Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели органов прокуратуры.






Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осно­вополагающего характера — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, действующих на территории РФ.

Реализуя свои полномочия, прокуроры надзирают за тем, чтобы органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане действовали на основе за­конности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обя­занностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизированы в ФЗ «О прокуратуре РФ»: это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые госу­дарственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Консти­туции РФ и иным ФЗ. Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий надзор стал надежной преградой на пути местничества и ведомственности, подрывающих основы законности в государстве, ее единства и неуклонного исполнения.При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следст­вия прокуроры должны обеспечивать осуществление надзора таким образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установ­ленной законом ответственности; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производи­лось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах; никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный зако­ном порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принужде­ния; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие об­виняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность; выяснялись причины и условия, способствовавшие совершению преступления; обеспечивались конституционные гарантии непри­косновенности личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.При надзоре за законностью и обоснованностью постановлений суда по уголовным делам перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств дела; квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного обвинения; содействие суду постановить по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор; обеспечение своевременного и правильного обращения приговоров, определений и постановлений к исполнению.В сфере надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам прокуроры над­зирают за обеспечением судом принципа всесторонности, полноты и объективности исследования об­стоятельств дела, чтобы решения суда являлись законными и справедливыми.

10. Акты прокурорского реагирования на выявление нарушения закона (общий надзор)

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» «представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по уст­ранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах при­нятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ». Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение на­рушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его вне­сения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематиче­ское нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обес­печивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнару­жены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направлен­ность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Необходимо иметь в виду, что представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устране­нию в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.

Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сооб­щить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сооб­щение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, проку­рор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования проку­рора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в со­ответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами. Высказываемые в теории суждения о возможности опротестования также действий с позиции современного правового регулирования деятельности органов прокуратуры не мо­гут, как представляется, считаться состоятельными.Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Протест приносится во всех случаях выявления актов, противоречащих закону. Исключение может быть сделано лишь для ситуаций, при которых отмена незаконного акта не может повлечь реальных юриди­ческих последствий и по существу будет носить формальный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.