Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы модели ВСО 6 страница







Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 2 2 9

Еще о воздействии порнографии на поведение: сексуальные преступники

Наличие связи между потреблением порнографических медиаматериалов и со­вершением сексуальных преступлений — вопрос спорный. В 1996 году был проведен мета-анализ многочисленных исследований, цель которых — установление связи между сексуальной агрессией и использованием порнографии. Был сделан вывод о том, что значимой корреляции между ними не существует, хотя потребление пор­нографических медийматериалов может быть значимым для отдельных категорий насильников {Ватегтап, 1996). Другие исследователи и клиницисты в ходе работ по данной проблеме обнаружили корреляционные связи между потреблением порно­графии и сексуальной агрессией (Marshall, 1989; Malamuth & Donnerstein, 1984).

В 1994 году Виктор Б. Клайн, изучив данные лабораторных и полевых экспери­ментов, а также истории болезней, выявил четыре основных вида поведенческих проявлений воздействия порнографии. В качестве клинического психолога Клайну приходилось наблюдать сотни пациентов (в основном мужчин), страдающих от серьезных психических расстройств на почве секса, а также людей, уличенных в та­ких сексуальных преступлениях, как растление несовершеннолетних, изнасилова­ние, эксгибиционизм и т.д. " За исключением всего лишь нескольких случаев, — пи­сал Клайн, — порнография была либо перво-, либо второстепенным фактором, спо­собствующим развитию сексуального отклонения или сексуальной зависимости" {Сliпе, 1994, р. 233).

Синдром четырех факторов

Клайн назвал четыре вида поведенческих проявлений воздействия порнографии (зависимость, эскалация, десенсибилизация и тенденция к подражанию или копированию новых моделей сексуальной деятельности) синдромом четырех факторов, так как с те­чением времени все эти проявления случались в указанной последовательности. Поч­ти все пациенты Клайна испытывали синдром четырех факторов.

Зависимость от порнографии была первым проявлением, замеченным Клайном. Начав потреблять порнографические медиаматериалы, клиенты Клайна уже не мог­ли остановиться. У большинства из них порнография вызывала сексуальное возбуж­дение, снимаемое мастурбацией.

После привыкания к порнографии наблюдался эффект эскалации. Как и в случае наркотической зависимости, " порноманам" требуется все более и более сильная стимуляция (еще более откровенные изображения или нетрадиционные формы сек­са) для достижения такого же удовлетворения, как при первом опыте. Клайн обна­ружил, что по прошествии определенного периода времени большинство его клиен­тов предпочитали мастурбацию сексуальному акту с партнером.

На третьем этапе происходит десенсибилизация. С течением времени шокирую­щее, асоциальное, незаконное, аморальное и извращенное сексуальное поведение начинает восприниматься как приемлемое и адекватное. Морально-этические стан­дарты порноманов по мере потребления порнографических медиаматериалов стано­вятся все более и более низкими. Порноман начинает думать, что сексуальные от­' клонения гораздо более обыденны и распространены, чем ему казалось.


230 Часть III. Основные направления исследований

Наконец, проявляется тенденция к подражанию или копированию моделей с е к с у -альной деятельности, почерпнутых из СМИ. Эти проявления включают такие из­вращенные и незаконные действия, как секс с детьми, изнасилование, садомазо­хизм, эксгибиционизм и т.д. По утверждению Клайна, эти поведенческие отклоне­ния его пациентов " часто превращались в сексуальную зависимость, от которой они не могли избавиться и не были способны ни изменить, ни остановить, как бы н е г а -т и в н о э т о не с к а з ы в а л о с ь на их ж и з н и " (Cline, 1994, р. 234).

Синдром четырех факторов

При работе с правонарушителями, осужденными за совершение сексуальных преступле­ний, были выявлены четыре основных поведенческих проявления, вызванные потребле­нием порнографии. Они всегда случались в одной и той же последовательности.

• Зависимость.

• Эскалация.

• Десенсибилизация.

• Тенденция к подражанию и копированию.

