Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование и управление ВЭД в Республике Беларусь






1. Направления государственного воздействия на ВЭД.

2. Основные принципы, задачи и органы государственного регулирования и управления ВЭД в РБ,

3. Методы регулирования ВЭД.

4. Экономические методы стимулирования экспортного производства.

5. Основные проблемы управления ВЭД в РБ на современном этапе.

 

Средний уровень тарифной защиты экономики:

· США = 3, 5%;

· Беларусь=9, 8%;

· Украина=5, 8%.

Направления государственного регулирования ВЭД::

· протекционизм;

· фритрейдмент (свободная торговля).

Воздействие тарифа:

1. Уменьшается излишек потребителя: до введения: A+B+C+D+E+F, после: A+B.

2. Увеличивается излишек потребителя: до: G, после: G+C.

3. Увеличивается доход правительства на E.

4. Уменьшается общее благосостояние (сумма излишков потребителя, излишков производителя и доходов правительства) на D+F.

Протекционизм приводит к чистым потерям благосостояния общества. И чем больше торговых барьеров, тем выше эти потери.

Вопрос: Почему несмотря на очевидность неэффективности, власти (государства) все равно в принципе идут на протекционистские меры?

(1) Направления государственного воздействия на ВЭД.

Всю экономическую историю можно рассматривать как борьбу протекционистских тенденций и стремлений к свободной торговле.

Протекционизм – политика, которая направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка (защита собственного производителя).

Фритрейдмент (свободная торговля) – комплекс государственных мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, отсутствия таможенных, нетарифных или других барьеров.

Актуальный вопрос: Почему несмотря на очевидность неэффективности, власти (государства) все равно в принципе идут на протекционистские меры?

1) Если Вы у 10 тыс. человек отнимете по 1 млн. руб., то Вы нанесете им суммарный ущерб 10 млрд. руб.

2) Если Вы у 10 млн. человек отнимете по 10 тыс. руб., то Вы нанесете им суммарный ущерб 100 млрд. руб.

Отрицательные последствия протекционизма:

· ограничение экспорта за счет ответных мер других стран;

· возрастание чистых потерь на уровне благосостояния населения (растут цены на товары после повышения пошлин);

· сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий;

· развитие коррупции и теневой экономики (контробанды);

Мотивы введения протекционистских мер:

· защита формирующихся отраслей экономики;

· борьба со способами недобросовестной конкуренции;

· увеличение доходной части бюджета;

· снижение импортозависимостии степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику.

(2) Основные принципы, задачи и органы государственного регулирования и управления ВЭД в РБ,

Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 25 ноября 2004 г. № 347-З.

Принципы государственного регулирования ВЭД в РБ:

· единство ВЭ политики и национальной экономической политики;

· приоритет экономических мер государственного регулирования ВЭД;

· обеспечение равенства всех участников ВЭД;

· применение в отношении другого государства мер государственного регулирования ВЭД с учетом взаимности;

· обеспечение гласности в применении мер государственного регулирования ВЭД.

Задачи государственного регулирования ВЭД в РБ:

· обеспечение экономической, экологической безопасности страны;

· обеспечение условий для эффективной интеграции экономики РБ в мировую экономику;

· поддержка процессов интеграции со странами СНГ;

· развитие экономического и политического союза с Россией;

· выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;

· совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;

· выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;

· подготовка и проведение переговоров по вступлению Республики Беларусь в ВТО.

Основные органы регулирования ВЭД в РБ:

· Президент;

· Национальное собрание;

· Совет Министров;

· Национальный банк;

· Государственный таможенный комитет;

· Торгово-промышленная палата (разобрать самим).

Президент РБ:

· осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами и международными организациями;

· принимает (подписывает) законодательные акты, касающиеся регулирования ВЭД;

· издает постановления и распоряжения во исполнения законов по ВЭД.

Национальный банк РБ:

· заключает межбанковские соглашения;

· представляет интересы государства в отношениях с национальными банками других государств;

· проводит валютное регулирование.

Государственный таможенный комитет:

· установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу;

· контроль использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозимых за ее пределы;

· определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей.

Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает основные направления внешней политики и принимает практические меры по реализации внешнеэкономических интересов. И включает:

· Министерство иностранных дел;

· Министерство экономики;

· Министерство по налогам и сборам;

· Министерство торговли (самостоятельно).

