Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тушение пожаров в подземных помещениях метрополитена






 

1. Чем характери­зуется пожарная опасность в мет­рополитенах?

1. Наличием значительного количества горючих мате­риалов в оборудовании эскалаторных и путевых тоннелей, служебных помещений, а также подвиж­ного состава. 2. Высокой насыщенностью помещений и сооружений кабельными сетями и электрооборудованием, на­ходящимися под напряжением. 3. Высокой пожарной опасностью электороподвижного состава, перемещающегося в период эксплуатации по трассе и частично оставленного для ночного от­стоя в туннелях и на стояночных путях. 4. Особенностями подземных сооружений метрополи­тена, затрудняющими тушение пожара, являются: -сложная планировка и удаленность от поверхности, трудность доступа в ряды подземных объектов; -сильное задымление подземного объекта с очагами пожара, а также прилегающих подземных сооруже­ний на значительном участке трассы; -наличие вентиляционных потоков, способствующих распространению горения на значительную пло­щадь; -массовое пребывание людей в подземных сооруже­ниях в течение почти всей продолжительности су­ток, ограниченное количество выходов на поверх­ность; -возможность отключения вследствии пожара питания электрической тяги 825 В с остановкой поездов в тоннелях, эскалаторов, части тоннельной вентиля­ции, а также светофоров и других устройств обес­печения безопасности движения.

 

2. Что относится к пристанционным сооружениям мет­рополитена?

1. Пассажирские помещения станций. К ним относит­ся: вестибюли, распределительные залы, плат­формы станций, пешеходные тоннели, эскалаторы. 2. Служебные помещения, -служебно-технические помещения (электрощитовые, аппаратные, аккумуляторные, красовые, радиоуз­лы, калориферные и вентиляционные камеры, мастерские, бойлерные, дренажные перекачки); -служебно-бытовые помещения (кабинеты, комнаты дежурного персонала, табельные, медпункты, бу­феты, комнаты отдыха, технические кабинеты, красные уголки, кладовые). 3. Эскалаторный комплекс включает в себя машинный зал, наклонный тоннель, подвижную камеру. 4. Подземные электростанции. В них располагаются: -распределительные устройства; -выпрямительные агрегаты и трансформаторы; -аккумуляторные устройства; -вентиляционные камеры; -служебные помещения. 5. Вентиляционные шахты. Они включают в себя: - подземный воздухозаборный киоск; - ствол шахты; - камеру с вентиляционными агрегатами; - шумопоглащающую камеру; - вентиляционный тоннель.

 

3. Что относится к тоннелям и притоннельным со­оружениям?

1. Перегонные тоннели представляют собой протяж­ные параллельные выработки длиной 0, 6-3, 5 км между станциями. 2. Соединительные ветки предназначены для переда­чи поездов с одной станции на другую. 3. Тупики размещаются на конечных и зонных станци­ях и предназначены для организации оборота по­ездов, их осмотра и отстоя. 4. Притоннельные сооружения предназначены для размещения оборудования, необходимого для экс­плуатации тоннелей и находящихся в них техноло­гических устройств.

 

4. Какие обязанно­сти возлагаются на старшее должно­стное лицо метро­политена при воз­никновении пожа­ра?

1. Осуществляет контроль за выполнением работни­ками метрополитена своих должностных обязанно­стей при возникновении пожара. 2. Сообщает о пожаре старшему поездному диспетче­ру и действует в соответствии с руководящими до­кументами, указаниями диспетчера и складываю­щейся обстановки. 3. Организует введение аварийного режима в соответ­ствии с обстановкой на пожаре. 4. Осуществляет подготовительные мероприятия для создания штаба аварийно-спасательных работ.

5. Обеспечивает прибывшим подразделениям пожарной охраны условия выполнения их функций и задач. 6. Организует встречу пожарных подразделений и дает необходимую информацию для тушения старшему оперативному начальнику пожарной ох­раны с отражением в ней: - места возникновения пожара; - принятых мер по тушению пожара, эвакуации людей; - обстановки на пожаре; - сведений о работоспособности систем электроснаб­жения; - организации взаимодействия с другими аварийными и диспетчерскими службами.

 

5. Какой порядок отключения элек­троэнергии и мет­рополитена?

