Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Технологии методического обеспечения СКД, проблемы и возможные способы их решений






Исходя из уже изученного нами понятия, можем представить себе сложноструктруированную взаимосвязанную систему, в которой можно рассмотреть не просто технологии и инновационные способы управления методического обеспечения, но и представить сам предмет методического обеспечения как компонент технологий культурно-досуговой деятельности.

Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.

Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).

Т.е. сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

Следовательно, основная направленность и суть технологий и методов МО – в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, комбинировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании и регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; широкую, систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.

Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.

В настоящее время возросло значение областной и рай­онных методических служб культурно-досуговой деятельнос­ти, изменились и усложнились их задачи и функции. Если раньше они касались, в основном, вопросов обучения, методической, практической помощи и творческой деятельности, то сегодня ме­тод. работа заключается в метод. сопровождении процесса реструктуризации культурно-досуговой отрасли.

В настоящий период специалисты методических служб со­действуют внедрению инноваций в практику деятельности культурно-досуговых учреждений с целью их адаптации к со­циально-экономической ситуации, обретения каждым клубом, домом культуры «своего лица», своего места в жизни своего села, города.

Основными видами деятельности методических служб становится аналитическая работа, социокультурное про­граммирование и проектирование, развитие социального про­странства в условиях реструктуризации и оптимизации дея­тельности КДУ.

Скажем, если рассматривать клубную сферу, то Эффективность этой деятельности во многом зависит от результативности работы областной и районных ме­тодических служб. Будучи стержнем всей культурно-досуго­вой системы эти службы по роду своей деятельности соединя­ют науку с практикой.

Специалисты по направлению этой деятельности одновременно являются инициато­рами идей, непосредственными участниками исследований, управ­ленцами-менеджерами и лидерами, умеющими сплотить вокруг себя практиков и обеспечить внедрение инновационных методик.

Большое место в повышении эффективности и качества работы учреждений культуры занимает учебный процесс. Районные методические службы совместно с отделами культуры направляют своих работников КДУ на областные семинары, практикумы, лаборатории.

Наряду с положительными факторами и примерами вне­дрения инновационных методик и развития всей информацион­но-методической деятельности в области, существует ряд задач и проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Федерации и муници­пального образования, а также баланс интересов государствен­ной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Методика должна предусматривать и предотвращать ряд проблем, среди которых, например, те, что связаны прежде всего с уровнем оснащения компьютерной и множительной техникой, созданием современных технических средств доставки инфор­мации потребителю и расширением источников информации.

Для совершенствования и реализации в данном случае необходимо:

. обеспечить методические службы необходимой компью­терной и множительной техникой;

. провести учебу и повысить квалификацию специалис­тов в области новых технологий;

. вести постоянный мониторинг информационно-методи­ческих потребностей и обеспеченности отрасли основными ви­дами информации;

. организовать доступ субъектов к сети Интернет. Исполнение данных программных мероприятий позволит:

. сформировать единое областное информационно-мето­дическое пространство;

. обеспечить свободный доступ специалистов области к информационным ресурсам;

. обеспечить экстренный обмен информацией на област­ном уровне;

. внедрять дистанционные формы организации и управ­ления процессами развития социокультурной деятельности и народного творчества на основе современных информацион­ных технологий;

. модернизировать методико-управленческую работу различных уровней;

. разрабатывать методики, позволяющие создать каркас концепции реструктуризации сети подведомственных культурно-досуговых учреждений.

В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Еще одна четкая проблема - отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. По некоторым данным, в беседах с методистами районных домов культуры было выявлено, что большая часть не может ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.

Исследовательская деятельность у методистов районных домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключительным этапом методической деятельности, а с другой — ее источником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.

Итогом исследовательского типа деятельности являются предметы-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследовательский тип деятельности пронизывает весь процесс методической деятельности и выполняет информационную функцию.

Поскольку всякая система представляет собой не только формальные, но и неформальные отношения между субъектом и объектом, то здесь на первый план выдвигаются индивидуальные особенности, которые могут оказывать заметное влияние на эффективность труда. Качество и эффективность методической деятельности во многом зависят то творчества субъекта, его активности, изобретательности и находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и эмоционального воздействия. Однако активность и оригинальность опираются на глубокие профессиональные знания. Поэтому методист должен в совершенстве знать проблемы культурно-досуговой деятельности, тенденции развития практики, замечать ростки нового, передового, обобщать опыт, передавать его другим, уметь обращаться с техническими средствами культурно-досуговой деятельности, иметь навыки оформления наглядной агитации, быть хорошим психологом, организатором, проявлять инициативу во внедрении всего нового, что накоплено теорией и практикой.

Методическая деятельность всех уровней методического воздействия строится на обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности передовом опыте. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Между субъектом и объектом существует целая система взаимодействий через различные формы и средства. Субъект методической деятельности получает информацию о социальных задачах культурно-досуговой деятельности, используя имеющийся опыт.

Под опытом культурно-досуговой деятельности следует понимать совокупность практически усвоенных работниками культуры знаний, умений, навыков, способных достичь положительных результатов. Опыт можно приобрести экспериментальным путем в специально созданных условиях с целью проверки научных знаний.

 

Таким образом, целесообразно выделить основные этапы изучения передового опыта:

1.. определение цели и задач изучения,

2.. выбор актуальной темы;

3.. выявление носителей передового опыта;

4.. изучение, сбор фактического материала.

Методы:

1.. непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.);

2.. подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы;

3.. типичные, характерные черты изучаемого опыта, его сущность и значение;

4.. проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения;

5.. выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.