(3) Методы регулирования ВЭД.

Классификация методов:

1. По направленности действий:

· протекционистские направлены на защиту отечественного производителя от иностранного (введение таможенной пошлины, введение квот и т.д.)

· либерализационные

2. По характеру воздействия:

· административные (воздействуют через законы, приказы, запреты и т.п.)

· экономические основаны на использовании экономических мер;

· социально-психологические основаны на использовании социальных и психологических инструментов воздействия.

3. В зависимости от разновидности приемов регулирования:

· таможенно-тарифные;

· нетарифные;

· методы запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности (самостоятельно);

· меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности (самостоятельно).

Тарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

Таможенная пошлина – обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь

Таможенный тариф – систематизированный сборник ставок таможенных пошлин

Функции таможенного тарифа:

· протекционистская;

· фискальная.

Классификация пошлин:

1. По способу взимания:

· адвалорные (ставка пошлины – 15% от таможенной стоимости);

· специфические (ставка пошлины 0, 35 евро за 1 см3 объема двигателя);

· комбинированные – сочетание адвалорного и специфического платежа (в РБ два варианта: 1) и то и то платим 20 евро за штуку + 15% от стоимости; 2) ставка пошлины 20% но не менее 7, 5 евро за штуку).

2. По направленности:

· ввозные (импортные);

· вывозные (экспортные) – отменены вывозные пошлины на все виды товаров за исключением: калийные удобрения, семена рапса, лесоматериалы, кожевенное сырье.

3. По срокам действия:

· постоянные;

· временные действуют определенный срок (в самой пошлине написано, до какого срока она действует);

· сезонные вводятся на определенный срок действия в сезоне (не может действовать более 6 месяцев).

4. По размерам:

· базовые;

· повышенные, как правило, в два раза больше чем базовые, назначается, когда не известна страна происхождения товара;

· преференциальные (меньше чем базовые) назначаются в случае наличия каких-либо льгот.

Виды таможенных льгот (преференций):

· возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;

· освобождение от обложения таможенной пошлиной;

· снижение ставки таможенной пошлины;

· установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин:

· товары из стран, с в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли;

· оборудование и материалы, предназначенные для выполнения важнейших научных программ;

· транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути;

· ввозимые организациями, осуществляющими производство лазерно-оптической техники;

· товары, подлежащие обращению в собственность государства.

5. По экономическому содержанию:

· фискальные;

· протекционистские.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РБ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы республики, со стороны других государств или их союзов.

Процедуре назначения специальных таможенных пошлин предшествует процедура специального расследования.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.

Нетарифные методы:

· меры прямого ограничения;

· административные формальности;

· налоговое регулирование;

· валютное регулирование.

Меры прямого ограничения:

· лицензирование;

· квотирование.

Лицензирование ВЭД – это регулирование ВЭД через разрешительный пакет документов, выдающийся государственными органами на право экспорта (импорта) товара в определенных количествах на определенный промежуток времени.

Случаи лицензирования:

· введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка в отношении товаров, которые могут отрицательно влиять на здоровье человека, экологическое благополучие;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· выполнение международных обязательств.

Виды лицензий:

· генеральная лицензия выдается сроком до одного года на осуществление неограниченного числа внешнеэкономических операций;

· разовая лицензия дает право на осуществление одной внешнеэкономической операции (срок действия до 1 года);

· специальная лицензия образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями (до 31.12 каждого года).

Лицензии выдаются Министерством торговли РБ.

Документы для лицензии:

· заявление;

· оригинал и копия внешнеторгового контракта;

· копия документа, подтверждающего государственную регистрацию;

· документы, подтверждающие происхождение товара;

· обоснование цены товара и экономической целесообразности сделки.

Квотирование – ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на экспорт/импорт конкретных товаров на определенный период времени.

Виды квот:

· глобальные действуют в отношении всех стран;

· индивидуальные – квота на данный товар действует в отношении только производителя из какой-то одной страны, например квота на ввоз картофеля из ЕС;

· групповые действуют для нескольких стран;

· экспортные – на вывоз;

· импортные – на ввоз;

· сезонные – на сезон (до 6 месяцев);

· особые – специальные, антидемпинговые и компенсационные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.