Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ проведенного исследования по проблеме тревожности детей старшего дошкольного возраста






Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Огонек» г. Слободского. В исследовании участвовало 40 детей: 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 5 – 6 лет.

После первичного сбора данных дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек с высоким уровнем тревожности и с тенденцией к высокому уровню тревожности. В данную группу вошли дети из неполных семей, малообеспеченных семей, семей группы риска, а также из нормальных семей. В контрольную группу также вошли 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек с нормальным уровнем тревожности.

Большинство детей (14 человек), вошедших в экспериментальную группу, посещают одну старшую группу. Мы предположили, что это связано с тем, что на данной группе уже 3 года нет постоянных воспитателей. На группе работают специалисты, воспитатели других групп, а также помощник воспитателя.

При анализе результатов, полученных по методике «Страхи в домиках» по уровням можно сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности в экспериментальной группе не наблюдается, средний уровень – у 50% испытуемых (10 человек), высокий уровень тревожности в основной группе наблюдается у 50% испытуемых (10 человек); в контрольной группе низкий уровень прослеживается у 40% испытуемых (8 человек), средний уровень – у 60% (12 человек), высокий уровень тревожности в контрольной группе не наблюдается. Таким образом, в экспериментальной группе высокие показатели тревожности преобладают по сравнению с контрольной группой. Выявлены достоверные различия по показателям тревожности в контрольной и экспериментальной группах (р < 0, 001). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 1. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной и контрольной группах с использованием z - критерия отражены в Таблице 1 (Приложение 4).

При анализе результатов, полученных по основным видам страхов, представленных в данной методике можно сделать вывод о том, что достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами выявлены по следующим видам страхов: страх боли (Р < 0, 01), страх крови (Р < 0, 01), страх болезней (Р < 0, 01), при засыпании (Р < 0, 05), страх глубины (Р < 0, 001) и страх площадей (Р < 0, 01). Данные представлены в таблице 1 – Распределение страхов у детей экспериментальной и контрольной групп (Приложение 5).

 

 

Гистограмма 1 – Процентное распределение по уровням тревожности у детей, полученных по методике «Страхи в домиках» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» показал, что в экспериментальной группе: низкий уровень тревожности не наблюдается, средний уровень - у 60% испытуемых (12 человек), высокий уровень у 40% испытуемых (8 человек); в контрольной группе: низкий уровень прослеживается у 40% испытуемых (8 человек), средний уровень тревожности - у 60% (12 человек), высокий уровень тревожности не наблюдается. Таким образом, в экспериментальной группе показатель высокого уровня тревожности выше, чем в контрольной группе. Выявлены достоверные различия (р < 0, 001). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 2. Результаты сравнения показателей тревожности из основной и контрольной группы с использованием z - критерия отражены в таблице 2 - «Распределение показателей тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в контрольной и экспериментальной группах» (Приложение 4).

 

Гистограмма 2 – Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, полученных по шкале «учебная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что в экспериментальной группе: низкий уровень учебной тревожности не прослеживается, средний уровень - у 90% испытуемых (18 человек), высокий уровень отмечается у 10% (2 человека); в контрольной группе: низкий уровень учебной тревожности прослеживается у 55% испытуемых (11 человек), средний уровень наблюдается у 45% (9 человек), высокий уровень отсутствует, различия достоверны (р < 0, 001). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням учебной тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 3. Результаты сравнения показателей тревожности из основной и контрольной группы с использованием z - критерия отражены в таблице 3 - «Распределение показателей учебной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах» (Приложение 4).

 

Гистограмма 3 – Процентное распределение показателей по уровням учебной тревожности у детей, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, полученных по шкале «самооценочная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что низкий уровень данного вида тревожности прослеживается в экспериментальной группе у 20% испытуемых (4 человека), средний уровень самооценочной тревожности - у 70% (14 человек), высокий уровень – у 10% испытуемых (2 человека); в контрольной группе низкий уровень самооценочной тревожности наблюдается у 60% испытуемых (12 человек), средний уровень - у 35% испытуемых (7 человек); высокий уровень в контрольной группе – у 5% (1 человек), различия достоверны (р < 0, 001). Процентное распределение показателей по уровням самооценочной тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 4. Результаты сравнения показателей тревожности из основной и контрольной группы с использованием z - критерия отражены в таблице 4 - «Распределение показателей самооценочной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах» (Приложение 4).

