Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таинство Исповеди






Вопрос: Что такое Таинство Исповеди?

Ответ: Исповедь - это таинство Церкви, в котором человек, искренне каясь в своих грехах Господу Иисусу Христу, открывая их священнику как свидетелю раскаяния, получает прощение своих прегрешений и благодатную силу для борьбы с грехом. Господь сказал своим апостолам: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Евангелие от Иоанна, гл.20, ст.23); “...что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжите - и.И.) на земле, то будет разрешено на небе” (Евангелие от Матфея, гл.18, ст.18).

Священник на исповеди выслушивает кающегося, если надо - расспрашивает его и от лица Церкви произносит разрешительную молитву. Простит ли Бог грехи: зависит от глубины раскаяния самого человека и его решимости бороться с грехом в дальнейшей жизни. Бог всегда прощал и будет прощать искренне кающихся, но для облегчения им труда покаяния Бог даровал таинство Исповеди - лекарство, лечащее раненую грехом душу, призванное помочь человеку, дающее особую благодатную силу для духовной жизни.

Вопрос: В чем нужно каяться?

Ответ: Исповедь - это в первую очередь откровение совести, на ней нужно каяться в том, в чем обличает совесть. Иногда совесть обличает человека так, что он испытывает боль в душе - это признак живой души. Бывает, что совесть молчит, хотя разум сознает содеянные грехи - это печальный признак омертвения души. Необходимо стараться каяться в душе Богу даже в самых небольших согрешениях сразу, как только они осознаются, и открывать их на ближайшей исповеди.

Если человек исповедуется впервые, ему необходимо вспомнить всю свою жизнь с семилетнего возраста.

Если человек вспомнил грех, который он ранее не исповедовал, необходимо его открыть на ближайшей исповеди. Особое внимание необходимо уделять грехам, которые Церковь называет смертными.

Людям вообще не свойственно видеть себя грешниками. Мы видим лишь явные грехи, не увидеть которые невозможно. Но действие страстей (греховных привычек, становящихся как бы частью человеческой природы) мы чаще всего не видим. Даже называя себя грешниками и каясь, мы часто делаем это без внутреннего видения своей греховности. Это неудивительно. Святые Отцы Церкви учат, что видение грехов своих – первый дар Святого Духа. А всякий дар дается тогда, когда человек способен его принять.

Что же нужно сделать для его приобретения? Для начала необходимо раскаяться и избавиться от тех грехов, которые мы в себе видим. Когда мы приступим к этому деланию, то сразу увидим в себе новые и новые грехи и страсти.

Именно в результате такого пути Святые Отцы, достигшие удивительной чистоты, видели себя последними грешниками. И наоборот: величайшие грешники, погрязшие в явных пороках, и не очищающиеся от них, часто заявляют о себе как о праведниках. Вообще, чем чище человек, тем больше видит он в себе нечистоты.

Поэтому на исповеди необходимо каяться, прежде всего, в том, что мы в себе видим плохого, что мешает нам жить по-христиански.

Вопрос: Если грех был ранее исповедан и более не совершался, нужно ли его исповедовать снова?

Ответ: Мы верим в действенность Таинства. Если грех был прощен на исповеди и не повторен, то его второй раз не называют. Но это не означает, что не нужно раскаиваться и сокрушаться о нем в своей душе.

Вопрос: А если просто каяться в душе о грехе, но не говорить о нем на исповеди?

Ответ: Бог простит человека, кающегося у себя дома перед иконами, когда нет возможности прибегнуть к таинству Исповеди. Но Он не простит того, кто по гордости сознательно пренебрегает Таинством или (опять же по гордости) стыдится своих грехов и утверждает, что получает прощение вне Церкви.

Для православных Церковь – это не абстрактное понятие. Это – Тело Христа. Богочеловеческий организм. Вся жизнь православного человека проходит вокруг Чаши со спасительными Дарами Христа – Его Телом и Кровью. Но для того, что бы без осуждения и с пользой приобщиться этой Чаше, нужно иметь чистую совесть. Если же человек не прибегает к таинству Исповеди по лени или стыду, то он лукавит перед Богом. Совесть такового не может быть чиста и Причастие может не пойти на пользу.

Вопрос: Если человек постоянно кается в одних и тех же грехах, но не может не совершать их снова, что ему делать?

