимо от того, состоят эти семьи в родстве или нет. Если же речь идет о серьезных наследственных недостатках, то члены этих семей могут вступать в брак лишь при условии, что этот брак будет бездетным.

Наблюдения психоаналитиков за браками между родст-венниками показывают, что к таким бракам склоyны слабые, трусливые мужчины, которые боятся приближаться к чужой девушке, а также мужчины с гомосексуальными наклонностями. Браков по таким причинам следует избегать. Говорят, от браков между родственниками рождается сравнительно много людей, остающихся холостыми. Я не знаю, но потомки вышеупомянутых трусливых мужчин могут унаследовать от отцов трусость и откажутся поэтому от брака.

 


Предотвращение брачного родства
наследственно здоровых семей

с наследственно больными людьми

 

Я уже сказал, что людям с небольшими наследственными недостатками не следует родниться с семьями, в которых встречаются те же недостатки. Они могут родниться со здоровыми семьями, но только если речь идет о незначительных, а не о серьезных наследственных недостатках. В общем наследственно здоровые должны заключать браки с наследственно здоровыми, а наследственно больные – с наследственно больными, потому что иначе может быть испорчен генофонд наследственно здоровых семей или могут родиться гетерозиготные, внешне «здоровые» дети, генетические недостатки которых будут скрыты. В результате браков наследственно здоровых с наследственно больными может сначала уменьшиться число внешне больных людей, но неполноценные задатки будут распространяться, потому что они будут проявляться позже (в результате браков между внешне «здоровыми» людьми с одинаковыми рецессивными задатками болезни), но их проявления в больном потомстве не избежать.

 

Обмен свидетельствами о здоровье
перед обручением

 

Желателен обмен свидетельствами не только о здоровье обрученных, но и о наследственных качествах их семей. Было бы большим прогрессом, если бы до государственного постановления о таком обмене в уважающих себя и заботящихся о своем потомстве семьях распространился такой обычай. Попноу даже считает, что обычай был бы лучше, чем закон.

Уже древнеиндийские юристы требовали перед браком доказательств безупречных качеств и здоровья. Они требовали проверки мужчины на безупречность его физических признаков и способность к деторождению, а также на физическую силу, быстроту ходьбы и бега, четкость речи и т.п. Индийские законы наказывали родителей, которые скрывали недостатки своих дочерей. Непригодными к браку считались дочери из семей без мужских потомков, болезненные, чахоточные, прокаженные и эпилептические девушки, горбатые, рыжеволосые, лысые, карликового роста и чрезмерно волосатые и, наконец, болтливые.

Томас Мор в своей «Утопии» (1516) предлагал, чтобы юноша и девушка перед тем, как вступить в брак, показывались друг другу голыми, чтобы не скрывать своих физических недостатков. Кампанелла в «Городе Солнца» (1636 г.) требовал, чтобы молодые люди доказывали свою пригодность для брака и размножения физическими упражнениями. Важные соображения о пригодности к браку, отборе и наследственности можно найти в произведениях давно забытого Иоганна-Петера Франка, особенно в его «Системе совершенной медицинской полиции» (1788). Франк требовал, чтобы обрученные заверяли под присягой, что у них нет наследственных болезней, и чтобы государства стимулировали браки между людьми с хорошей наследственностью и запрещали браки людям с плохой наследственностью.

Запреты браков вводились на основании того мнения, что брак и создание семьи нельзя отнести к «правам человека». Поэтому либерализм яростно боролся против таких запретов. Веку либерализма были чужды и ненавистны мысли о наследственности, неравенстве задатков и отборе. Идея об отборе среди желающих вступить в брак снова возникла в Германии лишь в 1908 г. когда «Союз монистов» внес в Рейхстаг законопроект о свидетельствах о пригодности к браку. Он обосновывался ссылками на успехи животноводства, но Рейхстаг отверг его, сочтя, что «человеководства» быть не может.

В 1911 г. Союз монистов организовал в Дрездене первую брачную консультацию. В США много таких консультаций было организовано в период с 1913 по 1929 г.

Международное Общество расовой гигиены с начала XX века постоянно напоминало о настоятельной необходимости введения свидетельств о пригодности к браку. В более узком кругу Немецкого общества расовой гигиены было решено, что такие медицинские свидетельства должны предоставляться до обручения. В 1914 г. это Общество потребовало ввести обязательный обмен свидетельствами о здоровье для пар, желающих вступить в брак. Официально эта мера была введена только в 1920 г., но она была половинчатой и запоздалой.