Гистограмма 4 – Процентное распределение показателей по уровням самооценочной тревожности у детей, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, полученных по шкале «межличностная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что в экспериментальной группе низкий уровень межличностной тревожности не прослеживается, средний уровень наблюдается у 40% (8 человек), высокий уровень - у 60% испытуемых (12 человек); в контрольной группе низкий уровень межличностной тревожности наблюдается у 35% испытуемых (7 человек), средний уровень - у 60% (12 человек) и высокий уровень в контрольной группе у 5% (1 человек). Таким образом, выявлены достоверные различия (р < 0, 001) между экспериментальной и контрольной группами. Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. В итоге можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе преобладают высокие показатели межличностной тревожности. Процентное распределение показателей по уровням межличностной тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 5. Результаты сравнения показателей тревожности из основной и контрольной группы с использованием z - критерия отражены в таблице 5 - «Распределение показателей межличностной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах» (Приложение 4).

Гистограмма 5 – Процентное распределение показателей по уровням межличностной тревожности, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, полученных по методике «Тест тревожности» показал, что в экспериментальной группе низкий уровень тревожности не прослеживается, средний уровень - у 60% испытуемых (12 человек), высокий уровень в основной группе - у 40% (8 человек); в контрольной группе низкий уровень тревожности наблюдается у 45% испытуемых (9 человек), средний уровень - у 55% (11 человек), высокий уровень не наблюдается. Можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе более высокие показатели тревожности, чем в контрольной группе, различия достоверны (р < 0, 001). Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на Гистограмме 6. Результаты сравнения показателей тревожности из основной и контрольной группы с использованием z - критерия отражены в таблице 6 - «Распределение показателей тревожности по методике «Тест тревожности» в экспериментальной и контрольной группах» (Приложение 4).

Гистограмма 6 – Процентное распределение показателей по уровням тревожности, полученных по методике «Тест тревожности» в экспериментальной и контрольной группах

 

Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет нам сделать вывод о том, что наблюдаются различия по показателям тревожности по данным методикам в экспериментальной группе и контрольной группе, так как средние значения по уровням тревожности в экспериментальной группе имеют существенные различия со средними значениями контрольной группы (P < 0, 001).

Таблица 1 – Средние показатели уровня тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп

Методики Экспериментальная группа Контрольная группа Достоверность
«Страхи в домиках» 13, 4 + 1, 1 6, 8 + 0, 4 P< 0, 001
«Шкала тревожности ребенка» 53, 4 + 2 35, 5 + 2, 1 P< 0, 001
«Тест тревожности» 49, 9 + 2, 1 25, 9 + 1, 5 P< 0, 001

Примечание: достоверность различий рассчитана по t – критерию Стьюдента

Дополнительно было произведено сравнение результатов по всем методикам у мальчиков и девочек экспериментальной группы в целях выявления различий. Достоверных различий между мальчиками и девочками не выявлено (Р> 0, 05). Средние данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Средние показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков экспериментальной группы

Методики Девочки Мальчики Достоверность
«Страхи в домиках» 14, 7 + 1, 8 12, 1 + 1, 1 Р> 0, 05
«Шкала тревожности ребенка» 57, 1 + 2, 5 49, 7 + 2, 7 Р> 0, 05
«Тест тревожности» 52, 1 + 3, 3 47, 6 + 2, 6 Р> 0, 05

Примечание: достоверность различий рассчитана по U – критерию Манна-Уитни

Таким образом, из анализа данных по всем методикам можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы показатели высокого уровня тревожности преобладают по сравнению с детьми контрольной группы. Соответственно детей с низким уровнем тревожности в экспериментальной группе меньше, чем в контрольной группе. Наиболее высокие показатели у детей выявлены по шкале «межличностная тревожность». Также выявлены основные виды страхов, преобладающих у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной: это страх боли, крови, болезней, глубины, площадей и страх, возникающий при засыпании.

Также в результате бесед с воспитателями обеих групп было выявлено, что те дети, у которых преобладает высокий уровень тревожности, ведут себя тревожно в новых для них ситуациях, например, когда в группу приходит новый педагог, во время выступлений на утренниках, на занятиях у новых специалистов. В их поведении наблюдается беспокойство, напряжение, скованность движений, неуверенность, может проявляться длительное возбуждение.

Из беседы с родителями этих детей было выявлено, что дети ведут себя беспокойно, когда появляются проблемы в семейных отношениях.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать заключение о том, что у детей тревожность является ситуативной, а не личностной чертой.

В соответствии с полученными показателями исследования была разработана и проведена коррекционно-профилактическая программа, направленная на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 8).

Цель программы – профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки.

