Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудиторский риск.






Аудиторский риск – субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет. Понятие аудиторского риска содержится в ФПСАД №8 " Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".

Аудиторский риск включает три составные части, которые можно представить в виде упрощенной модели: АР=ВХР•РК•РН (где АР – аудиторский риск (относительная величина), ВХР – неотъемлемый внутрихозяйственный риск, РК – риск средств контроля, РН – риск необнаружения). Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации (на практике не бывает), 100%-ый – полное отсутствие таковой. АР всегда между 0 и 100%.

Неотъемлемый внутрихозяйственный риск (ВХР) – подверженность сальдо счетов или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля (РК) – риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухучета или группы однотипных операций и быть существенной, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухучета и внутреннего контроля. Существуют неотъемлемые ограничения, которые не позволяют дать исчерпывающих доказательств достижения поставленной перед системой бухучета и внутреннего контроля целей, такие как: • требование руководства, согласно которым затраты, связанные с осуществлением внутреннего контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод; • ориентация большей части средств внутреннего контроля на текущие, а не на редкие операции; • потенциальная возможность ошибки вследствие человеческого фактора; • возможность обойти процедуры внутреннего контроля путем сговора; • возможность злоупотреблений полномочиями по осуществлению внутреннего контроля; • возможность того, что эффективность процедур внутреннего контроля может снизиться вследствие изменения условий финансово-хозяйственной деятельности.

Риск необнаружения (РН) (зависит от уровня квалификации аудитора и стажа работы) – вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухучете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности или в совокупности. Если аудитор хочет быть уверенным, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы информации о клиенте.

Уровень риска необнаружения связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. Оценка риска средств контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска влияет на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур проверки по существу, которые проводятся с целью снижения риска необнаружения и, следовательно, уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Существует обратная зависимость между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким. И наоборот.

Аудиторский риск как важный элемент планирования аудита представляет величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска. Величина АР, превышающая 20%, в современных условиях России является критической, при которой вероятность выдачи неправильно суждения очень велика. Первые два члена модели АР не зависят от воли и желания аудитора. На величину третьего члена аудитор может оказать влияние, т.е. уменьшить АР можно снизив РН, что достигается привлечением к стадии непосредственной проверки более квалифицированных и опытных аудиторов.

 

6. Аудиторское заключение: назначение и виды.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяется ФПСАД №6 " Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Аудиторское заключение – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение специального назначения – это заключение по специфической информации, т.е. финансовой информации, подготовленной для специальной цели, в частности: об отдельных компонентах финансовой отчетности; о финансовой отчетности, подготовленной для определенной цели на другой основе учета; об отчетности о налогообложении прибыли; о реальной дебиторской задолженности; о выполнении контрактов; об обоснованности распределения прибыли; о сводной (консолидированной) отчетности.

Виды аудиторских заключений: 1. Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения (когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с принципами и методами ведения бухучета и подготовки отчетности в РФ). 2. Модифицированное аудиторское заключение: аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным; аудиторское заключение с отрицательным мнением; аудиторское заключение с отказом от выражения мнения. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение (должен четко описать все причины этого, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность), если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство может оказать существенное влияние на достоверность финансовой отчетности: а) имеется ограничение объема работы аудитора, что может привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения; б) имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности. Такие обстоятельства могут привести: 1. К выражению мнения с оговоркой – если невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. 2. Аудитор может отказаться от выражения мнения, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что он не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности. 3. Отрицательное мнение следует выразить тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой отчетности, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности.

 

8. Отличие аудита бухгалтерской финансовой отчетности от форм финансового контроля.

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в РФ не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Контроль – важная функция управления, объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовых отношений. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления – на ревизионный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль имеет специальные контролирующие органы: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство, таможенные органы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухучета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контролирующие органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Отличие внешнего аудита от ревизии: 1. Цели: аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. 2. Характер: аудита – предпринимательская деятельность; ревизии – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. 3. Основа взаимоотношений: для аудита – добровольное осуществление на основе договоров; для ревизии – принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. 4. Управленческие связи: для аудита – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; для ревизии – вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении. 5. Принцип оплаты услуг: для аудита – платит клиент; для ревизии – платит вышестоящее звено или государственный орган. 6. Практические задачи: для аудита – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента; для ревизии – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. 7. Результаты: для аудита – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, содержащий мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликован; для ревизии – акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

 

9. Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ, является Минфин России (Постановление Правительства РФ от 06.02.2002г. №80). Основные функции органа по государственному регулированию аудиторской деятельности: 1) выработка государствен. политики в сфере аудиторской деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организ., других нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; 3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; 4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ; 5) иные предусмотренные ФЗ об аудиторской деятельности функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности, состав утверждается руководителем уполномоченного федерального органа, согласно вступающей в силу статьи 16 ФЗ №307 " Об аудиторской деятельности" (с 01.01.2010). Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом. До 01.01.2010 в отношении Совета по аудиторской деятельности действует ст. 19 ФЗ №119 " Об аудиторской деятельности".

Функции Совета по аудиторской деятельности: 1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; 3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов; 4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; 5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; 6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 7) осуществляет иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами такой организации требований Федерального закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов этой организации мер дисциплинарного воздействия. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом " О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухучета и бухг. (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.