Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел ІІІ. Психологическая платформа личностного контакта в телекоммуникации.






 

В предыдущей главе есть категорический императив, т.е. всех обязывающее к учёту утверждение, что умеющий правильно слушать телеведущий – профессиональный ведущий. А главой раньше это же утверждалось в отношении знания журналистом-телеведущим типов людей и умения пользоваться этим знанием, чтобы верно выбирать героев для интервью и ток-шоу. А ещё раньше в этом нашем кластере (т.е. наборе) специализированных наставлений, адресуемых осваивающему модераторские премудрости, как признак профессионализма квалифицировалось умение телеведущего в точном соответствии с темой, форматом разговора и типами собеседников определять характер вопросов для будущего своего экранного общения. И закономерность эту можно проследить по нисходящей вплоть до первой главы. Она (закономерность) не случайна: каждый тематизированный набор технико-технологических тележурналистских инструментов, классифицированный конкретной главой, оказавшись освоенным человеком, сертифицирует лишь сегментный, т.е. частичный его профессионализм. Мысль автора в том, что чем больше освоенных таких сегментных наборов, тем полнее и явственнее вырисовывается целостный пазл профессионализма человека с микрофоном.

Не является исключением в этом ряду профессиональных знаний и умений способность управителя телепрограмм формировать личностный психологический контакт с привлечёнными им в экранное взаимодействие людьми. Ибо любое журналистское действие и прежде всего самое главное из них – сбор информации и поиск (на основе её) истины невозможно без общения. «Но прежде чем общение этих двоих или группы состоится, – констатирует непреложную журналистскую истину Л.А. Васильева, – необходим личностно-психологический контакт, то есть очень непростая система взаимодействия журналиста и тех, с кем он общается, контактирует...» [38]

В общечеловеческом смысле контакт определяется как соприкосновение, соединение, взаимодействие и т.д., т.е. действие преимущественно односторонней направленности. А что до коммуникативного контакта, то психологи рассматривают его как процесс с обратной связью. Именно в такой атмосфере – атмосфере равновалентной, взаимонавстречной направленности реакций – должны и даже вынуждены работать управители экранно-беседных действ. Более того – они должны сами эту ситуацию создавать и «выжимать» из неё максимально продуктивный результат. Здесь как раз уместно вновь заговорить о профессионализме, так как набор инструментария, с помощью которого формируется личностно-психологический контакт, его полнота – тоже (ещё один) важный определитель цельнопазлового профессионализма телеведущего. А он в своей окончательной конфигуративной собранности вырисовывает два главных профессионализирующих личность ведущего сегмента, на которых и базируется межличностное контактирование вообще и на ТВ –в частности. Итак, главные составные – это:

· дискурсивное (понятийное, логическое, опосредованное) мышление

и

· эмоционально-интуитивное мышление. [39]

Первый вид мышления актуализируется ТВ журналистами при необходимости что-то логически осмыслить, выстроить чёткую цепочку доказательств и аргументов с помощью собранной для этого информации и так же чётко и понятно для телезрителей сформулировать эти самые доказательства и аргументацию.

Второй вид мышления базируется на интуиции, которая картинки постижения нами, скажем, мира человека или явления формирует, конечно же, не из субстанции трансцендентной (т.е. недоступной познанию) пустоты, а на основе синтезированного (объединённого) действия в нашем подсознании непосредственного (иррационального) знания и знания опосредованного (рационального), приобретённого раньше, в результате прошлого, докоммуникативного, опыта.

Таким образом, дискурсивное мышление работает в секторе вербальных отношений, когда ведущий с помощью информанта (обладателя информации) факты, события или глубокие смыслы, связанные с ними, доносит зрителям в словесных формулировках. Интуитивное же мышление – это, как уже упоминалось, сфера эмоционально-психологических отношений, или лучше сказать – контактов. Это уровень постижения коммуникатором коммуниканта с помощью тонкого механизма эмоциональных ассоциаций, идентификации себя с ним, угадываний возможных самопроявлений последнего вследствии идентификации себя с ним. И здесь уместны такие советы будущим управителям экранных шоу:

необходимо выработать в себе (в учебной телестудии, во время производственной практики и т.д.) «сенсорное чутьё» на внутренние (другим незаметные) настроенческие изменения в партнёре по коммуниккаци, а также умение на всех уровнях фиксировать их особенности с учётом необходимости выбирать и применять соответствующее (из представленных в книге раньше) организационно-психологическое средство воздействия на коммуниканта, направленное на положительную коррекцию изменившегося его состояния;

надо знать и помнить, что человек принадлежит к определённой группе, и, естественно, его поведение несёт черты этой группы также и в ТВ коммуникации. Ведущему не следует всецело идти на поводу этого стереотипа, ибо в данном случае можно ошибиться в выборе тактики выстраивания личностно-психологического контакта с собеседным партнёром, который на поверку может оказаться хуже или лучше группы;

надлежит всегда в коммуникации исходить из того, что её участники редко бывают бескорыстными и в общении каждый движим своей мотивацией; ведущий, который жаждет получить от партнёров максимум информации – в том числе. Значит, ведущему для того, чтобы получить свою пользу от общения (а это – максимум информации), необходимо всё делать для того, дабы свою пользу от того же общения получал также каждый её участник. Дайте ему выговориться и получить от собеседного эксперта интересующие его сведения.

Выполнение коммуникатором перечисленных положений во многом обеспечит предпосылки к его продуктивному личностно-психологическому контакту с коммуникантом. Потому что при таком своём поведении ведущий способствует более полному открытию в партнёре самого, возможно, комфортного канала восприятия коммуникативной действительности – сенсибельного, когда постижение происходящего осуществляется также и при помощи чувств.

Возвращаясь к вопросу реализации приёмов получения в ТВ общении текущей (на практике достаточно изменчивой) информации о собеседнике(ах), представим несколько методов её эффективного восприятия. Надо, как советует П.Мицич: [40]

1. Слушать (улавливать сигналы «между строк»).

2. Узнавать о поведении нашего собеседника по его отношению к его же коллегам – собеседникам.

3. Узнавать о его отношениях с руководителями и подчинёнными.

4. Узнавать о его личных отношениях к семье, дому, автомобилю, престижу, общественному имуществу.

5. Наблюдать за его спонтанными реакциями...

При этом нужно помнить следующее правило: как можно больше наблюдать как можно с меньшими предубеждениями! Это особенно важно при первых контакатах.

Понятно, что сосредоточенное наблюдение сопровождается работой мысли распорядителя общения в направлении анализа возникающих в респонденте настроенческо-отношенческих колебаний. В такой ситуации, естественно, усекается сосредоточенность первого на смыслонесущих вербально-информационных посланиях последнего, что вряд ли ускользнёт от его внимания, и тогда рассчитывать первому на возникновение устойчивой взаимной личностно-психологической контактной расположенности второго не приходится. Как же быть в этом случае ведущему?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.