Связь между сексуальными преступлениями

и сексуально откровенными медиаматериалами

Более современные исследования также указывают на существование связи меж­ду совершением сексуальных преступлений и потреблением порнографии. Г. Згуридес, М. Монто и Р. Харрис (Zgourides, Monto & Harris, 1977) провели исследо­вание 176 человек (мужчин) в возрасте от 13 до 19 лет. 80 из них были осуждены за сексуальные преступления, остальные 96 не были преступниками. Была обнаружена значимая положительная корреляция между потреблением сексуально откровенных медиаматериалов и совершением сексуальных преступлений. Другими словами, процент мужчин, потребляющих порнографию, был гораздо выше в среде преступ­ников, чем обычных людей. В ходе другого исследования {Allen, D'Alessio & Emmen-Sommer, 2000) не было обнаружено существенных отличий в потреблении порногра­фических медиаматериалов у преступников и не-преступников, однако, что касается возбуждения и поведенческих последствий, разница была существенной. Право­нарушители, осужденные за совершение сексуальных правонарушений, были б о л е е склонны к сексуальному возбуждению и к совершению разнообразных сексуальных действий (будь-то мастурбация, половой акт по взаимному согласию партнеров или сексуальное насилие) вследствие потребления сексуально откровенных материалов.

Резюме

Предоставляемое С М И сексуальное содержание варьирует от намеков до б о л е е или менее сексуально откровенных медиаматериалов. Сексуально откровенные ма­териалы в электронных и печатных СМИ имеют важное значение вследствие их предполагаемой связи с серьезными социальными проблемами. Доступность теле­видения для зрителей всех возрастных категорий делает данное средство массовой


Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 231

информации особенно опасным, если учитывать негативные социальные последст­вия потребления сексуально ориентированных медиаматериалов.

Порнография — крайняя степень сексуальной откровенности медиаматериалов, рассчитанных на взрослых потребителей. Такая медиапродукция не имеет художест­венной ценности, ее производство преследует единственную цель: эксплуатация по­лового влечения.

Слово " непристойность" стало юридическим термином. Согласно решению при­сяжных по одному из судебных процессов, квалификация медиаматериалов как не­пристойных требует наличия трех критериев: 1) медиаматериалы способствуют нездо­ровому (болезненному, патологическому, постыдному, похотливому) сексуальному влечению; 2) медиаматериалы носят откровенно оскорбительный характер или же не соответствуют принятым в данном сообществе современным стандартам изображения или описания сексуальной деятельности; 3) материалы в целом не представляют серь­езной литературной, художественной, политической или научной ценности.

Многие работы были направлены на исследование массовой доли и степени от­кровенности сексуально ориентированной информации в СМИ. Было обнаружено, что массовая доля сексуально ориентированной информации и степень ее откро­венности в музыкальных видеоклипах, видеофильмах категории X и R, телевидении и журналах в значительной мере различаются.

Порнография может оказывать различное воздействие на индивида. К последст­виям потребления сексуально ориентированных материалов высокой степени от­кровенности относятся сексуальное возбуждение и изменения в установках, системе ценностей и поведении.

Намеренно разозленные в ходе эксперимента субъекты, находящиеся под воз­действием сексуально откровенных материалов, были более склонны мстить своим обидчикам. Другими словами, просмотр возбуждающих сексуальных сцен способст­вует усилению агрессивных тенденций индивидов. Этот эффект называется перено­сом возбуждения.

Воздействие сексуально откровенных медиаматериалов зависит от внутреннего контекста материалов, а также от контекста ситуации их потребления. Такие кон­текстуальные переменные, как степень серьезности отношения к медиаматериалам, их художественная ценность и направленность, степень откровенности, сюжетная адекватность, культурный контекст и контекст ситуации просмотра в совокупности составляют превалирующий тон.

Негативное воздействие имеет место в том случае, если изображается сцена сек­суального насилия, при котором изнасилованная женщина получает удовольствие. Реакция зрителей на сцены сексуального насилия зависит от их индивидуальных психологических особенностей (например, склонности к решению конфликтов с помощью физической силы).

