Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояния спортсмена при выполнении им деятельности






Монотонная деятельность в тренировочном процессе и состояния, вызываемые ею

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятель­ности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены по­стоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Особенно характерна монотония для трени­ровочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конь­кобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор моно­тонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творче­ского элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит не­достаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность, впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных за­нятий.

Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировоч­ной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях, в одиноч­ку, при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений, что имеет место при обучении методом «по частям»; к этому же при­водит простота действий в сочетании с их многократным повто­рением в одном и том же темпе при малой и средней интенсив­ности нагрузки.

Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии сле­дует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее разви­вается монотония, другие (и это больше отвечает действитель­ности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в не­большом темпе.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутство­вать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсме­на. Монотонность возникает при наличии двух условий: выпол­нение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышле­ния над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «су­женным объемом внимания» (X. Бартенверфер).

Однако переживание монотонности не является обязатель­ным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине от­рицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости.

Наоборот, заинте­ресованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену от тренажеров, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировоч­ной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, непри­ятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно зна­чимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.

Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спорт­смена и получило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере» в раздражительности спортсмена и получило название психиче­ского пресыщения.

Состояние монотонии. Монотония представляет собой качест­венно особое состояние, о котором можно судить по определен­ным критериям. Различают субъективные и объективные при­знаки, характеризующие состояние монотонии.

Субъективные переживания. Имеется целая гамма субъек­тивных симптомов: падение интереса к работе (скука), преж­девременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовле­творенности и т. д. Такое богатство переживаний монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает рав­нодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, за­тем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти переживания рождают та­кие явления, как ослабление внимания, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т. д. В возникновении этих субъективных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществляемой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное и интересное, то работа кажется однообразной и слишком дли­тельной.

Объективные симптомы состояния монотонии. При наступле­нии состояния монотонии возникает сложная картина психофи­зиологических изменений. Показатели, характеризующие состоя­ние уровней регуляции, связанных со сложными функциями и прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Вследствие этого спортсмен чаще начинает реагировать на дифференцировочные сигналы (например, на ложные выпады противника в боксе и в фехтовании).

Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать своевременно принять решение. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличиваются мышечная сила и темп произвольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы воз­буждение двигательной системы увеличивается. Следовательно, о двигательном утомлении при развитии монотонии, по крайней мере, на первых стадиях, не может быть и речи.

Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из ра­бочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, ста­новится глухим, а речь вялой.

Все многообразие изменений функций при развитии состоя­ния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что в первую очередь при монотонии страдают творческие функ­ции, связано с образованием «мотивационного вакуума», выра­жающегося в потере интереса к работе.

Торможение, возникаю­щее на этом уровне, снижение активации имеет следствием уси­ление парасимпатических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако по­скольку работа должна быть продолжена, то возникает проти­воречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека, направленная на регуляцию и контроль за деятель­ностью, с другой — работа должна продолжаться при оптималь­ном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочи­ми действиями. Выход из этого положения человек часто находит в том, что повышает свою двигательную активность: увеличивает темп деятельности, мышечные усилия и быстроту просто­го реагирования на сигнал. Все указанные изменения не резуль­тат продолжающегося врабатывания при двигательной деятель­ности, а отражение механизмов саморегуляции, порой даже неосознаваемых. Укорочение простой зрительно-моторной реак­ции и нарастание возбуждения на двигательном уровне регули­рования было обнаружено Н.П. Фетискиным и при выполнении однообразной умственной деятельности. Увеличение двигатель­ной активности может быть следствием и активирующего, воз­буждающего влияния ретикулярной формации и приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрство­ванием, к нейтрализации до некоторой степени развивающего­ся торможения. Очевидно, в этих сдвигах находят отражение механизмы саморегуляции энергетического потока в централь­ной нервной системе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.