Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа. «Организация внешкольной работы по лыжной подготовке

По лыжной подготовке:

«Организация внешкольной работы по лыжной подготовке. Характеристика. Цели и задачи»

 

Выполнил:

Студент 2 курса, ОЗО, группы «Г»

Кебец Артур Дмитриевич

 

 

Могилёв 2012

ПЛАН:

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

1. – стр.

2 – стр.

3 – стр.

4 – стр.

I I. АНАЛИЗ ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПОЛУКОНЬКОВЫМ ЛЫЖНЫМ ХОДОМ.

1. – стр.

2. – стр.

3. – стр.

4. – стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – стр.

 


 

 


 

Существуют две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту: урочные (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия)

 

Индивидуальные занятия. Проводятся по заданию учителя с целью закрепления и совершенствования навыков передвижение на лыжах, полученных на уроках в школе. Учитывая небольшое количество уроков в школе (два раза в неделю), индивидуальные занятия являются существенным дополнением и способствуют физическому развитию школьников.

 

Самодеятельные групповые занятия. Включают вылазки и прогулки на лыжах и имеют большое оздоровительное значение для школьников. Как правило, эти занятия носят эпизодический, но массовый характер.

 

Организованные групповые занятия. Проводятся в виде похода. Походы в зависимости от задачи делятся на учебные, спортивные, агитационные. К организационным групповым занятиям следует отнести спортивные соревнования и праздники, в программу которых входит лыжный спорт.

 

В отличие от секционной работы, в массовых лыжных мероприятиях могут принимать участие все учащиеся. Массовая работа проводится в виде прогулок, экскурсий, зимних праздников и туристских походов. В центральной и северной полосе все эти формы должны занимать одно из основных мест во внеклассной работе. Все массовые мероприятия проводятся в воскресные дни и в дни школьных каникул, однако непродолжительные прогулки на лыжах можно организовать и после занятий в обычные учебные дни. Руководство ими осуществляют учитель физической культуры и классные руководители. Для проведения этих мероприятий можно также привлечь родителей, пионервожатых, учащихся старших классов или спортсменов из шефствующих организаций. если прогулка связана с выездом за город, то ее организацию необходимо тщательно продумать и провести только под руководством взрослых. Экскурсии на лыжах проводятся с познавательной целью. Для составления плана таких экскурсий необходимо привлечь учителей географии, истории, классных руководителей.

 

К походам допускаются школьники, прошедшие предварительную подготовку и регулярно участвующие в лыжных прогулках и других мероприятиях по лыжному спорту. Продолжительность похода зависит от возраста и подготовленности учащихся. Дети 11—12 лет могут принимать участие только в однодневных походах при температуре воздуха не ниже – 10°, без ветра. Учащиеся 13—14 лет могут совершать походы продолжительностью до 5 дней при температуре воздуха не ниже -12°, без ветра. Подросткам 15—16 лет разрешается участвовать в походе продолжительностью до 7 дней при температуре не ниже -15°, а юношам 17—18 лет продолжительностью до 8—10 дней. Для длительных походов используются зимние или весенние каникулы. В группу подбираются учащиеся одинаково физически подготовленные, до 15 человек на одного руководителя. Группа должна быть зарегистрирована на экскурсионной туристской станции.

 

В условиях лыжного похода учащимся не рекомендуется ночевать в полевых условиях, поэтому о ночевках должна быть предварительная договоренность со школами и другими учреждениями. В случае непредвиденных обстоятельств или резкого изменения погоды необходимо всегда иметь в запасе сокращенный маршрут или запасной ночлег. средняя скорость движения в лыжном походе: для учащихся V—VI классов — 3, 5—4 км/ч, для VII—VIII классов — не более 14 км, для старших классов — не более 20 км в день. При движении на целине направляющий меняется каждые 10 мин. Через каждые 45—50 мин. движения устраиваются малые привалы.

 

Помимо походов в школах проводятся соревнования на лыжах по зимнему ориентированию на маркированной трассе. Длина дистанции не должна превышать 10 км. Количество контрольных пунктов на трассе устанавливается в зависимости от рельефа и других условий местности (10—15 пунктов). соревнования по ориентированию имеют важное прикладное значение, поэтому их необходимо всячески популяризировать среди школьников.

Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьных секциях; подготовка квалифицированных спортсменов, инструкторов-общественников и судей; оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по лыжам, комплексу ГТО и в подготовке физкультурного актива.

