Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы поиска инновационных идей






Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск — самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реа­лизация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является же­стко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими про­дуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономиче­ской ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль при­надлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию техничес­ких и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и ин­струментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) есть метод научного иссле­дования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — это метод научного исследования ка­кого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) предполагает мыс­ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипоте­зы. Гипотеза (греч. hipothesis — основание, предположение) вы­ступает как научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния какого-либо явления и требующее проверки на опыте и тех­нического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение — это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразова­ние и переработка данных восприятия и другого материала про­шлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor — пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы вне­запно, без логического обдумывания находить правильное ре­шение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутрен­нее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучае­мого вопроса.

Инсайт — это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный харак­тер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновацион­ной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие ме­тоды: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретатель­ских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов — по сути, это усовершенство­ванный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее со­ставленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (се­рией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рас­смотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен аме­риканским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1.В решении поставленной задачи участвуют две группы лю­дей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи — это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными зна­ниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — обычно люди с большим объемом знаний и критическим скла­дом ума, играющие роль аналитиков.

2.При генерировании идей никаких ограничений нет. Вы­сказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьюте­ре, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в ус­ловиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3.Философская основа мозгового штурма — теория 3. Фрей­да. В обычных условиях мышление и поведение человека опре­деляются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорыва­ются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступ­ки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляет­ся в запрете на критику. Но запрет на критику — это одновре­менно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продол­жительность штурма — не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцар­ским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph — форма) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявле­ния, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последователь­ных этапов:

1-й этап — формулировка проблемы;

2-й этап — постановка задачи;

3-й этап — составление списка всех характеристик обследуе­мого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап — составление перечня возможных вариантов реше­ния по каждой характеристике. Этот перечень сводится в много­мерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфоло­гического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, ге­нерируют по каждой из них список всевозможных форм воз­действия или альтернатив, затем строят таблицу, осями кото­рой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вари­антов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап — анализ сочетаний выявленных свойств;

6-й этап — выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении при­знаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фо­кальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1.Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3.Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассо­циаций.

6.Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ас­социаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с грече­ского означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У.Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гор­дон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологиче­скую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: пря­мая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пы­таясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия — это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико- математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор пра­вильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

1. Анализ сформулированной проблемы.

2.Анализ характеристик известных аналогов новых продук­тов или операций.

3.Формулировка общей идеи, а также задач, которые необ­ходимо заложить в разработку инновации.

4.Выбор основополагающих идей — генерируются возмож­ные инновационные идеи, производится их анализ методом эв­ристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko — нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5.Контроль идей.

6.Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7.Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) пред­ставляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобре­тательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1.Анализ задачи — это переход от расплывчатой изобрета­тельской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2.Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вешественно-полевых ресурсов, которые можно ис­пользовать при решении задачи: ресурсов пространства, време­ни, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) — это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемные (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3.Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4.Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приво­дит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5.Применение информационного фонда — использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ, включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6.Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи реша­ются преодолением физического противоречия, например раз­делением противоречивых свойств во времени и в пространст­ве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи — снятием первоначальных ограничений, обусловленных психо­логической инерцией и до решения кажущихся самоочевидны­ми. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее кор­ректировки.

7.Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, срав­нивается фактический ход решения с теоретическим, установ­ленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устра­нено почти идеально («без ничего»).

8.Применение полученного ответа; поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9.Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.