Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов






Безусловные рефлексы Условные рефлексы
1.Врожденные (с рождения или на определенном этапе развития) 2. Видовые 3. Наследуемые 4. Центры располагаются в: - спинной мозг - ствол мозга - подкорковые ядра 5. Специфический безусловный раздражитель (свет -» зрачок, пища -» слюна) 6. Постоянные, т.е. стойки и неизменны в течение жизни 7. Жизнь без них невозможна 8. Связаны с определенными функциями ор­ганизма (пищевые, оборонительные, половые) 9. Эволюционно закреплены (отбор в процессе эволюции, нужные сохранились) 1. Приобретенные в течение жизни   2. Индивидуальные 3. Ненаследуемые 4. Кора больших полушарий головного мозга   5. Любые (группа) условные раздражители (вид пищи, разговор о пище, запах пищи) 6. Непостоянные, нестойкие, изменчивые; одни угасают, другие образуются 7. Способствуют выживанию 8. Образуются на основе безусловных рефлексов   9. За счет функциональных временных связей  

 

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они способствуют приспособляемости организма к меняющимся условиям внешней среды, т.е. обеспечивают более совершенную ориентиров­ку в меняющихся условиях, избежание опасности, устранение вредных воздействий. С возрастом число условных рефлексов возрастает. Условные рефлексы неустойчивы, они изменяются. Исчезновение условных рефлексов происходит благодаря процессам торможения, т.е. происходит ис­чезновение ненужных, нецелесообразных условных рефлексов в изменившихся условиях внешней сре­ды. Новые раздражители способствуют образованию новых условных рефлексов, т.е. приспосабливание изменению условной среды.

Торможение условных рефлексов. (автор – И. П. Павлов)

Торможение - это процесс, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуж­дения в ЦНС.

Виды торможения:

1. Внешнее торможение (действие нового условного раздражителя, запредельное торможение)

2. Внутреннее торможение (угасание, дифференцировка, охранное - сон).

Внешнее торможение (безусловное)

1. Действует новый (третий) внешний относительно сильный раздражитель, который приводит к возникновению нового очага возбуждения в коре. Этот очаг вызывает торможение старого. Например,

- пища —» звонок»слюноотделение (прекращение) –»не выработалась временная связь (сиг­нал —» кортиев орган —> слуховая зона)

- пища —» лампочка + звонок —» слюноотделение (прекращение) —» ориентированный рефлекс (что такое)

2. Запредельное торможение наступает, если используется один, но очень сильный условный раз­дражитель. Например, тихая музыка не мешает заучиванию материала, громкая - тормозит этот процесс

Внешнее торможение наступает срезу!!! Условие его возникновения - отсутствие подкрепления услов­ного раздражителя безусловным. Происходит разрушение временных связей и угасание биологически нецелесообразных реакций. Вместо них формируются новые условные рефлексы на базе безусловных.

Внутреннее торможение (условное)

1. Угасание условного рефлекса связано с отсутствием подкрепления условного раздражителя безусловным.

Например: животные ходили на водопой —» пересох источник воды —» ищут новый источник
выключатель перенесен на другое место -» некоторое время ищем его на старом
часы снял с руки —» -«-

карман на другом месте —» -«-

 

2. Дифференцировка условных раздражителей - если один из условных раздражителей подкрепляется безусловным раздражителем, а второй условный раздражитель (близкий к первому) не подкрепляется безусловным раздражителем, то происходит тонкий анализ условных раздражителей. В результате такой дифференцировки организм, обитающий в сложных условиях окружающей среды, из большого числа раздражителей выделяет наиболее важный (приспосабливающий к меняющимся условиям внешней сре­ды).

Например:

- Сон кормящей матери - мать во сне тонко дифференцирует звуки, улавливая тихое шевеле­ние спящего младенца, не обращает внимания на шумы ночного города.

- Запахи - из группы близких раздражителей выбираем важный для определенной ситуации.

Торможение развивается постепенно. Благодаря угасанию одних и появлению других происходит приспосабливаемость организма к изменениям условной среды. Длительность условных рефлексов зависит от:

- физиологического состояния организма

- уровня организации нервной системы

- от его важности (у человека)

 

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) - ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ВНД - совокупность условных рефлексов, которые лежат в основе поведения высокоорганизованных животных и человека и позволяют им лучше приспособиться к условиям окружающей среды.

В 1863 г. в работе «Рефлексы головного мозга» выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов выдви­нул смелую гипотезу о связи самых сложных проявлений поведения животных и человека:

- впервые дано представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга,

- были описаны некоторые виды памяти (слуховая и зрительная),

- с функцией коры головного мозга он связывал механизмы формирования сознания и мышления,

- он полагал, что умственная психическая деятельность осуществляется при помощи рефлексов с уча­стием коры головного мозга, как проявление одних рефлексов и торможение других.

Идеи И.М Сеченова были развиты и экспериментально доказаны И.П.Павловым (физиология ВНД), которого мировая наука считает основоположником современного учения о ВНД:

- разработал учение о 1-й и 2-й сигнальных системах,

- условных и безусловных рефлексах,

- наличии временных связей в коре головного мозга

- условиях образования условных рефлексов,

- торможении рефлексов и их видах.

Совокупность процессов, идущих в нервной системе, которые обеспечивают восприятие раздражителей, анализ информации и формирование ответных реакций организма называется сигнальной системой.

 

ВНД - это деятельность коры больших полушарий и высших подкорковых образований, которые обеспечивают наиболее совершенное приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды.

ВНД (по И.П.Павлову) - это деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру.

ВНД - это материальная основа психики.

Первой сигнальной системой И.П.Павлов называл деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей - сигналов внешней среды. Эта сис­тема свойственна человеку и животным.

I сигнальная система - человек и животные - восприятие через органы чувств - конкретных раздражи­телей; - конкретных явлений окружающей среды.

Для II сигнальные системы раздражителем является слово, которое дает представление, понятие о конкретных явлениях или конкретных предметах.

Слово не просто звук, а действует своим смыслом, значением.

Слово, слышимое или видимое, подает сигналы о конкретных предметах.

Слово является сигналом сигналов.

Большинство условных рефлексов человека базируется на II сигнальной системе.

С помощью слов передаются навыки, опыт, проводится анализ информации, делается вывод, базируют­ся все виды психической деятельности человека (образное, абстрактное мышление, сознание).

 

Мышление - это способность к отражению объективной реальности, это способность человека при по­мощи слов представить и выразить свое отношение к предмету, явлениям действительности.

Различают мышление: - конкретное - логическое - абстрактное

Мысли формируются в виде слов или образов. Мышление связано с функцией коры больших полуша­рий головного мозга, в котором образуются временные связи, формирующиеся в процессе действия конкретных раздражителей.

Сознание - это обобщенная высшая форма отражения действительности, свойственная человеку. Это высшая функция человеческого мозга. Это обобщенная форма отражения действительности, которая составляет специфику поведения человека и составляет основу психики и заключается в направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой.

Сознание - это способность отделять себя, свое «я» от других людей и окружающей среды, возмож­ность регулировать отношения между личностью и окружающей средой. Это возможность передавать свои знания другим людям, делая это общим делом посредством речи, художественной литературы, технических устройств.

Сознание базируется на общении и приобретении индивидуального опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.