Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория эффекта масштаба (П. Крюгнен, К. Ланкастер).






Основная суть этого эффекта в том, что при особой технологии и уровне организации производства средние долговременные издержки будут сокращаться по мере роста объема выпуска товара, осуществляя экономию. Излишне произведенный товар выгодно продавать в другие страны.

(2) Внешнеэкономические связи и факторы их расширения.

Внешнеэкономические связи – это двух или многосторонние отношения, возникающие между субъектами хозяйствования, государствами и международными организациями по поводу международной торговли, совместного предпринимательства и научно-технического сотрудничества.

Внешнеэкономические факторы

Факторы расширения внешнеэкономических связей:

· географические – страны расположены в различных условиях (климатические, плодородные, погодные, наличие полезных ископаемых);

· производственные – невозможность в необходимых объемах производить все виды продукции необходимого качества в каждой стране;

· экономические – выход на внешние рынки сбыта, что является одним из важнейших условий повышения эффективности деятельности предприятия;

· ускорение научно-технического прогресса – крупные научно-технические достижения, полученные в одной стране, стремятся приобрести все страны, работающие в данной отрасли;

· расширение международного разделения труда – повышение эффективности мировой экономики во многом основывается на специализации отдельных стран в производстве тех или иных видов продукции с последующим взаимным обменом результатами производства в определенных количественных и качественных отношениях.

(3) Современные тенденции развития мировых хозяйственных связей.

Основные тенденции развития мировой экономики:

· глобализация;

· локализация;

· регионализация.

Рональд Робертсон – «Глобализация: социальная теория и глобальная культура» (1992).

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

В ВЭД – процесс становления всемирного хозяйства путем постепенного стирания экономических и иных граней между странами.

Признаки:

· принятие единых правил в сфере ВЭД;

· возрастание роли международных экономических организаций;

· введение международных стандартов качества;

· упрощение совершения операций на больших расстояниях;

· расширение влияния транснациональных корпораций;

· унификация потребительских вкусов.

Недостатки глобализации:

· «конвергенция» доходов (расхождение доходов между более бедными и более богатыми);

· глобальность кризисных явлений;

· постоянное усиление влияния ТНК на национальную политику;

· экологические проблемы;

· унификация вкусов.

Локализация – процесс отстранения от влияния других стран путем автономии и политического самовыражения регионов и территориальных сообществ.

Примеры:

· Антиглобалистское движение направлено против определенных аспектов глобализации, например, противостояние ТНК.

· Глобальная локализация (лозунг компании Sony) обозначает адаптацию всемирного продукта к вкусам местных потребителей с использованием метода изготовления на заказ.

· Локализация имиджа.

Регионализация – создание отдельных экономических союзов между странами, регионами.

(4) Международная экономическая интеграция и ее формы. Цели, состав и особенности функционирования основных интеграционных объединений.

Формы международной экономической интеграции:

· Преференциальная зона – это зона, где снижены или отменены таможенные пошлины на отдельные ввозимые товары (Республика Беларусь и Республика Сербия).

· Зона свободной торговли – означает отмену таможенных пошлин в торговле между странами (Республика Беларусь и Республика Украина).

· Таможенный союз – это зона свободной торговли + единый таможенный тариф по отношению к третьим странам (Республика Беларусь, Российская Федерация и Казахстан).

· Общий рынок (свободный рынок, единое экономическое пространство) = таможенный союз + свободное перемещение рабочей силы и капитала (например, страны, которые находятся в Карибском бассейне).

· Экономический и валютный союз = общий рынок + единая экономическая и финансовая политика (Европейский союз).

Центры мировой торговли:

· Западно-европейский (страны ЕС);

· Северо-американский (НАФТА);

· Азиатско-тихоокеанский (АТЭС).

Основные признаки ЕС:

· единое общеевропейское гражданство;

· экономический союз;

· валютный союз;

· политический союз.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – соглашение между 3-мя странами: США, Канада, Мексика с целью постепенной отмены тарифов в торговле, отмены пошлин на сельскохозяйственные продукты и т.д.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – международная (региональная) экономическая организация. Основные участники: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, КНР.

МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэлла, а в качестве ассоциированных членов – Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Основными целями являются сотрудничество в политических, экономических и т.п. сферах.

(5) Республика Беларусь как субъект внешнеэкономической деятельности.

Основные показатели ВЭД:

· объемы экспорта и импорта;

· удельный вес экспорта, импорта товаров и услуг в ВВП;

· внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта страны;

· внешнеторговое сальдо – разница между экспортом и импортом (положительное – экспортируют большое, чем и импортируют, отрицательное – наоборот);

· объем внешнего долга, в т. ч. на душу населения и в % к ВВП;

· объем привлеченных иностранных инвестиций.

Основные позиции товарной структуры экспорта и импорта выучить к экзамену (+из сборника статистики на 2012 год)

Нидерланды – 2-й партнёр во всей внешней торговле РБ.

Дать характеристику ВЭД предприятий полиграфической отрасли. Товары экспорта и импорта, является ли профицитной деятельность торговли отрасли, какие прямые инвесторы есть, примеры совместных предприятий. На половину листа А4 к экзамену.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.