 

Во внеклассной и внешкольной работе по лыжам, помимо учебно-тренировочных занятий в секциях лыжного спорта, исключительно важное значение для решения оздоровительных и воспитательных задач имеют различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В секциях лыжного спорта занимается довольно ограниченное количество учащихся, проявивших интерес к занятиям лыжным спортом. Все остальные учащиеся проходят только уроки лыжной подготовки, что, конечно, не решает важнейшие задачи оздоровительной работы в зимнее время. Лыжная подготовка - это только обязательный минимум для всех. Поэтому необходимо как можно ярче и шире пропагандировать внеклассные занятия и привлекать к различным физкультурно-массовым, спортивным мероприятиям и другим формам занятий на лыжах возможно большее число учащихся.

 

В ходе внеурочных занятий на лыжах решаются задачи дальнейшего развития физических качеств, совершенствования техники способов передвижения на лыжах, повышения уровня общей работоспособности. Решение этих задач протекает более успешно именно в ходе внеурочных занятий потому, что они более разнообразны и эмоциональны по формам, проходят в самых различных условиях и более продолжительны по времени, чем уроки лыжной подготовки. Особо важную роль играют эти формы занятий в оздоровлении и закаливании учащихся. По сравнению с другими видами физкультурно-массовых мероприятий, которые проходят в спортивных залах, занятия на лыжах имеют неоспоримое преимущество, так как организуются чаще всего за городом или в парках, в зеленой зоне, на свежем воздухе.

 

Внеурочные занятия на лыжах организуются в самых разнообразных формах с привлечением большего или меньшего количества учащихся.

 

К организационным групповым формам занятий прежде всего следует отнести спортивные соревнования по лыжам, игры, различные мероприятия, входящие в программу традиционных зимних праздников. Сюда следует отнести экскурсии и прогулки на лыжах, которые проходят в учебные дни после уроков и в выходные дни (здесь они более продолжительны). Большое значение имеет организация туристической работы на лыжах. Зимний туризм играет важную роль в оздоровлении, закаливании учащихся, в привитии им прикладных навыков, а также в воспитании морально-волевых качеств и в военно-патриотическом воспитании школьников. Организованные групповые занятия на лыжах в школе - самые массовые и позволяют привлечь к ним большинство учащихся. Различные виды занятий проходят под руководством учителей физической культуры, классных руководителей. Совершенно необходимо привлекать к этой работе и учителей других специальностей, что повысит организованность учеников и позволит учителям лучше познакомиться с поведением и характером учащихся вне стен школы, особенно в условиях соревнований, туристических походов и т. д. Кроме этого, совместное участие учителей и школьников в таких мероприятиях сближает и позволяет лучше решать вопросы воспитания в целом. Не последнее место занимает и оздоровительная работа среди учителей, когда они сами, принимают участие во всех мероприятиях на лыжах.

 

Кроме этого, целесообразно привлекать к проведению таких занятий физкультурный актив из числа занимающихся в группах и отделениях ДЮСШ, а в выходные дни - родителей. Лучше, если в гости к учащимся придут и примут с ними участие в различных мероприятиях на лыжах известные спортсмены- лыжники из шефствующих организаций или добровольных спортивных обществ. Очень важно с точки зрения военно-патриотического воспитания приглашать на праздники и занятия спортсменов-воинов армии.

 

Смешанные уроки по лыжной подготовке получили широкое распространение. На этих уроках решаются самые разнообразные задачи обучения, совершенствования техники способов передвижения на лыжах, развития физических качеств и текущего контроля за освоением учащимися учебного материала. В связи с тем что в одном уроке могут сочетаться различные задачи и использоваться самые разнообразные средства и методы обучения и развития физических качеств, то, например, могут стоять такие задачи: изучение нового способа поворота в движении и совершенствование какого-либо хода; изучение нового хода и развитие скорости передвижения; совершенствование двух ранее изученных ходов и развитие выносливости; изучение нового хода и текущий учет успеваемости по освоенному на предыдущих уроках повороту; совершенствование техники ходов и прием учебных нормативов и другие разнообразные сочетания. Параллельно решаются воспитательные и оздоровительные задачи.

 

Контрольные уроки проводятся в конце всех уроков по лыжной подготовке с целью подведения итогов и учета успеваемости. На этих уроках в первую очередь принимаются учебные нормативы по дистанциям. Оценка за технику выполнения отдельных способов передвижения может быть выставлена как на контрольном уроке, так и в ходе других уроков (текущий учет успеваемости).

 

 

Внеурочные занятия на лыжах организуются в самых разнообразных формах с привлечением большего или меньшего количества школьников.