Задачи программы:

• Создать предметную среду для детей на практических занятиях при работе с народной игрушкой;

• Развивать навыки групповой работы детей, умения взаимодействовать;

• Создать положительный эмоционально-психологический климат;

• Развивать уверенность в себе за счет работы в коллективе;

• Способствовать развитию умения решать проблемные ситуации, ориентироваться в незнакомой обстановке;

• Обучать самостоятельному принятию решений.

Этапы организации работы:

• Предварительный этап:

- Ознакомление с запросом педагогов и родителей на работу по выявлению тревожности;

- Встреча с детьми – развитие мотивации на совместную деятельность;

2. Диагностический этап: первичная диагностика детей;

3. Реализация коррекционно-профилактической программы;

4. Заключительный этап:

- Итоговая диагностика;

- Разработка рекомендаций родителям, педагогам и психологам;

- Индивидуальные консультации для родителей.

Состав группы: 10 человек.

Режим работы: Программа рассчитана на 8 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия 20 – 30 минут.

Организация пространства и оборудование:

Условия для проведения программы: комната психолога, где имеется зонирование: зона для изготовления игрушек и игровая зона.

Форма организации предполагает подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Структура занятий:

• Вводная часть.

Цель – организационные моменты, установка на деятельность, разогрев, беседа по теме занятия.

• Основная часть.

Цель – решение задач программы. Используются техники сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии, создание индивидуальных и коллективных творческих работ.

• Заключительная часть: рефлексия.

В процессе осуществляемой работы нам удалось отследить изменения, которые проявлялись в более уверенном и свободном поведении, изменении отношения к себе. Дети во время занятий более активно участвовали в упражнениях. Подводя итог проведенной работы, мы можем сказать, что все поставленные цели и задачи были нами достигнуты.

Изменение исследуемых показателей, которые мы отследили в ходе осуществляемой работы, нам удалось подтвердить в ходе вторичного сбора эмпирических данных.

При анализе результатов, полученных по методике «Страхи в домиках» по уровням можно сделать следующие выводы: высокие показатели тревожности прослеживаются до проведения программы в основной группе у 50% испытуемых (10 человек), средний уровень - у 50% (10 человек), низкие показатели не выявлены. После проведения программы в экспериментальной группе высокий уровень наблюдается у 10% испытуемых (2 человека); средний уровень - у 85% испытуемых (17 человек), низкие показатели – у 5% (1 человек). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе после проведения программы высокие показатели тревожности снизились, различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 7. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 1 – «Сравнительный анализ показателей тревожности по методике «Страхи в домиках» в экспериментальной группе до и после проведения программы» (Приложение 6).

Также при анализе результатов, полученных по данной методике можно отметить, что достоверные изменения в экспериментальной группе после коррекции произошли по следующим видам страхов: страх боли (Р < 0, 05), страх пожара (Р < 0, 05), страх, возникающий при засыпании (Р < 0, 05) и страх площадей (Р < 0, 05). Данные представлены в таблице 4 – Распределение страхов у детей экспериментальной группы до и после проведения программы (Приложение 7).

Гистограмма 7 – Процентное распределение показателей тревожности, полученных по методике «Страхи в домиках» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Анализ результатов, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» показал, что низкие показатели тревожности до проведения программы в основной группе не наблюдались, средний уровень тревожности - у 60% испытуемых (12 человек), высокие показатели - у 40% (8 человек); высокий уровень тревожности в группе после проведения программы наблюдается у 5% испытуемых (1 человек), средние показатели прослеживаются у 85% испытуемых (17 человек), низкие показатели – у 10% (2 человека). Исходя из написанного можно сделать вывод о том, что высокие показатели в экспериментальной группе снизились после проведения программы, различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 8. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 2 – «Сравнительный анализ показателей тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после воздействия» (Приложение 5).

Гистограмма 8 – Процентное распределение показателей тревожности, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Анализ результатов, полученных по шкале «учебная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что низкие показатели учебной тревожности до проведения программы в группе не наблюдались; средний уровень тревожности до воздействия наблюдался у 90% испытуемых (18 человек), высокие показатели - у 10% (2 человека); высокий уровень тревожности в группе после проведения программы не наблюдается, средние показатели прослеживаются у 75% испытуемых (15 человек), низкие показатели – у 25% (5 человек), различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням учебной тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 9. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 3 – «Сравнительный анализ показателей учебной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы» (Приложение 5).

