Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. (Психология физического воспитания как наука и учебная дисциплина)






(Психология физического воспитания как наука и учебная дисциплина)

 

Роль психологии в формировании спортивного педагога

Психология как учебная дисциплина является одной из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которой формируется профессиональное мастерство педагога. Она помогает более правильно определять содержание и методы педагогического процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных учащихся и коллектива школьников, рационально организовывать свою деятельность, правильно организовывать свою деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимопонимания с учащимися. Недаром К.Д. Ушинский считал педагогику прикладной психологией, то есть реализующей на практике психологические знания, а П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что научно образованный педагог непременно должен быть психологом.

 

Понятие о предмете психологии физического воспитания

Психология физического воспитания - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.

Основная задача этой отрасли психологии - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.

П.Ф. Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно немыслимо без возможно большего упражнения этих органов, поэтому насколько развит палец, глаз, ухо и все воспринимающие из вне органы, настолько же развит и ум человека и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать. Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя познакомиться с психологией движений».

Для широкого распространения физической культуры среди разных слоев населения, и прежде всего среди детей и молодежи, исключительно важно формирование у них интересов, мотивов, потребностей к занятиям физическими упражнениями. Без развития этих личностных качеств, а также без положительного отношения к физической культуре невозможно решение тех важнейших государственных задач, которые поставлены президентом и правительством.

Содержание предмета «Психология физического воспитания и спорта» состоит в преломлении психологических знаний к деятельности учителя физической культуры. Объектом рассмотрения в этом курсе являются:

- учитель физической культуры как личность и профессионал;

- учащиеся как личности и как коллективы;

- педагогический процесс как совместная деятельность учителя и учащихся.

Предметом рассмотрения являются психологические особенности учителя физической культуры, учащихся, а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.

Задачами курса «Психология физического воспитания и спорта» являются:

- содействие формированию мировоззрения у будущих учителей физического воспитания, их личностному росту;

- вооружение студентов основами психологических знаний: о методологии психологии, закономерностях развертывания психических явлений, нравственного и психического развития учащихся, о формировании учебных коллективов при занятиях физической культурой;

- формирование у студентов умения анализировать педагогические ситуации, проникать во внутренний мир учащихся, применять психологические знания в практике общения, обучения и воспитания.

Предмет «Психология физического воспитания и спорта» является частью более общего курса «Психология физической культуры», который включает, кроме того, следующие предметы: «Психология спорта», «Психология рекреационной физической культуры», связанной с психологическим обоснованием занятий населения в группы здоровья. Разделение этих учебных предметов, несмотря на их некоторую общность, вызвано запросами практики в связи с тем, что цели физического воспитания, рекреационной физической культуры и занятий спортом во многом стали специфическими, так же как и объекты, с которыми они имеют дело, затрачиваемое время и усилия, мотивы занятий и т.д.

 

Взаимосвязь психологии физического воспитания с другими науками

Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности, которые раскрыты в общей психологии. Их учет является необходимым условием рациональной научно обоснованной организации занятий по физическому воспитанию.

Четкость мышечно-двигательных ощущений, их пространственных (направления, формы, амплитуды), временных (быстроты) и силовых (интенсивности напряжения и расслабления) признаков необходима для формирования точных движений. Сознательная регуляция при сохранении равновесия является важнейшим условием формирования координации движений. Во время показа упражнения важны точность и полнота его зрительного восприятия. В процессе усвоения действия особая роль принадлежит зрительным мышечно-двигательным восприятиям последовательности элементов, одновременности, длительности, темпа, ритма выполнения упражнений.

В представление о том или ином упражнении включены зрительные мышечно-двигательные, слуховые, тактильные, вестибулярные компоненты. Оно является эталоном, с которым постоянно сравнивается выполняемое действие. На основе этого сравнения в действие вносятся коррекции в случае его расхождения с программой. В этом проявляются программирующая и регулирующая функции представления при овладении двигательным действием. Мысленное выполнение упражнения в виде идеомоторных актов оказывает формирующее влияние на двигательные действия. В этом проявляется тренирующая функция представления.

Основу запоминания и воспроизведения двигательных действий составляет наглядно-образная и двигательная память. Важнейшую роль играет также смысловое запоминание на основе понимания значения всех элементов действия, их связей и последовательности выполнения. Усвоение упражнения связано с механизмами долговременной памяти, следовательно, при обучении физическим упражнениям необходимо использовать общеизвестные мнемические приемы запоминания.

Использование закономерностей непроизвольного внимания важно для стимулирования двигательной активности особенно школьников. Вместе с тем, физическое воспитание является одним из действенных средств развития произвольного внимания и его свойств. При обучении двигательным действиям предъявляются повышенные требования к устойчивости и концентрации внимания, а также к его переключению и распределению.

Мыслительные операции (анализ собственных действий и сравнение их с правильным выполнением, анализ и сравнение действий, выполняемых другими, абстракция - выделение отдельных, наиболее важных компонентов, обобщение нескольких упражнений по общим существенным компонентам) составляют основу осознанного овладения двигательными действиями.

Переживание чувства удовольствия от двигательной деятельности обусловливает потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Стенические эмоции, возникающие во время выполнения упражнений в соревновательных условиях, стимулирует к лучшему овладению действиями. Успешное коллективное выполнение упражнений (эстафеты, спортивные игры) создает общий положительный эмоциональный фон, способствует формированию чувства коллективизма, чувства гордости и чести.

В процессе воспитания воли на занятиях физической культурой необходимо учитывать особенности объективных трудностей выполнения тех или иных двигательных действий, субъективных трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся, направленность волевых усилий при выполнении тех или иных упражнений, специфические требования к проявлению волевых качеств при выполнении конкретных физических упражнений.

Эффективность занятий физической культурой определяется некоторыми особенностями направленности личности. Основой активизации двигательной деятельности учащихся на занятиях является поддержание на высоком уровне потребности в движении, в физической нагрузке, интереса к овладению новыми упражнениями и совершенствованию усвоенных. Активизация непосредственных и опосредованных мотивов занятий физической культурой наряду с формированием потребности и интересов обеспечивает положительное отношение учащихся занятиям.

Учет особенностей свойств нервной системы и темперамента имеет большое значение для эффективности обучения двигательным действиям. От силы нервной системы зависит высокая работоспособность ученика в условиях физической нагрузки. Подвижность нервных процессов во многом определяет быстроту и адекватность разнообразных реакций при выполнении различных двигательных заданий, своевременность выполнения команд. Уравновешенность нервных процессов помогает противостоять нервному перевозбуждению.

Высокая степень развития различных черт характера, и, прежде всего, волевых - настойчивости, смелости, решительности – является важнейшей предпосылкой овладения самыми сложными двигательными действиями, преодоления трудностей, которые характерны для целого ряда упражнений.

Выявление и развитие двигательных способностей является тем важным психологическим резервом, который может быть использован для быстрого и совершенного усвоения физических упражнений.

Психология физического воспитания и спорта тесно связана с возрастной психологией. Без глубоких знаний о закономерностях развития психики в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.

Психология физического воспитания и спорта связана с педагогической психологией, так как физическое воспитание - это педагогический процесс обучению и воспитания, направленный на психическое и физическое совершенствование, на формирование личности обучающихся.

Психология физического воспитания и спорта непосредственно связана с социальной психологией, поскольку обучение и воспитание в процессе физического воспитания осуществляется в группах учащихся. Учет разнообразных, иногда очень сложных взаимоотношений в этой групп воспитанниками обеспечивают благоприятные условия для эффективного протекания процесса физического воспитания.

Психология физического воспитания и спорта в изучении своего предмета опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.