Так называемые слэшеры, фильмы категории R, чрезвычайно популярные среди подростков, содержат много насилия, обычно в сексуальном контексте. При регу­лярном просмотре слэшеров у мужчин происходит десенсибилизация.

Негативное воздействие порнографии можно ослабить. Предварительные разъ­яснения оказались эффективным средством снижения вредного воздействия пор­нографии.

Изучая правонарушителей, осужденных за совершение сексуальных преступле­ний, клинический психолог В. Клайн выявил четыре основных вида поведенческих


2 3 2 Часть III. Основные направления исследований

изменений, вызванных воздействием порнографии. С течением времени в с е э т и проявления сменяют друг друга в фиксированной последовательности. Данные п о -веденческие изменения, известные как синдром четырех факторов, включают р а з в и -тие зависимости, эскалацию, десенсибилизацию, тенденцию к подражанию и л и к о -пированию у в и д е н н ы х м о д е л е й поведения.

Библиография

Abel, G.G., Barlow, D.H., Blanchard, E.B. & Guild, D. (1977). The components of rapists' s e x u a l arousal. Archives ofGeneral Psychiatry, 34, 895—903.

Abramson, P.R., Perry, L., Seeley, Т., Seeley, D. & Rothblatt, A. (1981). Thermographic measurement of sexual arousal: A discriminant validity analysis. Archives of Sexual Behavior, 10 (2), 175-176.

Allen, M, D'Alessio, D., Emmers, T.M. & Gebhardt, L. (1996). The role of educational briefings in mitigating effects of experimental exposure to violent sexually explicit material: A meta-analysis. Journal of Sex Research, 33, 135—141.

Allen, M., D'Alessio, D. & Emmers-Sommer, T.M. (2000). Reactions of criminal sexual offenders to pornography: A meta-analytic summary. In M. Roloff (Ed.), Communication Yearbook, 22 (pp. 139-169). Thousand Oaks, CA: Sage.

Bancroft, J. & Mathews, A. (1971). Autonomic correlates of penile erection. Journal of Psychosomatic Research, 15, 159-167.

Barbaree, H.E., Marshall, W.L. & Lanthier, R.D. (1979). Deviant sexual arousal in rapists. Behavior Research and Therapy, 17, 215—222.

Baron, R.A. (1974a). The aggression-inhibiting influence of heightened sexual arousal. Journal of Personality and Social Psychology, 30, 318—322.

Baron, R.A. (1974b). Sexual arousal and physical aggression: The inhibiting influence of " cheesecake" and nudes. Bulletin of the Psychonomic Society, 3, 337—339.

Baron, R.A. (1979). Heightened sexual arousal and physical aggression: An extension to females. Journal of Research in Personality, 13, 91—102.

Baron, R.A. & Bell, P.A. (1973). Effects of heightened sexual arousal on physical aggression. Proceedings of the 81th Annual Convention of the American Psychological Association, 8, 171-172.

Baron, L. & Straus, M.A. (1987). Four theories of rape: A macrosociological analysis. Social Problems, 34, 467-490.

Bauserman, R. (1996). Sexual aggression and pornography: A review of correlational research. Basic and Applied Social Psychology, 18 (4), 405-427.

Baxter, R.L., DeRiemer, C, Landini, A., Leslie, L. & Singletary, M.W. (1985). A content analysis of music videos. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 29, 333—340.

Bryant, J. & Rockwell, S.C. (1994). Effects of massive exposure to sexually oriented prime-time television programming on adolescents' moral j u d g m e n t. In D. Zillmann, J. Bryant & A. H u s t o n (Eds.), Media, children, and the family: Social scientific, psychodynamic, and clinical perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Buchwald, E., Fletcher, P. & Roth, M. (Eds.) (1993). Transforming a rape culture. Minneapolis: Milkweed Eds.


Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 233

Cantor, J.R., Zillmann, D. & Einsiedel, E.F. (1978). Female responses to provocation after exposure to aggressive and erotic films. Communication Research, 5, 395—411.

