Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение






 

Люди особенно подвержены социальному влиянию, когда вынуждены думать,

ощущать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то

нарушает их эмоциональное равновесие. Такие изменения в субъективном

восприятии (или изменения в сознании) разрушают психологическую матрицу, к

которой привязаны наши представления (без привычных внутренних ориентиров мы

утрачиваем всякое представление о реальности). Замешательство, которое

возникает, когда мы, сталкиваясь с неизвестностью, не в состоянии объяснить

происходящее, побуждает нас поверить в самые абсурдные объяснения наших

ощущений и принять новые установки, вложенные в эти объяснения. Измененное

сознание может быть главной движущей силой как среди хорошо адаптированных

людей, так и среди людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента

для трансформации личности и вовлечения людей в харизматические группы.

Измененное сознание позволяет формировать убеждения членов харизматической

группы.

О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых

религиозных ритуалов известно с древних времен. В русле рационального

эмпирического мышления мистический опыт трансов, видений и глоссолалии

считался ненаучным. Истинность любого явления проверялась экспериментально и

в ходе объективных наблюдений. Увы, в системе материализма не было места для

мировоззрения, основанного на духовных ценностях. Как воспроизвести

субъективные ощущения? Феномен измененного сознания трудно вписывается в

современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно

проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно

не затрагивают субъективные аспекты опыта.

Классификации подвергается то, что могут увидеть и измерить независимые

наблюдатели, тогда как измененное сознание воспринимается лишь субъективно.

Однако этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих

сил в харизматической группе. Чтобы понять роль состояний измененного

сознания в харизматических группах, обратимся к работе Уильяма Джеймса

" Многообразие религиозного опыта", написанной еще в 1902 году. Он писал:

" Распределение сознания оказывается точно таким же, каким оно было бы у

любого органа, созданного для управления нервной системой, которая стала

слишком сложной для саморегуляции". Такое представление о сознании как о

метаоргане позволило Арнольду Людвигу сформулировать определение измененного

состояния сознания. Он описал его как " любое психическое состояние,

вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или

фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться

самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма

отклоняется от подвижного бодрствующего сознания".

Но какие аспекты восприятия действительно изменяются в ИСС (измененном

состоянии сознания)? Если рассматривать сознание в виде многомерного

пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия

или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как

континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот

диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность,

зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое

измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет

находить подобия и различия между различными измененными состояниями.

В соответствующей социальной среде люди действительно испытывают

религиозные трансцендентные переживания. Во многих харизматических группах

христианской направленности сохранилась традиционная практика групповой

молитвы, во время которой люди входят в ИСС и переживают мистический опыт.

Иррациональный субъективный опыт, " запрограммированный" убеждениями,

помогает им постичь " высшую" реальность. Культурные рамки группы заставляют

последователей " предчувствовать" трансцендентный опыт. Это " предчувствие"

стимулирует интенсивные и глубокие переживания.

В состояние транса человека можно ввести и с помощью практики

глоссолалии. Во время процесса, который называется " драйвингом",

харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию

в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала

аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда

отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении).

После такого предварительного " подогрева" аудитории лидер начинает ритмично

двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда

молящийся начинать громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал.

Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса.

Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния

бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания благодаря пяти органам

чувств наше внимание сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то

в состоянии транса наше внимание полностью сфокусировано на внутренних

ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает внутренне. Степени погружения в

транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого " замораживания",

когда человек практически не воспринимает окружающий мир и чрезвычайно

подвержен внушению. Именно в таком состоянии человеку легко внушить те или

иные установки.

Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку

вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на

психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются

цепочки психонервных процессов, регулирующих его поведение. Такая программа

полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и

эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению.

Члены " религиозных" сект, находясь в состоянии медитативного транса,

становятся более внушаемыми и восприимчивыми к ее доктрине. Кроме того,

состояние транса обычно сопровождается очень приятными ощущениями и полным

расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще переживать этот опыт.

К примеру, изменения в сознании (играющие важную роль в формировании

персональных убеждений) членов " Миссии Божественного Света" осуществляются

во время четырех " медитаций", каждая из которых вызывает определенные

ощущения в теле, неожиданные видения, вкусовые и слуховые галлюцинации и

изменение ориентации во времени. В названии секты фигурирует понятие

" Божественный Свет", так как во время одной из медитаций человек может

увидеть этот свет.

На одном из собраний присутствовал молодой практикующий психиатр,

который считал самообманом и патологией " ощущения", которые невозможно

проверить в ходе независимых наблюдений. Но когда он полностью расслабился,

убаюканный плавным течением слов лектора, то неожиданно увидел яркое

свечение вокруг фигуры лектора. " Я видел очень яркий свет. Лектор светился,

словно религиозный персонаж на иконе. Он был похож на святого. Это был

реальный свет, такой же реальный, как свет электрической лампочки. Я начал

внимательно прислушиваться к словам, но ничего нового не услышал. Я скептик,

который не верит в чудеса. Я решил себя проверить и специально отвернулся. Я

полагал, что, взглянув на лектора вновь, уже не увижу этот таинственный

ореол, но каково же было мое удивление, когда я вновь отчетливо его увидел.

Никто мне не говорил, что такое возможно, так что это не может считаться

принятием желаемого за действительное. К тому же мне казалось, что никто,

кроме меня, этот ореол не видит. Когда лекция закончилась, я поднялся с

места и пошел к двери, наблюдая, как лектор по-прежнему светится. И пока я

шел, я вдруг начал осознавать, что со мной произошло нечто важное, нечто

такое, от чего я не могу просто так отмахнуться. Это стало началом

пересмотра моих представлений о мире. Это стало частью окружающей меня

реальности".

