Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Графическое представление понятий
На дальнейших схемах групп понятий, обозначенных цифрами в скобках, представлены понятия, идущие под этими номерами в разделе 3 МС ИСО 9000: 2000. Хотя определения терминов повторяются, но не повторены примечания к ним, и поэтому рекомендуется обращаться к разделу 3 МС ИСО 9000 для ознакомления с примечаниями.
требование (3.1.2)
потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или являетсяобязательным
|
| градация(3.1.3)
класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение
| качество (3.1.1)
степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования
|
| возможности (3.1.5)
способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет отвечать требованиям к этой продукции
|
| удовлетворенность потребителей (3.1.4)
восприятие потребителями степени выполнения их требований
|
| | | | | | Рис. Б.1 Понятия, относящиеся к качеству (3.1)
система (3.2.1)
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
|
| менеджмент (3.2.6)
скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией
|
| высшее руководство (3.2.7)
лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне
|
|
|
|
|
|
система менеджмента (3.2.2)
система для разработки политики и целей и достижения этих целей
|
|
|
| политика в области качества (3.2.4)
общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
|
|
| менеджмент качества (3.2.8)
скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
|
|
|
|
|
|
| система менеджмента качества (3.2.3)
система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству
|
|
| цели в области качества (3.2.5)
то, чего добиваются, идя к чему стремятся в области качества
|
|
|
|
| постоянное улучшение(3.2.13)
повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования
|
|
|
|
|
| планирование качества (3.2.9)
часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
| управление качеством(3.2.10)
часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству
| обеспечение качества (3.2.11)
часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены
| улучшение качества(3.2.12)
часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству
|
| результативность (3.2.14)
степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
|
|
| эффективность (3.2.15)
связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
| | | | | | | | | | | | | | | Рис. Б2 Понятия, относящиеся к менеджменту (3.2)
| организация (3.3.1)
группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений
|
|
|
|
| организационная структура (3.3.2)
распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками
|
| заинтересованная сторона (3.3.7)
лицо, или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации
|
|
|
|
| поставщик(3.3.6)
организация или лицо, предоставляющие продукцию
| потребитель (3.3.5)
организация или лицо, получающее продукцию
|
|
|
| инфраструктура (3.3.3)
(организация) совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации
| производственная среда (3.3.4)
совокупность условий, в которых выполняется работа
|
| | | | | | | | Рис. Б.3 Понятия, относящиеся к организации (3.3)
процедура (3.4.5)
установленный способ осуществления деятельности или процесса
|
| процесс (3.4.1)
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы
|
| продукция (3.4.2)
результат процесса
|
|
|
|
|
| проектирование и разработка (3.4.4)
совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс или систему
|
| проект (3.4.3)
уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам
|
| | | | | | | | | | |
Рис. Б.4 Понятия, относящиеся к процессам и продукции (3.4)
| характеристика (3.5.1)
отличительное свойство
|
| надежность (3.5.3)
совокупность характеристик, относящаяся к описанию свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта
|
| прослеживаемость (3.5.4)
возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается
|
| характеристика качества (3.5.2)
собственная характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования
|
|
Рис. Б.5 Понятия, относящиеся к характеристикам (3.5)
|
| требование (3.1.2)
потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным
|
|
|
|
|
|
|
| дефект (3.6.3)
невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием
|
| несоответствие (3.6.2)
невыполнение требования
|
| соответствие (3.6.1)
выполнение требования
|
|
|
|
| выпуск (3.6.13)
разрешение на переход к следующей стадии процесса
|
|
|
|
|
| предупреждающее действие (3.6.4)
действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации
| корректирующее действие (3.6.5)
действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации
|
| разрешение на отклонение (3.6.11)
разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям
| разрешение на отступление (3.6.12)
разрешение на отступление от исходных установленных требований к продукции до ее производства
| |
|
|
|
|
|
