Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и основные задачи, предмет и метод бухгалтерского учёта.






Бухгалтерский учет – это система непрерывного (сплошного) наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью организации, изучает ее количественную сторону в неразрывной связи с качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в натуральном, так и в денежном выражении. Подсистемы бухучета: • финансовый учет – достоверная, объективная, полная и своевременная информация на основе бухгалтерских счетов и двойной записи в денежном выражении о финансовом состоянии организации, отвечающая требованиям пользователей (руководители, учредители, собственники, инвесторы, кредиторы, органы статистики, банки, налоговая инспекция и др.); • управленческий учет – внутренний производственный учет для принятия управленческих решений о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности; • налоговый учет – система обобщения информации о порядке учета в целях налогообложения операций за отчетный период. Функции бухучета: информационная; контрольная; плановая; обратной связи (отчетная информация, полученная после реализации управленческого решения); аналитическая. Требования к информации, формируемой в бухучете: объективность; достоверность; своевременность; оперативность; полнота; экономичность; ясность и доступность; значимость; полезность; уместность; надежность; нейтральность; сравнимость. Основные задачи бухучета: • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности; • обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами; • предотвращение отрицательных результатов деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости.

Основные принципы бухучета: допущения – имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйствен. деятельности; требования – полноты, осмотрительности, своевременности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Предмет бухучета – хозяйственная деятельность организации, основу которой составляют: 1. Заготовление – приобретение ТМЦ для производства и хозяйствования. 2. Производство – выполнение основной задачи – изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ. 3. Реализация – осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки от реализации продукции (работ, услуг). Объекты бухучета: имущество (оборотные и внеоборотные активы) организации, источники его формирования, хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников.

Метод бухучета – это комплекс способов и приемов, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия, обеспечивает взаимодействие элементов: 1. Документация – письменное свидетельство о совершенной операции, придающее юридическую силу данным бухучета. 2. Инвентаризация – проверка фактического наличия ТМЦ, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными 3. Оценка – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. 4. Калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). 5. Бухгалтерские счета – специальные регистры для учета хозяйственных средств и процессов. 6. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения операции на двух различных счетах в одной и той же сумме. 7. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средст

 

4. Нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учёта в РФ.

Система нормативного регулирования бухучета в РФ:

Первый уровень – Федеральный закон о бухгалтерском учете (№129-ФЗ), иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие постановку бухучета, Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон " Об акционерных обществах" и др.

Федеральный закон о бухгалтерском учете: определяет концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухучета; порядок государственного регулирования всей системы бухучета; права, обязанности и ответственность руководителя и главного бухгалтера; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и т.д. Действие этого закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами.

Второй уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Минфином РФ, устанавливающие принципы и базовые правила бухучета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия механизма применения их к определенному виду деятельности; каждое Положение должно применяться с учетом других Положений по бухучету в соответствии с действующим законодательством; Положения в целом соответствуют аналогичным международным стандартам, но ПБУ носят обязательный характер, а МСФО – рекомендательный.

Третий уровень – методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухучета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы; к документам третьего уровня относятся Концепция развития бухучета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (Приказ МФ РФ №180 от 01.07.2004), План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ №94н в ред. 2006г.), Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ МФ РФ №49 от 13.06.1995г.), Методические указания по бухучету МПЗ (Приказ МФ РФ №119н в ред. 2007г.) и др.

План счетов бухгалтерского учета – упорядоченная номенклатура перечня счетов (применяют организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и т.д.), основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка); ведение счетов и указание их нумерации является обязательным, организации вправе вводить дополнительные счета по согласованию с Минфином РФ; использование субсчетов не имеет жесткой регламентации, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета; аналитические счета (счета третьего порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности организации. В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами.

Четвертый уровень – это рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах: рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов для оформления операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также для внутренней отчетности; система документооборота и технология обработки учетной информации; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; порядок контроля и др. решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.