1. Напряжение может быть полностью снято с кон­тактного рельса 825 В в зоне пожара диспетчером электрослужбы. 2. На СТП (совмещенных тягово-понизительных под­станциях) напряжение 6-10 кВ может быть снято средствами телеуправления - отключением пи­тающих вводов, но напряжение 6-10 кВ на самих кабелях остается и может быть снято только пер­соналом " Ленэнерго". З. Во всех случаях остается напряжение на кабелях постоянного тока от аккумуляторных батарей (150-230 В), а в тоннеле - на транзитных кабелях всех назначений.

 

6. Какие основные действия РТП по организации работ в сооружениях метрополитена?

1. Через представителя администрации выяснить не­обходимые сведения об обстановке пожара, по­ездной ситуации на трассе, о наличии людей в опасной зоне. 2. Немедленно организовать эвакуацию и спасение лю­дей, используя в первую очередь эвакуационные пути, расположенные ниже уровня помещений, где происхо­дит горение, и переходы на другие станции. 3. Потребовать до начала проведения работ в тонне­ле или на объектах с установками высокого напря­жения представления письменного допуска, под­тверждающего выполнение мероприятий, обеспе­чивающих безопасное выполнение работ. 4. Провести разведку несколькими звеньями ГДЗС в различных направлениях, в первую очередь в мес­тах возможного нахождения людей. 5. В зависимости от обстановки на пожаре создать оперативный штаб, боевые участки, сектора, при необходимости организовать ведение боевых дей­ствий на вспомогательном направлении.

 

7. Какие обязанно­сти начальника оперативного шта­ба?

Оперативный штаб следует создавать у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. 1. Проконтролировать ведение аварийного вентиляцион­ного режима в соответствии с обстановкой пожара. 2. Для оценки границ задымления, при необходимо­сти, выставить наблюдателей у киосков вентиля­ционных шахт. 3. Вести учет сил и средств как на решающем, так и на вспомогательном направлениях. 4. Организовать связь с подразделениями решающего и вспомогательных направлений, подразделения­ми аварийных служб метрополитена и города. 5. Осуществлять взаимодействие со службами метро­политена и города.

 

8. Кто входит в состав штаба ава­рийно-спасатель­ных работ?

При затяжных и сложных пожарах для обеспечения взаимодействия всех привлекаемых подразделений по предложению РТП или старшего должностного лица метрополитена создается штаб аварийно-спасательных работ. В него входят: 1. Начальник метрополитена или его заместитель. 2. Руководитель тушения пожара. 3. Помощник начальника штаба АСР (начальник ОВ-ПО метрополитена). 4. Группа инженерно-технического персонала служб метрополитена. 5. Руководители аварийных подразделений городских служб.

 

9. Что должна ус­тановить развед­ка?

1. Границы зоны задымления, места расположения поездов, степень угрозы жизни, пути и способы эвакуации и спасения. 2. Направления и способы удаления дыма, способы снижения температуры, возможные направления распространения пожара. 3. Возможность использования внутреннего противо­пожарного водопровода. 4. Наличие в зоне пожара электроустановок и кабель­ных сетей. 5. Возможность обрушения и потери несущей способ­ности конструктивных элементов. 6. Возможность использования специальных уст­ройств метрополитена для предотвращения рас­пространения огня и продуктов горения.

 

10. В чем особенно­сти работы газодымозащитников?

1. РТП лично или через начальников БУ определяет необходимое количество постов безопасности, КПП ГДЗС и места их размещения. Организует контроль через начальника оперативного штаба за их работой. 2. КПП ГДЗС следует размещать на поверхности. По­сты безопасности целесообразно создавать также на поверхности, так как на границе с зоной задым­ления может быть резкое изменение движения дыма в сторону поста безопасности. 3. Звенья ГДЗС, направленные в задымленные объ­екты большой протяженности, должны состоять из газодымозащитников, несущих службу в одном от­делении или карауле. 4. По решению РТП, состав звена ГДЗС может быть сформирован из газодымозащитников разных подраз­делений ГДЗС, но они должны иметь однотипные СИ-ЗОД с одинаковым временем защитного действия. 5. Подразделения, работающие на этих объектах, должны состоять не менее чем из двух звеньев. На каждое работающее звено на посту безопасности следует выставлять одно резервное звено. 6. При тушении пожаров в тоннеле, тупиках и протяжен­ных сооружениях, при продвижении звеньев ГДЗС по тоннелю между станциями, следует использовать про­тивогазы со сроком защитного действия 4 часа.

