Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психодиагностики дошкольников






Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики.

Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе.

Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей.

В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:

• Методы психодиагностики на основе наблюдения.

• Опросные психодиагностические методы.

• Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

• Экспериментальные методы психодиагностики.

Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.

Выбор методического арсенала психологического обследования во многом зависит от «возможностей» обследуемого, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так до 3-4 лет психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов в узком смысле слова, основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментальных (моделируемых) ситуациях. Надежность данной психометрии определяется адекватностью параметров поведенческих реакций ребенка, выбранных в качестве критериев показателей психического развития, и точностью, объективностью оценок этих параметров «наблюдателем» (экспертом).

Наблюдения включают два основных объекта- детей и среду, в которой дети находятся, и преследуют следующие цели:

• получить информацию о развитии каждого ребенка;

• понять темперамент каждого ребенка;

• понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;

• оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников

• Подготовительный этап:

• составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации (карты развития ребенка) и беседы с медицинским работником;

• составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

• составление педагогического анализа (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и сотрудниками, взаимодействующих с ребенком;

• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями.

• Адаптационный этап:

• знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

• Основной этап:

• тестирование или другой метод диагностики.

• Интерпретационный этап.

• составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

• Заключительный этап.

• констатацию результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

• рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

 

Правила психодиагностики дошкольников

• Использовать не менее 10-15 методик.

• Подбирать методики в соответствии с его возрастом.

• Строго следовать инструкции.

• Не изменять стимульный материал.

• Заинтересовать ребенка, не пытаться работать с ним через силу.

• Наблюдать за ребенком во время обследования (реакция его на ситуацию обследования, его активность, интерес, степень расторможенности, напряженности, страхи, тревогу).

• Чередовать методики изучение памяти следует за анализом мышления, а изучение восприятия - за исследованием воображения. Начинать с рисуночных тестов. Методики на изучение личности давать в конце, когда установлен полный контакт с ребенком.

• Проводить количественную и качественную обработку,
сопоставляя данные, полученные по разным методикам.

• Интерпретация результатов может быть сделана только на основе
всей диагностики.

Методика проведения психодиагностики и интерпретация ее показателей

В начале собеседования психолог должен установить контакт с ребенком (глаза в глаза), лучше сесть не напротив, а рядом с ребенком. Предоставить вначале ребенку свободный выбор сфер деятельности (игра, рисунок, общение).

В ходе обследования чередовать деятельность, на основе которой построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование). Регламентировать время обследования от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка. Следует регламентировать интеллектуальную нагрузку. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) тестов (не более трех в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных).

Необходимо регламентировать личностно-эмоциональную нагрузку. Она обеспечивается количеством проективных тестов в диагностическом комплекте (не более 2-х в одной процедуре) с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных. Помощь ребенку оказывается только при осложнении в процедуре обследования (тревожность, аутичность и др.)

После проведения обследования психолог проводит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию - это проникновение во внутреннюю сущность процессов развития, конкретного ребенка, как он познает и воспринимает окружающий мир, других людей и самого себя, как происходит становление его индивидуальности.

Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический статус ребенка на момент обследования (актуальный уровень развития).

Анализируя полученные данные (количественно и качественно) важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики ребенка (познавательными способностями, его личностными качествами и характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психики конкретного ребенка, а также причины недостатков и отклонений в его развитии. Например: неуспешность в учебной деятельности может быть связана с отставанием познавательного развития, а может с высокой тревожностью или замедленным темпом развития. Анализ результатов представляет собой систему размышлений специалиста над «протоколами». Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Диагностика должна помогать развитию ребенка, служить задачам индивидуализации его обучения и воспитания.

Таким образом, психологическая диагностика определяется как наука о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Причем под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей. Возможности использовать все многообразие психодиагностических методик при обследовании детей дошкольного возраста ограничены. Поэтому диагностика психического развития ребенка осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием, а также анкетированием, беседой, анализом продуктов детской деятельности. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка может быть проведено специальное обследование с помощью игрушек. Таким образом, психодиагностика ребенка дошкольного возраста может и должна проводиться в игровой форме, т. е. так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и непринужденно.

Научно-исследовательская работа

Целью данной работы является разработка коррекционно-профилактической программы, направленной на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народная игрушка, как метод профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предположим, что использование игрушки в профилактической работе помогает снизить ситуативную тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

• Подобрать психодиагностического материала;

• Выявить тревожность у детей старшего дошкольного возраста и сформировать экспериментальную и контрольную группы исследования;

• Сравнить полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах;

• Разработать и апробировать коррекционно-профилактическую программу, направленную на профилактику ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста и анализ динамики;

• Проанализировать полученные результаты и статистически обработать данные.

• Разработать рекомендаций для родителей, педагогов и психологов при работе с тревожными детьми;

В исследовании принимали участие 40 детей. Экспериментальная группа: 20 детей (10 девочек и 10 мальчиков) с завышенным и с тенденцией к высокому уровню тревожности в возрасте 5 – 6 лет. Контрольная группа: 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек) с нормальным уровнем тревожности, в возрасте 5 – 6 лет.

Методы математической обработки:

• t – критерий Стьюдента;

• T – критерий Вилкоксона;

• z – критерий;

• U – критерий Манна-Уитни;

• Описательная статистика.

Для определения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие методики:

1. Методика «Страхи в домиках» А.И.Захаров.

Методика предназначена для детей в возрасте 3 – 15 лет.

Цель: направлена на выявление страхов у детей.

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном доме будут жить страшные страхи, а в красном – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в какой дом их поселишь».

Интерпретация: подсчитывается количество страхов, которые ребенок поместил в черный дом и сравнивается с возрастными нормами. В возрасте 5 – 6 лет в норме у девочек 11 страхов, у мальчиков – 9.

2. Методика «Шкала тревожности ребенка» А.М.Прихожана.

Цель: оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне голубую карточку».

Интерпретация: Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2 балла, голубая – 0 баллов.

Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или более 60 суммарный уровень) и «очень спокойные дети» (особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0).

Нормальный уровень тревожности, характерный для детей, соответствует от 10-15 до 20 баллов.

3. «Тест тревожности» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

Методика предназначена для детей 4 – 7 лет.

Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.

Инструкция: Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, задается вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?». Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Интерпретация: На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ= (число эмоционально негативных выборов: 14)х 100 %.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.