Этот пример измененного состояния сознания ничем не отличается от

других, описанных в литературе по религиозной конверсии, но труднообъяснимых

с психиатрической точки зрения. Видение ореола могло быть галлюцинацией,

возникшей в результате изменения восприятия, которое объясняется

диссоциативной реакцией, временным психозом или даже массовой истерией. Но в

поведении, биографии и манере общения психиатра не было и намека на такой

диагноз, хотя совершенно ясно, что этот опыт позволил ему приписать его

жизни новый смысл. Видение ореола вывело его из состояния равновесия, и он

обратился к философии секты, пытаясь найти в ней объяснение этому

загадочному явлению. С этого момента его взаимоотношения с сектой начали

углубляться, ибо пережитый им опыт создал фундамент для нового мировоззрения

и понимания его роли в этой жизни.

Такой или похожий опыт пережили практически все участники собраний

Миссии Божественного Света. Для многих из них измененное сознание в форме

необъяснимых ощущений и трансцендентных эмоциональных состояний послужило

толчком к религиозной конверсии и вступлению в секту.

Изменяемое в процессе группового опыта, каждое такое состояние сознания

позволяет приписать новое значение приобретенному опыту. Феномен ИСС заложен

в физиологии человека, и поэтому у состояний, которые субъективно

воспринимаются как похожие, могут быть общие физиологические характеристики.

Это иллюстрируют изменения в нервной деятельности, обнаруженные в некоторых

состояниях ментального расслабления и рефлексии. Например, энцефалограммы

людей, давно практикующих трансцендентальную медитацию, свидетельствуют об

активизаций альфа-волн во время медитации. Это умиротворенное состояние

можно сравнить с состоянием, в котором находится курильщик марихуаны при

интоксикации, когда он расслабляется в отсутствие входной информации из

социума. В этом случае на энцефалограмме видны альфа-волны большей

амплитуды. Активизация альфа волн, сопровождаемая похожим психическим

расслаблением, достигается благодаря биофидбэк-тренингу.

Поскольку измененные состояния сознания могут замещать друг друга,

многие члены новых религиозных движений переключились с употребления

наркотиков на медитацию для достижения похожих психических состояний. Такое

изменение субъективного состояния, то ли от наркотиков, то ли благодаря

попаданию в новую социальную среду, позволяет человеку приписать новое

значение его ощущениям. Например, измененное состояние сознания во время

медитации служит средством дестабилизации прежних установок и подготавливает

медитирующего к признанию групповых убеждений. Оно поддерживает групповую

сплоченность, стабилизирует и даже повышает степень включенности человека в

группу. Эмоциональная реакция на медитацию укрепляет стремление регулярно ее

практиковать.

Некоторые восточные секты вели избирательный отбор потребителей ЛСД и

марихуаны. Например, Баба, лидер маленькой восточной секты, называл

мистический психоделический опыт увертюрой к втягиванию человека в

гравитационное поле его группы. Для признания иррациональных убеждений в

этой группе огромное значение имел опыт приема его членами психоделических

наркотиков и психотомеметиков. Важная роль измененных состояний сознания в

Миссии Божественного света подтверждается отзывами членов, описывающими

транцендентальность ощущений, которые они переживали во время ежедневных

медитативных практик.

В состоянии транса критические способности человека снижаются и

ухудшается способность оценивать полученную информацию. Еще В. М. Бехтерев

утверждал, что в обход " критичной личности" и активного внимания, когда

деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить

нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то,

что он -- " избранный" и должен выполнить великую миссию. Внушение

осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный

заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей

снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им

прививаются самые невероятные фобии и самые иллюзорные и иррациональные

установки.

Для привлечения людей в секты активно используются технологии

воздействия на подсознание с помощью сигналов, записанных на видео и

аудиокассетах. Как известно, кинопленка движется со скоростью 24 кадра в

секунду. При такой скорости человеческий глаз успевает увидеть все, что

происходит на экране. Но если ввести дополнительный, -- 25-й кадр, -- он

останется незамеченным для глаза, но войдет в подсознание. Точно также можно

записать на звуковую дорожку информацию, которая не будет восприниматься

сознательно, но будет активно воздействовать на подсознание. Кстати, такие

технологии могут использоваться в СМИ, на стадионах во время массовых

проповедей, на партийных митингах и пр.

К концу просмотра видеоматериала, или проповеди, сопровождаемой

прослушиванием аудиоматериала, который предоставляет секта, человек не

только перестает логически и аналитически мыслить, но и теряет способность к

адекватному восприятию реальности окружающего мира. Причем, если человеку

удается сразу же вернуться в привычный туннель реальности, он не в состоянии

понять, что с ним происходило.

Чтобы ввести аудиторию в транс, не обязательно прибегать к медитациям.

Можно использовать такие приемы, как постоянное повторение и акцентирование

внимания на определенных фразах. Глядя на группу в такой обстановке, легко

распознать, когда люди начинают входить в транс. Это похоже на сон в

состоянии бодрствования: они расслабляются, начинают реже моргать и

проявлять рефлекс глотания, не реагируют на окружающих, а взгляд становится

безучастным. Когда люди пребывают в таком состоянии, недобросовестные

манипуляторы могут внушить им самые иррациональные убеждения, которые

искажают реальность. Эффективность внушения зависит от эмоционального

состояния и силы воображения слушателей, а также от харизмы лектора, который

осуществляет внушение. Человек, ставший объектом внушения в трансовом

состоянии, в состояния бодрствования может испытывать раздвоение личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.