Check, J.V.P. (1995). Teenage training: The effects of pornography on adolescent males. In L. Lederer & R. Delgado (Eds.), The price we pay: The case against racist speech, hate propaganda, and pornography (pp. 89—91). New York: Hill and Wang.

Cline, V.B. (1994). Pornography effects: Empirical and clinical evidence. In D. Zillmann, J. Bryant, and A. Huston (Eds.), Media, children, and the family: Social scientific, psychodynamic, and clinical perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Court, J.H. (1984). Sex and violence: A ripple effect. In N.M. Malamuth & E. Donnerstein (Eds.), Pornography and sexual aggression (pp. 143—172). Orlando, FL: Academic Press.

Cowan, G., Lee, C, Levy, D. & Snyder, D. (1988). Dominance and inequality in X-rated videocassettes. Psychology of Women Quarterly, 12, 299—311.

Donnerstein, E. (1980). Aggressive erotica and violence against women. Journal of Personality and Social Psychology, 39, 269-277.

Donnerstein, E. & Berkowitz, L. (1981). Victim reactions in aggressive erotic films as a factor in violence against women. Journal of Personality and Social Psychology, 41, 710—724.

Donnerstein, E., Donnerstein, M. & Evans, R. (1975). Erotic stimuli and aggression: Facilitation or inhibition. Journal of Personality and Social Psychology, 32, 237—244.

Donnerstein, E. & Hallam, J. (1978). Facilitating effects of erotica on aggression against women. Journal of Personality and Social Psychology, 36, 1270-1277.

Eccles, A., Marshall, W.L. & Barbaree, H.E. (1988). The vulnerability of erectile measures to repeated assessments. Behavior Research and Therapy, 26, 179—183.

Final report of the attorney general's commission on pornography. (1986). Nashville, TN: Rutledge Hill Press.

Gettleman, J. (1999, 28 October). XXX=$$$. Manhattan Mercury, p. A6.

Greenberg, B.S. (1994). Content trends in media sex. In D. Zillmann, J.Bryant & A.C.Huston (Eds.), Media, children, and the family: Social scientific, psychodynamic, and clinical perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Greenberg, B.S., Abelman, R. & Neuendorf, U. (1981). Sex on the soap operas: Afternoon intimacy. Journal of Communication, 31 (3), 83—89.

Greenberg, B.S., Brown, J.D. & Buerkel-Rothfuss, N.L. (1993). Media, sex, and the adolescent. Creskill, NJ: Hampton Press.

Greenberg, B.S. & Busselle (1996). Soap operas and sexual activity: A decade later. Journal of Communication, 46 (4), 153—160.

Greenberg, B.S. & D'Alessio, D. (1985). Quantity and quality of sex in the soaps. Journal of Broadcast & Electronic Media, 29, 309-321.

Greenberg, B.S. & Hofschire, L. (2000). Sex on entertainment television. In D. Zillmann and P. Vorderer (Eds.), Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 93— 111). Mahwah, NJ: Erlbaum.

Greenberg, B.S., Stanley, C, Siemicki, M., Heeter, C, Soderman, A. & Linsangan, R. (1993a). Sex content on soaps and primetime television series most viewed by adolescents. In B.S. Greenberg, J.D. Brown & N.L. Buerkel-Rachfuss (Eds.), Media, sex and the adolescent. Cresskill, NJ: Hampton Press.


234 Часть III. Основные направления исследований

Greenberg, B.S., Stanley, С, Siemicki, M, H e e t e r, С, S o d e r m a n, A. & Linsangan, R. (1993b). S e x content in R-rated films viewed by adolescents. In B.S. Greenberg, J.D. Brown & N.L. Buerkel-Rachfuss (Eds.), Media, sex and the adolescent. Cresskill, NJ: Hampton Press.

Harris, R.J. (1994). The impact of sexually explicit media. In J. Bryant and D. Zillmann, Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Harris, R.J. & Scott, C.L. (2001). Effects of sex in the media. In J. Bryant and J.A. Bryant (Eds.), Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Hill, C, Davis, H., Holman, R. & Nelson, G. (1984). Video violence and children. London: Report of an HM stationary office.