 

11. Какие особен­ности организации эвакуации людей?

Для проведения эвакуационно-спасательных работ РТП должен: 1. Установить четкое взаимодействие с администра­цией. 2. Оказать помощь администрации метрополитена в проведении эвакуации. 3. Определить БУ для проведения работ по спасанию, создать и направить в подземные сооружения зве­нья ГДЗС со стороны аварийной, а при необходи­мости и смежных станций. 4. Организовать освещение на путях эвакуации и спа­сания, а также вещание с помощью громкоговоря­щих средств. 5. Организовать на месте пожара медицинскую по­мощь и назначить ответственного за соблюдением мер безопасности.

 

12. Какие реко­мендации боевого развертывания при подаче огне-тушащих веществ?

1. Магистральная линия в эскалаторном тоннеле должна прокладываться по ступеням эскалатора или по балюстраде и через 3-4 рукава закреплять­ся задержками. 2. Наиболее целесообразным является способ про­кладки рукавной линии в собранном виде с нара­щиванием ее со стороны вестибюля. 3. На станциях, эскалаторные тоннели которых обо­рудованы сухотрубом, он используется в качестве основной магистральной линии. 4. Во всех случаях обязательна прокладка резервных магистральных линий. 5. Разветвление в магистральной линии устанавли­вается при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки. При длине эскалатора более 100 м дополнительно устанавливается разветвле­ние в его средней части. 6. При боевом развертывании в подземные сооруже­ния глубокого заложения следует иметь резервные рукава, которые размещаются вдоль нижней сход­ной площадки. 7. Крепление магистральной линии в случае ее проклад­ки по стволу вентиляционной шахты осуществляется рукавными задержками по одной на каждом рукаве. 8. При боевом развертывании для тушения подвижно­го состава на станции 2-3 разветвления устанав­ливаются елочкой по длине магистральной линии вдоль поезда. 9. При тушении поезда в тоннеле разветвление уста­навливается перед головным вагоном; при опре­делении числа рукавов рабочей линии следует учитывать, что длина вагона равна 20 метров. 10. При боевом развертывании в тоннелях рукавная линия прокладывается между банкеткой и бли­жайшим к ней ходовым рельсом. 11. Магистральная линия в местах пересечения же­лезно дорожных путей прокладывается под рель­сом в противоугонных приямках.

 

13. В чем особен­ности тушения пожара в тоннеле?

1. Снимается напряжение с контактного рельса и при­нимаются меры, препятствующие его подаче в зо­ну ведения работ. 2. Включаются рабочее и аварийное освещение тон­неля, включаются на головном (хвостовом) вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры, для освещения пути прохода. 3. Вводится аварийный режим вентиляции. 4. Останавливается движение поездов и снимается напряжение с контактного рельса соседних перего­нов и в параллельном тоннеле. 5. Решающее направление боевых действий по туше­нию пожара следует выбрать исходя из следующих принципов: - со стороны свежей вентиляционной струи; - со стороны, противоположной очагу горения на под­вижном составе; - со стороны параллельного тоннеля через сбойки; - при пожаре поезда вблизи станции - со стороны этой станции. 6. Для создания водной завесы по всему сечению тон­неля необходимо введение одновременно двух и более магистральных линий для обеспечения ра­боты трех стволов " А" с насадками НРТ-10. 7. Для тушения подвижного состава следует использо­вать распыленную воду, подаваемую стволами " Б". 8. Наращивание рабочих линий вдоль поезда с двух его сторон производится попеременно, перекрыти­ем одной из них на разветвлении, установленном перед поездом. 9. При невозможности тушения подвижного состава про­изводят его ликвидацию путем изоляции аварийного участка от остальной части тоннеля. Для изготовления перемычек применяют мешки с песком.

 

14. В чем особен­ности тушения пожара на стан­ции?