Гистограмма 9 – Процентное распределение показателей учебной тревожности, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Анализ результатов, полученных по шкале «самооценочная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что в группе до проведения программы высокие показатели самооценочной тревожности наблюдаются у 10% испытуемых (2 человека), средний уровень тревожности - у 70% (14 человек), низкие показатели - у 20% испытуемых (4 человека). После проведения программы в группе высокий уровень тревожности не наблюдается, средние показатели прослеживаются у 75% испытуемых (15 человек), низкие показатели наблюдаются у 25% испытуемых (5 человек), различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням самооценочной тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 10. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 4 – «Сравнительный анализ показателей самооценочной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы» (Приложение 5).

Гистограмма 10 – Процентное распределение показателей самооценочной тревожности, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Анализ результатов, полученных по шкале «межличностная тревожность» методики «Шкала тревожности ребенка» показал, что в группе до проведения программы высокие показатели межличностной тревожности наблюдаются у 60% испытуемых (12 человек), средний уровень тревожности - у 40% (8 человек), низкие показатели не выявлены. В группе после проведения программы высокий уровень межличностной тревожности наблюдается у 20% испытуемых (4 человека), средние показатели прослеживаются у 70% (14 человек), низкие показатели – у 10% испытуемых (2 человека), различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням межличностной тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 11. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 5 – «Сравнительный анализ показателей межличностной тревожности по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы» (Приложение 5).

Гистограмма 11 – Процентное распределение показателей межличностной тревожности, полученных по методике «Шкала тревожности ребенка» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Анализ результатов, полученных по методике «Тест тревожности» показал, что в группе до проведения программы высокий уровень тревожности наблюдался у 60% испытуемых (12 человек), средний уровень тревожности - у 40% (8 человек), низкие показатели не прослеживались. В группе после проведения программы высокий уровень тревожности наблюдается у 10% испытуемых (2 человека), средний уровень - у 85% испытуемых (17 человек) и низкий уровень наблюдается у 5% испытуемых (1 человек), различия достоверны (р < 0, 05). Достоверность различий рассчитана с помощью t – критерия Стьюдента, данные статистической обработки представлены в Приложении 9. Процентное распределение показателей по уровням тревожности у детей экспериментальной группы до и после проведения программы представлены на Гистограмме 12. Результаты сравнения показателей тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы с использованием z - критерия отражены в таблице 6 – «Сравнительный анализ показателей тревожности по методике «Тест тревожности» в экспериментальной группе до и после проведения программы» (Приложение 5).

Гистограмма 12 – Процентное распределение показателей тревожности по методике «Тест тревожности» в экспериментальной группе до и после проведения программы

 

Из анализа данных по всем методикам можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы после проведения коррекционно-профилактической программы, направленной на профилактику тревожности, показатели высокого уровня тревожности достоверно снизились (р≤ 0, 05), по сравнению с результатами, полученными до проведения программы. Увеличились средние показатели тревожности, что является оптимальным уровнем тревожности для полноценного психического развития детей.

Также выявлено достоверное снижение по следующим видам страхов: страх боли, пожара, площадей и страх, возникающий при засыпании.

Средние данные результатов тестирования отражены в Таблице 3. Исходя из анализа данных, представленных в Таблице 3, можно сделать заключение о том, что средние данные после проведения коррекционно-профилактической программы снизилось по сравнению со средними данными, полученными до проведения программы.

Таблица 3 - Средние показатели исследования тревожности в экспериментальной группе до и после проведения программы

Методики До проведения программы После проведения программы Достоверность
«Страхи в домиках» 13, 4 + 1, 1 9, 2 + 0, 5 P< 0, 05  
«Шкала тревожности ребенка» 53, 4 + 2 46, 5 + 2, 3 P< 0, 05  
«Тест тревожности» 49, 9 + 2, 1 41, 9 + 2, 1 P< 0, 05  

Примечание: достоверность различий рассчитана по Т-критерию Вилкоксона

Нами были сравнены показатели в контрольной группе без коррекции в динамике, достоверных результатов не выявлено. Средние данные результатов тестирования с использованием описательной статистики и Т – критерия Вилкоксона отражены в таблице 4. Из таблицы 4 видно, что средние показатели в контрольной группе существенно не различаются (Р> 0, 05).

Таблица 4 – Средние показатели уровней тревожности у детей контрольной группе в динамике

Методики Первый замер Второй замер Достоверность
«Страхи в домиках» 6, 8 + 0, 4 7, 1 + 0, 4 Р> 0, 05
«Шкала тревожности ребенка» 35, 5 + 2, 1 35, 7 + 2, 1 Р> 0, 05
«Тест тревожности» 25, 9 + 1, 5 26, 2 + 1, 6 Р> 0, 05

Примечание: достоверность различий рассчитана по Т – критерию Вилкоксона

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.