31 декабря 1931 г. был издан приказ по СС, согласно которому члены СС перед вступлением в брак проверялись на здоровую наследственность и принадлежность к нордической расе. Молодежный «Союз орлов и соколов» ввел у себя в 1932 г. взаимный обмен свидетельствами о здоровье для обрученных.

После 1933 г. был принят Закон о защите потомства с перечнем особо тяжких наследственных заболеваний, носители которых подлежали стерилизации; Закон о безопасности, который лишал неполноценные и антиобщественные элементы возможности размножения, а также законы, запрещавшие браки и половые связи между немцами и евреями. Были введены также запреты на браки для людей с заразными болезнями, угрожающими другим людям или потомству, для лиц, взятых под опеку, для умственно неполноценных и, наконец, для тех, кто подпадает под Закон о предотвращении появления наследственно больных детей.

Эти законы отвергают либеральную идею о предоставлении права на брак кому ни попадя, поскольку это «право человека». Брак перестает быть частным делом двух лиц, он касается всего народа, и предков, и потомков.

Введения свидетельств о пригодности к браку требовали с начала XX века во многих странах Европы и Северной Америки. К началу XX века только в штате Мичиган был закон, который запрещал браки душевнобольным, слабоумным и венерикам. Английский евгеник Леонард Дарвин в своей книге «Необходимость евгенической реформы» (1926) тоже предлагал ввести брачные свидетельства.

Методы медицинских обследований, которые необходимо пройти, чтобы доказать свою пригодность к браку, описал Анри Винь (1931). В английской Палате лордов за введение закона о брачных свидетельствах высказался в ноябре 1934 г. лорд Килмейн.

В Германии в октябре 1935 г. был принят Закон о защите наследственного здоровья немецкого народа. По этому закону обрученные после медицинской консультации предоставляют свидетельство о том, что у них нет наследственных болезней, опасных для потомства, а также психических нарушений и заразных болезней. В Законе о предотвращении появления наследственно больных детей перечислены следующие болезни: 1) врожденное слабоумие; 2) шизофрения; 3) маниакально-депрессивный психоз; 4) наследственная пляска св. Витта; 6) наследственная слепота; 7) наследственная глухота; 8) тяжелые физические уродства. Этот закон касается только самых тяжелых наследственных дефектов, притом лишь тех, которые внешне проявляются в форме тяжелых болезней. Носителей задатков этих болезней, которые внешне выглядят здоровыми, данный закон не касается, равно как и ряда наследственных болезней, перенос предрасположенности к которым в здоровые семьи в результате брака нежелателен, так что этот закон – только начало.

Официальное свидетельство о пригодности к браку дает лишь приблизительный обзор самых явных наследственных дефектов. Поэтому желательно, как советует Попноу, дополнить его обычаем обмениваться боле подробными свидетельствами о здоровье и наследственности.

 

* * *

 

XIX век попал в тиски ламаркистского мышления, которое делало упор на влиянии среды и предполагало, что приобретенные признаки наследуются. Сегодня установлено, что этого не происходит, что возникновение и сохранение всех видов определяется наследственностью и отбором, а не средой. Человек тоже ничего не может добавить к своим наследственным задаткам. Овербери был прав: никто не может выбрать или изменить самого себя, но может путем выбора супружеской пары улучшить свое потомство. Изменения среды, от которых так много ждали «средовики» XIX века, могут быть благоприятными для отдельного человека, но они не могут вызвать улучшение вида. Подъем народа возможен только путем стимулирования размножения наследственно одаренных семей и воспрепятствования размно-жению наследственно бездарных людей, так что от выбора людьми супружеских пар будет зависеть, будут качества народа улучшаться или ухудшаться. Внешние условия могут быть благоприятными или нет для отдельного человека, могут возвысить одну семью на протяжении нескольких поколений, так что она будет казаться лучше, чем есть на самом деле, и наоборот. Но на протяжении двух-трех поколений выбор супружеских пар будет решающим для определения положения семьи. Внешние условия могут сделать народ на два-три поколения более здоровым, способным, честным и красивым, чем он есть по своим задаткам, но в дальней перспективе эти качества сохраняются только благодаря ориентированному на них выбору супружеских пар и многодетности здоровых, способных, честных и красивых семей. Таким образом, выбор супружеских пар и количество детей – решающие факторы для будущего семьи, а через нее – и для будущего народа. Мощь германского государства и величие немецкого духа, поставленные под угрозу начиная с XIX века в результате размножения неполноценных элементов, могут быть укреплены только в случае признания идеалом для отбора способного, благородного и красивого человека и многодетности семей, созданных и живущих в устремлении к этому идеалу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.