1. Организуется эвакуация пассажиров. 2. Вводится аварийный режим вентиляции. 3. Снимается напряжение с контактного рельса, с электрооборудования и кабелей. 4. Останавливается движение поездов в обоих на­правлениях. 5. Задействуется внутренний противопожарный водо­провод. 6. На тушение подается 2 ствола " Б" от передвижной пожарной техники на один вагон подвижного со­става. 7. Пена подается при горении подвагонного оборудо­вания, кабины машиниста и аппаратного отсека. 8. Подаются стволы на защиту не горящих вагонов поезда, несущих строительных конструкций.

 

15. В чем особен­ности тушения по­жара на электро­подстанции?

Проникновение на аварийный объект и подача огне-тушащих веществ в помещения с электроустанов­ками производится: 1. После снятия напряжения со всех питающих вводов электроподстанции. 2. После выдачи письменного пропуска. 3. После инструктажа личного состава о мерах безо­пасности и способах проникновения на объект. Ин­структаж должен проводиться ответственным ли­цом электротехнического персонала метрополите­на. 4. При отсутствии возможности у персонала метропо­литена снятия напряжения с силовых транзитных кабелей высокого напряжения подразделения по­жарной охраны тушение пожара не производит.

 

16. Какие меры безопасности не­обходимо соблю­дать при тушении пожара?

При боевой работе в условиях подземных сооруже­ний метрополитена личному составу подразделе­ний угрожает: 1. Возможность получения травм при продвижении в задымленной атмосфере; 2. Поражение электрическим током; 3. Потеря ориентации и связи в задымленных помещениях; 4. Травмирование движущимся подвижным составом; 5. Получение теплового удара вследствие высокой температурной среды; 6. Отравление токсичными продуктами горения. Для обеспечения безопасных условий работы лично­го состава необходимо: 1. Передвижение в тоннеле должно производиться по банкетке со стороны, противоположной контактно­му рельсу. 2. Ходьба между рельсами опасна. 3. Передвижение по станции в условиях задымления про­изводить в средней части распределительного зала. 4. Запрещается ходить в подбалюстрадном простран­стве. 5. Допуск в подземные объекты с электроустановками, находящимися под напряжением производится де­журным с обязательной выдачей письменного раз­решения. 6. Кабели освещения и линию связи следует прокла­дывать по балюстраде резервного эскалатора от­дельно от рукавных линий. 7.Для ориентации в подземных сооружениях следует использовать указатель для пассажиров на стан­циях, таблички на дверях помещений. 8. На посту безопасности должен быть 100% запас реге­неративных патронов и кислородных баллонов. 9. Необходимо тщательно вести учет числа пожарных, входящих в задымленное сооружение на одной станции, а выходящих на смешанных или соседних станциях. 10. Введение вентиляционных режимов, приводящих к изменению направления воздушных потоков, должно быть согласовано с РТП. 11. При подаче сведений о нахождении группы следу­ет сообщать номера пикетов и светофоров.

 

17. В чем особен­ности организации связи на пожаре?

Для организации связи на пожаре в подземных со­оружениях метрополитена подразделениями ГПС используются: - автомобильные радиостанции; - носимые радиостанции; - переговорные устройства; - громкоговорящие установки; - электромегафоны; - средства телефонной связи; - связь метрополитена.

Начальник оперативного штаба располагается на поверхности и обеспечивается группой связи: 1. Прямой телефонной связью с РТП, автомобилем связи и освещения и штабом аварийно-спасательных работ. 2. Радиосвязью с сектором вспомогательного направ­ления на соседней станции, с постами наблюде­ния, с ЦУС. 3. Связь управления устанавливается между РТП, начальниками боевых участков и командирами подразделений. 4. Для общего оповещения РТП пользуется микрофо­нами, установленными в помещениях: дежурной по станции, директорской, радиоузла. 5. Для ближнего оповещения РТП пользуется элек­тромегафоном и звукоусиливающим комплектом автомобиля связи. 6. Связь взаимодействия устанавливается между ко­мандирами подразделений, она служит для взаим­ного информирования об обстановке на смежных участках проведения работ. Связь взаимодействия организуется: 1. По линии тоннельной связи с выходом на поездного диспетчера. 2. По непротяженным радиоканалам в пределах тон­нелей с последующим выходом на телефонные линии метрополитена. 3. Через связных. 4. По радиоканалу стационарной радиостанции элек­тропоезда с выходом на поездного диспетчера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.