 

К организационным групповым формам занятий прежде всего следует отнести спортивные соревнования по лыжам, игры, различные мероприятия, входящие в программу традиционных школьных зимних праздников. Сюда следует отнести экскурсии и прогулки на лыжах, которые проходят в учебные дни после уроков в школе и в выходные дни (здесь они более продолжительны). Большое значение имеет организация туристической работы на лыжах. Зимний туризм играет важную роль в оздоровлении, закаливании школьников, в привитии им прикладных навыков, а также в воспитании морально-волевых качеств и в военно-патриотическом воспитании школьников. Организованные групповые занятия на лыжах в школе — самые массовые и позволяют привлечь к ним большинство учащихся школ. Различные виды занятий проходят под руководством учителей физической культуры, классных руководителей, пионервожатых. Совершенно необходимо привлекать к этой работе и учителей других специальностей, что повысит организованность учеников и позволит учителям лучше познакомиться с поведением и характером учащихся вне стен школы, особенно в условиях соревнований, туристических походов и т. д. Кроме этого, совместное участие учителей и школьников в таких мероприятиях сближает и позволяет лучше решать вопросы воспитания в целом. Не последнее место занимает и оздоровительная работа среди учителей, когда они сами, вместе со школьниками, принимают участие во всех мероприятиях на лыжах.

 

Кроме этого, целесообразно привлекать к проведению таких занятий (особенно в младших классах) физкультурный актив из числа старшеклассников и юных лыжников, занимающихся в группах и отделениях ДЮСШ, а в выходные дни — родителей и шефов школы. Лучше, если в гости к школьникам придут и примут с ними участие в различных мероприятиях на лыжах известные спортсмены - лыжники из шефствующих организаций или добровольных спортивных обществ. Очень важно с точки зрения военно-патриотического воспитания приглашать на праздники и занятия спортсменов-воинов Армии.

 

Характеристика внешкольной работы по лыжной подготовке

 

Структура урока лыжной подготовки, несмотря на большое многообразие задач, применяемых методов и разнообразие содержания, остается постоянной и соответствует общепринятой в советской системе физического воспитания. Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

 

Вводно-подготовительная часть урока. Такое название более точно соответствует задачам и содержанию первой части урока. Здесь решаются вопросы начальной организации, ознакомления их с предстоящей работой. Кроме этого, проводится постепенная функциональная подготовка организма учащихся к повышенным нагрузкам в основной части урока, осуществляется психологическая настройка на сознательном и активном овладении техникой способов передвижения на лыжах. От четкой организации вводно-подготовительной части урока во многом зависят эффективность обучения и качество всего урока в целом.

 

Цели и задачи внешкольной работы лыжной подготовки

 

В старших классах задачи урока излагаются в точных формулировках, записанных в конспекте учителем, и в терминологии, принятой в лыжном спорте. Учащиеся должны не только овладеть способами передвижения на лыжах, но и уметь точно их назвать. Перед строем учитель может сообщать и теоретические сведения, предусмотренные школьной программой. Затем переходят к практическим действиям. В содержание вводно-подготовительной части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий (последнее зависит от местных условий). Подготовка мест занятий, укатывание склона и прокладка лыжни учебного круга тоже могут входить в содержание этой части урока. Передвижение на лыжах к месту занятий осуществляется со слабой и в конце со средней интенсивностью. Именно в это время проходит подготовка организма к более интенсивной работе в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части во многом зависит от расположения мест занятий. В сельских школах обычно такой проблемы не возникает, места занятий чаще всего расположены рядом со школой, а в городских школах занятия проводятся в близлежащих скверах и парках. Если при переходе к местам занятий приходится пересекать улицы или дороги с интенсивным движением, учитель обязан обеспечить безопасность перехода.

 

2 вопрос

 

Одновременный полуконьковый ход применяют на равнинных участках, пологих подъемах и спусках при наличии лыжни для безотрывного скольжения лыжи опорной ноги. Необходимо для этого хода и лыжное полотно, на котором лыжа толчковой ноги разворачивается под углом от 15° до 30° в зависимости от скорости: чем она выше, тем угол меньше. Сравнительно небольшие по отношению к другим коньковым ходам поперечные колебания туловища обеспечивают высокую экономичность хода. Однако необходимость на трассе хотя бы одного следа лыжни ограничивает использование полуконькового хода.

 

В цикле хода один толчок правой или левой ногой (в зависимости от места расположения лыжни на полотне трассы) сопровождается одновременным отталкиванием руками. На опорную и толчковую ноги приходится неравная нагрузка, поэтому рациональное применение полуконькового хода предусматривает равноценное использование правостороннего и левостороннего вариантов с отталкиванием соответственно то правой, то левой ногой. Для этого лыжню, особенно на протяженных равнинных участках марафонских дистанций, необходимо прокладывать на трассе и справа, и слева.

 

В полуконьковом ходе достаточно выраженные границы имеют четыре фазы: свободное скольжение, скольжение с отталкиванием руками, скольжение с отталкиванием ногой и руками, скольжение с отталкиванием ногой.

 

Полуконьковый лыжный ход по структуре двигательных действий наиболее простой и доступный в освоении главного элемента любого конькового хода - отталкивания ногой в сторону скользящим упором.