Ответ: Нужно каяться снова и снова, и прилагать все усилия к борьбе с грехом. История Церкви сохранила интереснейшую беседу преподобного Сисоя Великого с одним из монахов. Монах вопрошал святого: «Отче, что мне делать: Я пал?». Сисой ответил: «Встань». Монах говорил: «Я вставал много раз и снова пал». Святой ответил: «Снова встань». Тогда монах воскликнул: «Так сколько же мне вставать?». Сисой ответил: «До смерти». Чем больше человек по немощи грешит, тем чаще ему надо прибегать к Таинству Исповеди, как к необходимому лекарству. Что же касается Причастия, то пока человек не прекратит соверщать смертные грехи, он не может быть причастником Святых Таин Христовых, что бы не причаститься в осуждение себе.

Даже решительно раскаявшись и оставив грех, христианин не всегда сразу допускается к Чаше. На исповеди священник может и должен назначить епитимью 1, призванную как проверить решимость кающегося прекратить грешить, так и помочь ему понести труды покаяния для его действенности. Чаще всего епитимья заключается в недопущении согрешившего к Святому Причастию на какое-то время2 и в назначении ему специального покаянного правила3.

Вопрос: Что такое смертный грех?

Ответ: Смертным грехом называется грех, совершив который, человек настолько ранит, поражает свою душу, настолько этим отчуждается от Бога, что становится как бы духовно мертвым, то есть не способным на долгое время (нередко навсегда) к добру, честности, великодушию, сострадательности, борьбе за правду, верности, чистоте личной жизни и т.д. Такой грех требует особенно сильного покаяния, сопряженного с телесными трудами (постом, поклонами и т.д.)

Основные смертные грехи следующие:

отчаяние (оставление веры и упования на милость Божию, забвение Его любви и спасительного Промысла);

отречение от Бога;

ересь - сознательное противление верующего известной христианской истине;

неверие - отрицание бытия Божия, отказ принять Истину;

самоубийство - (за исключением случаев умопомешательства);

убийство (в том числе младенцев во чреве); близко к этому стоят: соучастие в убийстве, способствование самоубийству, проклятия, нанесение человеку увечий;

воровство, разбой, вымогательство;

колдовство, также обращение к экстрасенсам, гадалкам, астрологам, предсказателям и т.д.;

блуд и прелюбодеяние в различных проявлениях (блудом называются связи человека, не вступившего в законный брак, прелюбодеянием называется не сохранение супружеской верности). Сюда же относятся и различные противоестественные грехи (такие грехи могут случаться и у законных супругов, и это является позором для тех, кто, называясь христианином, творит такое);

тяжким грехом является соблазн ближнего (деятельность растлевающая нравственность людей, особенно если это совершается через СМИ, в театрах, кино (ввиду широкой аудитории), участие в создании и распространении видео, теле, радио и другой продукции, несущей в души людей семена разврата, ересей, безбожия, насилия, злобы и тому подобного);

пьянство, наркомания и всяческое способствование этому (торговля и распостранение);

Вопрос: Выходит все остальные грехи допустимы?

Ответ: Считать так все равно, что сказать, что гепатит – это плохо, а грипп – это хорошо. На самом деле плохо и то и другое, просто от гепатита можно умереть быстрее, чем от ангины или ОРЗ. Любой грех – это рана, которую человек наносит сам себе. Есть раны опасные, есть не очень, но все они – зло, и все вредят нам.

Вопрос: Нужно ли к исповеди писать записки с грехами?

Ответ: Это допускается, но не является необходимым. Некоторые настаивают на том, что бы священник после исповеди порвал записку с грехами, видя в этом чуть ли не магический ритуал. Это неверно. Можно записать, что бы не забыть, но не более.

Вопрос: Говорят надо каяться в грехе убийства Царской семьи. Так ли это?

Ответ: Человек отвечает только за свои грехи. Каяться можно лишь в том, что сделал лично сам. Человек не отвечает за грехи даже своих непосредственных предков: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»4 - было возвещено еще в Ветхом Завете.

Однако последствия дел своих отцов детям испытывать приходится. Но ответственность и последствия – совершенно разные вещи. С таким же успехом можно каяться и в грехе Адама. Однако всем понятно, что мы не виновны в грехе Адама, хотя и испытываем на себе последствия этого греха. То же и в случае с Царской семьей: мы испытываем последствия тех событий, но сами не виноваты в них.


Готовящемуся






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.