Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различают два критических периода.






Первый период - это предимплантационная стадия (трубный период эмбриогенеза) и имплантационная стадия (7-8 день после оплодотво-

рения).

Второй период – это период органогенеза и плацентации (с момента васкуляризации ворсин), которая происходит на третьей недели и завершается на 12-13 неделе внутриутробного развития.

Критические периоды совпадают с активной морфологической дифференцировкой, с переходом одного периода развития к другому, с изменением условий существования зародыша.

Например, имплантация бластоцисты в стенку матки – это переход к новым условиям питания, газообмена, который требует новых приспособлений. Или развитие плаценты и переход к плацентарному питанию и газообмену – новый переломный этап в жизни зародыша.

Значение критических периодов в развитии эмбриона проявляется в том, что различные по своему характеру патогенные факторы вызывают одинаковые патологические изменения, возникно-

вение которых определяется временем их действия. С другой стороны, однотипные воздействия, влияющие на эмбрион в разные сроки, дают неодинаковый эффект. Например, облучение беременных самок крыс одинаковой дозой рентгеновских лучей на 10-й беременности вызывает анэнцефалию, на11-й день – микро- и анофтальмию, на 14-й – анома-

лию конечностей.

Действие патогенных факторов, оказываемое в первый критический период, ведет к запаздыванию имплантации бластоцисты, гибели зародыша или возникновению аномалий общего характера – задержке развития, пониженной жизнеспособности плода. Повреждения,

вызываемые во второй критический период, проявляются морфологи-

ческими изменениями в том или ином органе. Могут сформироваться слепота, глухота, пороки сердца и т.д..

Знание критических периодов необходимо для того, чтобы проводить эффективные профилактические мероприятия по антенатальной охране плода (особенно в первые недели беременности).

Во второй половине беременности снижается чувствительность плода к воздействию повреждающих факторов. Это обусловлено:

- созревание органов и систем (нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной и т.д.);

- плод приобретает способность дифференцированно реагировать на воздействия окружающей среды.

Патология пренатального периода включает все виды отклонений в нормальном развитии человеческого зародыша от момента образования зиготы до родов.

В зависимости от сроков возникновения выделяют следующие формы внутриутробной патологии:

1. Гаметопатии. Эта патология прогенеза включает все изменения, произошедшие в гаметах. Повреждающие факторы могут воздей-

ствовать во время закладки, формирования и созревания половых клеток. Основная патология гамет, имеющая значение в наруше-

нии внутриутробного развития, - изменение наследственных структур. Различают генные, хромосомные и геномные мутации. Причина наследственных заболеваний ребенка, в том числе и нарушение внутриутробного развития, мутации в половых клетках родителей ребенка (спорадические мутации) либо у более отдален-

ных предков (наследственные мутации). Гаметопатии могут быть причиной половой стерильности, спонтанных абортов, врожден-

ных пороков развития и наследственных заболеваний. Встреча-

ются гаметопатии достаточно часто. Например, около 10% сперматозоидов имеют аномалии хромосом, 16% яйцеклеток не пригодны к оплодотворению.

2. Бластопатии. Патология бластогенеза ограничена первыми 15 сут-

ками после оплодотворения. Для этого периода характерна повышенная чувствительность к повреждающим факторам. Ответная реакция реализуется по принципу “все или ничего”, т.е. зародыш либо погибает, либо в силу большой репаративной способности его клеток, не окончивших свою дифференциацию, продолжает развиваться без формирования пороков. К бластопа-

тиям относят нарушения имплантации, пустые зародышевые мешки, образующиеся аплазии или ранней гибели и последу-

ющей резорбции эмбриобласта, гипоплазию и аплазию внезародышевых органов (амниона, амниотической ножки, желточного мешка), нарушение ориентации эмбриона в бластоцисте, двойниковые пороки развития (симметричные и асимметричные, то есть полностью или частично не разделив-

шиеся близнецы). Большая часть зародышей, поврежденных в периоде бластогенеза, элиминируются путем спонтанных абортов. Элиминация происходит не в момент повреждения зародыша или даже его гибели, а несколько позднее – через 1-3 недели. Частота гибели зародышей в первые 15 дней беременности исключительно высока – 35-50%.

3. Эмбриопатии. Патологию эмбриогенеза в акушерстве ограничивают 8 неделями, в эмбриологии – 44 днями после оплодотворения. В эмбриональный период происходит закладывание и основное формирование всех систем и органов. Для этого периода характерна еще более высокая чувствительность к повреждающим факторам, чем в период бластогенеза. Именно на 3-6 недели приходится второй критический период – время максимальной ранимости зародыша. Эмбриопатии в основном проявляются очаговыми или диффузными альтернативными изменениями и нарушениям формирования органов, которые заканчиваются гибелью эмбриона или врожденными пороками развития. Частота эмбриопатий, обусловленных различными факторами, составляет не менее 13% зарегистрированных беременностей.

4. Фенопатии. Патология плодного периода охватывает время внутриут-

робного развития с 9-й недели беременности и до рождения ребенка. В зависимости от сроков возникновения фенопатии делятся на:

- ранние

- поздние

Фенопатии имеют следующие особенности:

1. Устойчивость к тератогенным факторам. Врожденные пороки развития возникают лишь в органах, не окончивших своего развития (мозг, легкие, зубы, половые органы).

2. Преимущественно генерализованные формы инфекционных процессов, появляющиеся после 5-6-го месяца беременности. Характерны множественные очаги, главным образом альтернатив-

ного воспаления, в паренхиматозных органах или генерализован-

ный гранулематоз(# при врожденном листериозе).

3. Инфекционные и токсические фенопатии протекают с выражен-

ным геморрагическим диатезом (петехии на коже, слизистых оболочках, кровоизлияния во внутренние органы).

4. Задержка инволюции и избыточная пролиферация клеток в очагах экстрамедуллярного кроветворения и появления их вне факульта-

тивных кроветворных органов.

5. Процессы гипертрофии и регенерации идут с преобладанием гиперплазии элементов мезенхимы, что приводит к избыточному развитию соединительной ткани (например, при муковисцидозе – в поджелудочной железе при фиброэластозе - разрастание эластической и фиброзной ткани в эндокарде).

6. Отставание морфологического и функционального созревания органов. Морфологически незрелость проявляется избыточным количеством камбиальных клеток в паравентрикулярных отделах большого мозга, значительным количеством эмбриональных клубочков в коре почек, распространенными аттелектазами и отсутствием альвеолярных мешочков, недостаточным количеством лимфоцитов в лимфоидных органах и т.д.

 

Основные конечные результаты пренатальной патологии – это врожденные пороки развития и спонтанные аборты.

Далее остановимся на основных формах нарушений развития или пороках развития. Под термином “порок развития ” понимают стойкие морфологические изменения органа или всего организма, выходящие за пределы вариаций их строения и приводящие к расстройству функций. Они возникают внутриутробно в результате нарушения процессов развития зародыша или после рождения ребенка как следствие нарушения дальнейшего формирования органов.

Наука, изучающая этиологию, патогенез и проявления пороков развития называется тератология. Факторы, вызывающие порок развития, называется тератогенными. Существует также понятие “тератогенный терминационный период” – это предельный срок, в течение которого повреждающие факторы могут вызвать порок развития. Тератогенные факторы могут привести к развитию порока в том случае если они действовали до окончания формирования органа. Поэтому для каждого органа существует свой тератогенный терминационный период.

К врожденным порокам развития относятся следующие наруше-

ния развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.