| коррекция (3.6.6)
действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия
| утилизация несоответствующей продукции (3.6.10)
действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее первоначально предполагаемого использования
|
| | переделка (3.6.7)
действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям
| снижение градации (3.6.8)
изменение градации несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям, отличным от исходных
|
| ремонт (3.6.9)
действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции с тем чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. Б.6 Понятия, относящиеся к соответствию (3.6)
| информация (3.7.1)
значимые данные
|
| документ (3.7.2)
информация и соответствующий носитель
|
|
|
|
|
|
|
|
| документированная процедура
(не определен, см. примечание к процедуре)
|
|
|
|
| нормативно-техническая документация (3.7.3)
документы, устанавливающие требования
| руководство по качеству (3.7.4)
документ, определяющий систему менеджмента качества организации
| план качества (3.7.5)
документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту
| записи (3.7.6)
документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности
| | | | | | | | |
Рис.Б.7 Понятия, относящиеся к документации (3.7)
| определение
(не определено)
|
|
анализ (3.8.7)
деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей
|
| объективное свидетельство (3.8.1)
данные, подтверждающие наличие или правдивость чего-либо
| |
| верификация (3.8.4)
подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены
| валидация (3.8.5)
подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного предполагаемого использования или применения, выполнены
|
|
|
|
| контроль (3.8.2)
процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой
| испытание(3.8.3)
определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре
|
|
| | | | | | | | | | | |
Рис. Б.8 Понятия, относящиеся к оценке (3.8)
заказчик аудита (проверки) (3.9.8)
организация или лицо, заказавшие аудит (проверку)
| программа аудита (проверки) (3.9.2)
совокупность одного или нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели
| проверяемая организация (3.9.9)
организация, подвергающаяся аудиту (проверке)
|
|
|
| область аудита (проверки) (3.9.3)
глубина и границы аудита (проверки)
| аудит (проверка) (3.9.1)
систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев
| наблюдения аудита (проверки) (3.9.6)
результат аудита (проверки)
|
|
|
| критерии (3.9.4)
совокупность политики, процедур или требований, которые определены в виде ссылок
| группа по аудиту (проверке) (3.9.10)
лицо или группа лиц, проводящих аудит
| свидетельство аудита (проверки) (3.9.5)
записи, изложение фактов или другая информация, связанная с согласованными критериями и которая может быть перепроверена
|
|
|
| технический эксперт (3.9.12)
лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к специфической организации, процессу, деятельности или объекту, подвергаемым аудиту
| аудитор (эксперт по сертификации систем качества) (3.9.11)
лицо, назначенное для проведения аудита (проверки)
| заключения по результатам аудита (проверки) (3.9.7)
выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения всех наблюдений аудита
|
| квалифицированный аудитор (эксперт по сертификации систем качества) (3.9.14)
лицо, успешно прошедшее процесс квалификации по аудиту
| квалификация аудиторов (экспертов по сертификации систем качества) (3.9.13)
комбинация взаимодействия личных качеств и обучения, подготовки, опыта работы и аудитов, а также областей компетенции, которые должны быть продемонстрированы для назначения в качестве аудитора (эксперта по сертификации систем качества)
| Рис. Б.9 Понятия, относящиеся к аудиту (проверке) (3.9)
| процесс измерения (3.10.2)
совокупность операций для установления значения величины
|
| метрологическое подтверждение пригодности (3.10.3)
совокупность операций, необходимая для того, чтобы обеспечить соответствие измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению
|
|
|
|
|
|
| система управления измерениями (3.10.1)
совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, необходимых для достижения метрологического подтверждения пригодности и постоянного управления процессами измерения
| метрологическая служба (3.10.6)
организационная структура, несущая ответственность за определение и внедрение системы измерительного контроля
|
| измерительное оборудование (3.10.4)
средства измерения, программные средства, эталоны, стандартные образцы и (или) вспомогательная аппаратура или комбинация из них, необходимые для выполнения процесса измерения
| метрологическая характеристика (3.10.5)
отличительная особенность, которая может повлиять на результаты измерения
| | | | |
Рис. Б.10 Понятия, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения (3.10)
Приложение В. Действующие стандарты и/или руководства,
|