Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия по предупреждению нарушений закона






Прокурор или его заместитель вправе вынести предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»).

«В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке».

5. Прокурорские проверки исполнения законов.

Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

Основания:

- наличие сведений о нарушении закона

- без сигналов: СИЗО, гауптвахты, вытрезвители, арестованных

Служат установлению истины (имело ли место нарушение).

Виды проверок:

Первичные:

v Целевые (проверки соблюдения законов в определенной сфере)

v Комплексные (разнородные общественные отношения)

v Сквозные (во всех органах отрасли)

v совместные (с органами контроля)

v одновременные (с другими органами)

вторичные (контрольные) проверки – определение качества и полноты проверки:

v повторные (какое влияние оказали предпринятые прокурором меры)

v результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов

v показательные (с целью повышения опыта прокуроров).

Требования:

- своевременность (если можно устранить нарушение)

- полнота (объем – границы проверки; глубина – степень проникновения в вопросы)

Этапы проведения проверок:

Профессор Бессарабов В.Г.

ü подготовительный этап;

ü этап проведения проверки;

ü анализ полученных в ходе проверки данных о нарушениях закона;

ü реагирование прокурора на выявленные нарушения закона;

ü оценка результативности проверки и мер реагирования.

По результатам проверки составляется справка.

6. Прокурорские проверки законности издаваемых правовых актов.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», прокуратура проверяет соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Признаки признания акта законным:

- издание уполномоченным органом

- опубликование

- введение в действие

- соответствие требованиям закона

Приоритет отдается актам законодательной, исполнительной власти, органов МСУ.

Основная задача: предупреждение издания незаконных актов. Проверки законности проводятся и без сигнала о нарушениях в случаях, предусмотренных приказом ген.прокурора №195 (п. 3, периодические проверки).

Проверки могут проводиться путем истребования актов или по месту их принятия.

Суть проверки: прочтение, ознакомление с другими актами и т.д. Постоянный характер надзора за законностью актов.

Критерии оценки законности:

· формально-юридический, указывающий на соответствие акта Конституции РФ и федеральному законодательству;

· функциональный, дающий ответ на вопрос о соответствии акта компетенции органа, принявшего его;

· процедурный, характеризующий соблюдение установленного законодательством порядка издания акта и его формы;

· критерий конкурентоспособности акта по отношению к аналогичным актам, принятым ранее, который свидетельствует об отсутствии у него противоречий с системой действующих правовых актов того же уровня.

 

7. Правовые средства для реагирования прокурора на нарушения законов. Акты прокурорского надзора. Акты прокурорского реагирования.

Понятие (проф. Бессарабов В.Г.)

Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов, выявленные при осуществлении надзора за исполнением законов, можно определить как установленные законодательством полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений законов, их причин и способствующих им условий, привлечению к ответственности виновных и предупреждению нарушений закона.

Формы: акты прокурорского надзора и акты прокурорского реагирования.

Акт прокурорского надзора – это нормативно закрепленное правовое средство реагирования прокурора на нарушения законов, используемое в предусмотренных законом формах в ходе реализации полномочий по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений.

Прокурор не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц. Акты прокурорского надзора – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами

виды:

· протест прокурора,

· представление прокурора,

· постановление прокурора,

· предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Акт прокурорского реагирования - нормативно закрепленное средство реагирования прокурора на нарушения законов, используемое в предусмотренных законом формах в ходе реализации полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона.

Протест прокурора
(ст.ст. 23, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ)

1) Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2) Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3) При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4) Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом

Представление прокурора
(ст. ст.24, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»)

1) Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

2) В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3) При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

4) В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ

Предостережение прокурора
(ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»)

Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление прокурора
(ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»)

Согласно ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.