 

Большую часть цикла в полуконьковом ходе занимает относительно пассивная фаза I, на протяжении которой выполняются маховые движения со значительным расслаблением крупных мышц тела, что особенно благоприятно при использовании лыж в физкультурно-оздоровительных целях. Однако следует избегать продолжительного передвижения одним и тем же вариантом с отталкиванием, например, только левой ногой. Это значительно утомляет находящуюся на лыжне опорную ногу.

 

 

 

 

 

Имитационные упражнения (рис. 13):

ИП - СЛ, имитация движений ног. Перенести массу тела на левую ногу и, немного подседая на ней, отвести правую в сторону с выпрямлением в коленном и голеностопном суставах при небольшом наклоне туловища вперед. Вернуться в ИП. Через каждые 5-6 повторений менять опорную ногу (отводимая в сторону нога касается опоры, имитируя толчок, и затем махом возвращается в ИП).

ИП - СЛ на левой ноге, руки впереди, кисти на уровне головы. Повторить упр. 1 и при подседании на левой ноге и отведении правой в сторону выполнить одновременный толчок руками с небольшим наклоном туловища. Вернуться в И П. В течение всего упражнения сохранять равновесие на левой ноге. Через каждые 5-6 повторений менять опорную ногу.

ИП - СЛ на левой ноге, выпад в сторону с частичной загрузкой массой тела правой ноги. Возвращение в ИП толчком правой. При повторении менять направление выпада и положение рук (или свободно опущены, или за спиной).

ИП - СЛ на левой ноге, руки впереди и слегка согнуты в локтевых суставах. Имитация хода на месте. Повторить упр.3, при выпаде в сторону имитировать одновременный толчок руками, при возвращении в ИП - мах руками вперед. Через каждые 5-6 выпадов в одну и ту же сторону менять опорную ногу.

ИП - СЛ, руки вынесены вперед. Шаговая имитация хода в движении толчком правой ногой. Развернуть носок правой ноги в сторону и, загрузив ее массой тела, сделать толчок этой же ногой и шаг левой вперед. Толчок ногой выполнять в сочетании с одновременным отталкиванием руками, а приставление ее к опорной ноге (левой) - с махом руками вперед. При повторении менять толчковую ногу и " глубину" подседания на опорной ноге во время отталкивания (выполнять без палок и с палками).

 

Во время имитации в движении при махе руками вперед происходит вынужденная остановка. Чтобы имитация была более динамичной, этот простой следует заменить выполнением 3-4 обычных дополнительных шагов. Но для сохранения специфичной для полуконькового хода координации движений первый после дополнительного прохода коньковый шаг надо начинать из двухопорного положения, когда ноги находятся рядом.

Повторить упр.5 в прыжковой имитации, заменив дополнительный проход при махе руками вперед пробежкой в 3-4 беговых шага.

Имитация граничных моментов начала фаз (удобнее с палками):

фаза I - свободное скольжение, занять одноопорное положение на левой ноге, правую отвести назад-в сторону (обе ноги немного согнуты в коленных суставах), почти прямые руки находятся сзади и удерживают палки на весу, туловище слегка наклонено вперед. Зафиксировать положение ног, рук и туловища, прочувствовать загрузку опорной ноги всей массой тела. При повторении пропорционально имитировать как правосторонний, так и левосторонний вариант, при котором в опорном положении будет правая нога;

фаза II - скольжение с отталкиванием руками, в одноопор-ном положении на левой ноге подтянуть правую и, приподняв над опорой, расположить рядом, руки вынести вперед и слегка согнуть в локтевых суставах, чтобы поставить палки на опору перед носками ног, кольцами к себе, несколько увеличить наклон туловища для усиления давления на палки;

фаза III - скольжение с отталкиванием ногой и руками, перейти в двухопорное положение, удерживая массу тела в основном по-прежнему на полусогнутой опорной ноге (левой), а согнутую в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах правую ногу (теперь толчковую) отставить немного назад-в сторону на всю стопу, т.к. она уже начала отталкивание; руки и палки занимают положение, характерное для завершения толчка с активным участием туловища за счет дальнейшего увеличения наклона;

фаза IV - скольжение с окончанием отталкивания ногой, занять двухопорное положение - выпада в сторону на левой (опорной) ноге, загруженной, как и во всех предыдущих фазах массой тела, а толчковую (правую) отвести назад - в сторону, выпрямить, но носок от опоры не отрывать; руки находятся сзади и удерживают палки над опорой; туловище наклонено.

 

С отрывом толчковой ноги от опоры и переходом в одноопорное положение на левой ноге начинается фаза I другого конькового шага - правостороннего варианта полуконькового хода.

 

Список литературы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промышленность Республики Беларусь в современных условиях развития экономики | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.