I n t o n s - P e t e r s o n, M. J. & Roskos-Ewoldsen, B. (1989). Mitigating t h e effects of violent pornography. In S. Gubar & J. Hoff-Wilson (Eds.), For adult users only. Bloomington: Indiana University Press.

Intons-Peterson, M.J. & Roskos-Ewoldsen, В., Thomas, L., Shirley, M. & Blut, D. (1989). W ill educational materials reduce negative effects of exposure to sexual violence? Journal of Social and Clinical Psychology, 8, 256-275.

Krafka, C.L. (1985). Sexually explicit, sexually violent, and violent media: Effects of multiple naturalistic exposures and debriefing on female viewers. Unpublished doctoral dissertation, University of Wisconsin-Madison.

Kunkel, D., Cope, K.M., Farinola, W.J., Biely, E., Rollin, E. & Donnerstein, E. (1999). Sex on TV: Content and context. Menlo Park, CA: Kaiser Family Foundation.

Linz, D., Donnerstein, E., Bross, M. & Chapin, M. (1986). Mitigating the influence of violence on television and sexual violence in the media. In R. Blanchard (Ed.), Advances in the study of aggression (Vol. 2, pp. 165—194). Orlando, FL: Academic Press.

Linz, D., Donnerstein, E. & Penrod, S. (1984). The effects of multiple exposures to filmed violence against women. Journal of Communication, 34 (3), 130—147.

Linz, D., Fuson, LA. & Donnerstein, E. (1990). Mitigating the negative effects of sexually violent mass communications through preexposure briefings. Communication Research, 17, 641—674.

Lowry, D.T. & Towles, D.E. (1989). Soap opera portrayals of sex, contraception, and sexually transmitted diseases. Journal of Communication, 39 (2), 76—83.

Malamuth, N.M. (1981). Rape fantasies as a function of exposure to violent sexual stimuli. Archives of Sexual Behavior, 10, 33-47.

Malamuth, N.M. (1996). Sexually explicit media, gender differences, and evolutionary theory. Journal of Communication, 46 (3), 8—31.

Malamuth, N.M. & Check, J.V.P. (1980a). Penile tumescence and perceptual responses to rape asa function of victim's perceived reactions. Journal of Applied Social Psychology, 10, 528—547.

M a l a m u t h, N. M. & Check, J.V.P. (1980b). Sexual arousal to rape and consenting depictions: T h e importance of the woman's arousal. Journal of Abnormal Psychology, 89, 763—766.

Malamuth, N.M. & Check, J.V.P. (1983). Sexual arousal to rape depictions: Individual differences. Journal of Abnormal Psychology, 92, 55—67.

Malamuth, N.M. & Donnerstein, E. (1984). Pornography and Sexual Aggression. Orlando, FL: Academic Press.

Malamuth, N.M., Heim, M. & Feshbach, S. (1980). Sexual responsiveness of college students to rape depictions: Inhibitory and disinhibitory effects. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 399-408.

Malamuth, N.M. & Spinner, B. (1980). A longitudinal content analysis of sexual violence in the best-selling erotica magazines. Journal of Sex Research, 16, 226—237.


Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 235

Marshall, W.L. (1989). Pornography and sex offenders. In D. Zillmann & J.Bryant (Eds.), Pornography: Research advances and policy considerations. Hillsdale, N J: Erlbaum.

Meyer, T.P. (1972). The effects of sexually arousing and violent films on aggressive behavior. Journal of Sex Research, 8, 423-333.

Morais, R.C. (1999, June 14). Porn goes public. Forbes, p. 214.

Mosher, D.L. & Maclan, P. (1994). College men and women respond to X-rated videos intended for male or female audiences: Gender and sexual scripts. The Journal of Sex Research, 31, 99—113.

Murnen, S.K. & Stockton, M. (1997). Gender and self-reported sexual arousal in response to sexual stimuli: A meta-analytic review. Sex Roles, 37, 135—153.

Palys, T.S. (1986). Testing the common wisdom: The social content of video pornography. Canadian Psychology, 27 (1), 22-35.

