Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Групповая сплоченность






 

Групповая сплоченность -- это результат воздействия всех сил,

удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно

работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их

самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают

друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных

источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности

в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате

ее позиций и " лица" в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных

совместных действий членов группы уменьшается.

Групповую сплоченность можно наблюдать и в неформальных компаниях

подростков, которые ищут любую возможность, чтобы собраться, даже когда этим

" сборищам" активно мешают родители. Групповая сплоченность существует и в

формально организованных группах, например, в профессиональных спортивных

командах, военных или полицейских отрядах, члены которых идут на

существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении общей миссии.

Однако в большинстве организованных объединений групповая сплоченность не

характеризуется ни неблагоприятной обстановкой, ни великими потрясениями.

Члены группы могут регулярно встречаться, делиться опытом, обмениваться

информацией и оказывать друг другу практическую помощь.

Эмоциональная близость в семьях -- это тоже проявление групповой

сплоченности, так как все члены семьи отождествляют себя с семьей. И в

семьях, и в больших харизматических группах все члены чрезвычайно зависят

друг от друга, находят эмоциональную поддержку друг у друга, рассчитывают

друг на друга в принятии решений и объединяются перед лицом общего врага.

Любая религиозная секта должна поддерживать у всех членов секты не

только ощущение принадлежности и включенности в единый организм, но и

глубокую эмоциональную привязанность друг к другу. Это позволяет

объединяться перед лицом внешней угрозы и " гармонизирует" искаженный взгляд

секты на мир, даже если социальной стабильности секты угрожает явное

помешательство ее лидера, как это случилось в Америке с Бабой.

Секта из тридцати последователей самопровозглашенного гуру Бабы

образовалась в начале семидесятых годов, вскоре после того, как Баба

совершил духовное паломничество в Индию и начал целыми днями сидеть на

скамейке в Центральном парке на Манхэттэне. Его последователи, которые

называли себя " Семьей", ежедневно приходили к этой скамейке, где ели, пели,

медитировали и поклонялись своему лидеру. Они ощущали глубокую эмоциональную

близость к нему и друг к другу. Философия Бабы строилась на концепции

" освобождения", согласно которой для слияния с Господом нужно отрешиться от

мирских желаний, амбиций и чувства вины. При этом Баба вообще не

разговаривал, а излагал свою концепцию на языке жестов и знаков.

Последователи могли понять его персональную образную систему только через

переводчика.

Через несколько лет по призыву Бабы группа переместилась в сельскую

местность, что свидетельствовало о высокой сплоченности группы. Но вскоре у

Бабы появились симптомы психического помешательства. Его немота приобрела

характер аутизма, развитый им язык знаков стал до того фрагментарным, что

его никто не мог понять, а поведение отличалось странностью и жестокостью.

Например, он потратил значительную сумму денег из скромных фондов группы на

покупку личного джакузи, хотя там, где они жили, не было электричества.

Кроме того, он начал постоянно избивать некоторых членов секты и принуждать

женщин к сексуальным контактам.

Все это должно было бы сильно подорвать групповую стабильность. Однако

поведение Бабы никак не повлияло на целостность и сплоченность группы! Члены

секты совместно пользовались всеми групповыми ресурсами, многие из них

передали гуру значительные денежные суммы. Ни переезд в сельскую местность,

ни изоляция, ни явная невменяемость Бабы, ни его вызывающее поведение не

привело к их разобщению. Они адаптировались к ситуации, сохранив зависимость

от лидера и высокий уровень групповой сплоченности. Они продолжали считать,

что Баба благотворно на них влияет, а путь, который он указал, -- это

" тяжкое испытание", требующее большой веры и силы духа. Как ни

парадоксально, они считали это моделью свободы, а безумное поведение Бабы --

следствием отказа от социальных ограничений и условностей. Они не отрицали,

что Баба " невменяем", но считали, что " безумие" позволяет ему лучше

транслировать божественную энергию и преподносить им уроки. Когда Баба

насиловал женщину из секты, группа делала вывод, что эта женщина получила

хороший урок не зацикливаться на целомудрии. Покупку джакузи расценили как

пример непривязанности к деньгам.

" Семья" Бабы демонстрирует динамику патологически чрезмерной

взаимозависимости и сплоченности, позволяющей ей (то есть " семье") сохранять

стабильность перед лицом внутренней и внешней угрозы. Это привело к созданию

искаженного представления о реальности, которое было выработано и

поддерживалось по взаимному соглашению. Такое искаженное представление

позволяло группе находиться в равновесии. Консенсус достигался отрицанием

реальности и логическим обоснованием коллективно-иррациональной системы

представлений. Для некоторых групп реальность становится менее важной, чем

сохранение тесных уз.

Интенсивная сплоченность, подкрепляемая изоляцией, может служить

инструментом для удерживания членов в секте, как, например,

продемонстрировала секта " Аум Сенрике". Асахара требовал, чтобы его

последователи жили общинами, разорвав связи с семьями и родственниками, и

совместно медитировали.

Такое же искаженное проявление социальной сплоченности прослеживается в

группах психотерапии. Британский психоаналитик Уилфред Байон, один из

создателей современных моделей групповой терапии, указывал, что на динамику

группового поведения влияют скрытые силы, о которых члены группы даже не

догадываются. Причем главной среди этих психологических сил, оперирующих в

группе, он считает желание членов зависеть от лидера и сохранять близость

друг к другу.

Для исследования динамики больших групп Байон разработал групповые

упражнения. Отказываясь или почти отказываясь от лидерства в группах

психотренинга, инструкторам-консультантам удавалось спровоцировать

непредсказуемое поведение членов, которые, например, начинали крайне

враждебно относиться к групповым мероприятиям. Без абстрактного идеала или

внешнего врага трудно очертить границы группы; без границ, а значит и без

элементарной структуры, любое действие импульсивно и поэтому потенциально

опасно. В таком эмоциональном климате члены группы обращаются к

инструкторам, надеясь, что хотя бы они смогут контролировать это буйство; а

инструкторы начинают испытывать страх, что не сумеют действовать достаточно

быстро и разумно, чтобы предотвратить катастрофу.

В харизматических группах лидерам не свойственен подобный страх, ибо

они направляют эти силы на формирование " закрытых обществ" с жестким

" пограничным контролем", которые требуют от членов исключительной и

безраздельной преданности. Лидеры сводят все социальные роли, доступные

членам, к их групповым ролям. Они формируют " социальные коконы", которые

позволяют трансформировать личности членов за счет принуждения группы к

социальной, идеологической или физической изоляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.