Quackenbush, D.M., Strassberg, D.S. & Turner, C.W. (1995). Gender effects of romantic themes in erotica. Archives of Sexual Behavior, 24, 21—35.

Rachman, S. (1966). Sexual fetishism: An experimental analogue. Psychological Record, 16, 293—296.

Rachman, S. & Hodgson, R.J. (1968). Experimentally-induced " sexual fetishism": Replication and development. Psychological Record, 18, 25—27.

Russell, D.E.H. (1998). Dangerous relationships: Pornography, misogyny, and rape. Thousand Oaks, CA: Sage.

Schaefer, H.H. & Colgan, A.H. (1977). The effect of pornography on penile tumes-cence as a function of reinforcement and novelty. Behavior Therapy, 8, 938—946.

Scott, J.E. (1986). An updated longitudinal content analysis of sex references in mass circulation magazines. Journal of Sex Research, 22, 385—392.

Sherman, B.L. & Dominick, J.R., (1986). Violence and sex in music videos: TV and rock'n'roll. Journal of Communication, 36 (1), 79—93.

Sintchak, G. & Geer, J. (1975). A vaginal plethysymograph system. Psychophysiology, 12, 113—115.

Stodghill, R. (1998, 15 June). Where'd you learn that? Time, pp. 52-59.

Weaver, J.B. & Tamborini, R. (Eds.) (1996). Horror films: Current research on audience preferences and reactions. Mahwah, NJ: Erlbaum.

White, L.A. (1979). Erotica and aggression: The influence of sexual arousal, positive effect, and negative effect on aggressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 591—601.

Winick, C. (1985). A content analysis of sexually explicit magazines sold in an adult bookstore. Journal of Sex Research, 21, 206-210.

Yang, N. & Linz, D. (19, 90). Movie ratings and the content of adult videos: The sex-violence ratio. Journal of Communication, 40 (2), 28—42.

Zgourides, G., Monto, M. & Harris, R. (1997) Correlates of adolescent male sexual offense: Prior adult sexual contact, sexual attitudes, and use of sexually explicit materials. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 41 (3), 272—283.

Zillmann, D. (1971). Excitation transfer in communication-mediated aggressive behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 1, 419—434.

Zillmann, D. (1978). Attribution and misattribution of excitatory reactions. In J.H.Harvey, WJ. Ickes & R.F. Kidd (Eds.), New directions in attribution research (Vol.2, pp. 335-368). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Zillmann, D. (1979). Hostility and aggression. Hillsdale, NJ: Erlbaum.


236 Часть III. Основные направления исследований

Z i l l m a n n, D. (1982). Transfer of excitation in emotional behavior. In J. T. Cacioppo & R.E. P e t t y (Eds.), Socialpsychophysiology. New York: Guilford Press.

Zillmann, D. & Bryant, J. (1982). Pornography, sexual callousness, and the trivialization of r a p e. Journal of Communication, 32 (4), 10—21.

Zillmann, D. & Bryant, J. (1984). Effects of massive exposure to pornography. In N.M. Malamuth & E. Donnerstein (Eds.), Pornography and sexual aggression (pp. 1 1 5 — 1 4 1). Orlando, FL: Academic P r e s s.

Zillmann, D. & Bryant, J. (1986). Shifting preferences in pornography consumption. Communication Research, 13, 560-578.

Zillmann, D. & Bryant, J. (1988a). Effects of prolonged consumption of pornography on f a m i l y values. Journal of Family Issues, 9, 518—544.

Zillmann, D. & Bryant, J. (1988b). Pornography's impact on sexual satisfaction. Journal of Applied Social Psychology, 18, 438-453.


Глава 13

Страх и тревога,

вызванные

медиапродукцией

В

1975 году сенсацией американского кинопроката стал триллер " Челюсти". Летом того же года в прессе появились сообщения, что под воздействием фильма многие американцы внезапно перестали купаться в океане. Люди загорали на пляже, но боя­лись заходить в воду. Отдыхающим казалось, что большие белые акулы-убийцы под­стерегают их, чтобы разорватб своими огромными, острыми, как бритва, зубами.

Эмоциональные реакции, испытанные многими зрителями после просмотра фильма " Челюсти", хотя и анекдотичны, тем не менее служат ярким примером реакций страха и тревоги, вызванных медиаинформацией. Можно упомянуть еще множество примеров р е а к ц и и страха, вызванной просмотром художественных фильмов. В 1974 году массовая реакция страха зрителей всех возрастных категорий были вызвана устрашающими сце­нами из фильма " Изгоняющий дьявола" (" Экзорцист")- Устрашающие (особенно для детей) и тревожные сцены содержатся и в других фильмах, таких, например, как " И н д и а н а Джонс и храм судьбы", " Похитители тел", " Гремлины" и др.

С середины 1970-х годов Голливуд выпускает красочные, напряженные триллеры. Распространение кабельного телевидения среди миллионных зрительских аудиторий и появление новых каналов способствуют тому, что американцы могут смотреть по­добные фильмы, не выходя из дома. Исследование воздействия устрашающих и тре-в о ж н ы х фильмов имеет практическое значение и важно прежде всего для подрастаю-щ е г о поколения американцев, особенно это поможет найти метод, позволяющий оп­ределить факторы, вызывающие наиболее интенсивную реакцию страха и оказываю-щ и е наиболее негативное воздействие. Знание данных факторов поможет нейтра­лизовать или снизить негативное воздействие устрашающих и тревожных фильмов.


238 Часть Ш. Основные направления исследований

В последние годы ученые узнали много нового о страхе как реакции на массовую информацию, включая факторы, которые его вызывают, и методы, позволяющие его контролировать. В данной главе рассматриваются некоторые из наиболее важ­ных открытий по проблеме воздействия устрашающих и тревожных медиаматериа-лов. Особо пристальное внимание ученых в ходе этих исследований было обращено на детей, но и о взрослой медиа-аудитории также не забыли. При исследовании ре­акций страха и тревоги у детей ученые ориентировались в основном на художествен­ные передачи, в то время как в исследованиях, объектом которых были взрослые зрители, изучалась реакция на нехудожественные программы тревожного содержа­ния. Независимо от того, в какой возрастной группе проводилось исследование, страх рассматривался как непосредственная, довольно кратковременная реакция, а не та, которая длится часами, днями или еще дольше, хотя в ходе самых современ­ных исследований в центре внимания находилась именно пролонгированная р е а к -ция страха. Вкратце ознакомившись с историей использования устрашающих и т р е -вожных медиаматериалов в качестве развлечения, а также с различными теориями, объясняющими их притягательность для потребителей, мы рассмотрим различные методы определения параметров страха и тревоги. Затем сосредоточимся на реакции страха как следствии потребления массовой информации у детей и исследуем ее ди­намику. Обсудим важность таких переменных, как возраст и пол, для определения реакции страха и завершим главу рекомендациями исследователей по преодолению страха, вызванного воздействием медиаматериалов.

Устрашающие истории как развлечение

На протяжении всей истории существования человечества людям нравилось слу­шать устрашающие истории. Древние люди, коротая время у костра, рассказывали друг другу " с т р а ш и л к и ". Эти истории передавались из поколения в поколение и с т а л и частью фольклора, зафиксированного учеными-антропологами. Устрашающие п р е д а -н и я о колдовстве и нечистой силе существуют во многих культурах по всему миру, п о -этому исследователи считают эти темы универсальными (Kluckhorn, 1960).

Никто не может сказать наверняка, почему устрашающие истории так популярны в разных культурах. Ученые считают, что подобного рода информация выполняла определенные функции. Когда люди сталкивались с какими-то загадочными явле­ниями, они придумывали мифы или легенды, чтобы каким-то образом объяснить их (Levin, 1960). Кроме того, вполне вероятно, что такие истории позволяли детям " потренироваться" в управлении своими эмоциями в безопасной обстановке, под защитой своих родителей. Возможно, ритуализированное использование устра­шающих историй в разных культурах давало возможность молодым людям научиться сдерживать свой страх.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.